kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и виды вышивок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и виды вышивок

Методы и виды вышивок

Методы и виды вышивок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и виды вышивок»

План-конспект открытого урока в 7 классе.


Тема урока: «Методы и виды вышивок»


Цель: совершенствовать навыки ручного вышивания на примере счетных швов.

Форма урока: урок-путешествие.

задачи:

  • Образовательная — ознакомить учащихся с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения шва крест.

  • Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе; развивать воображение эстетический вкус.

  • Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.

Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.


Планировала работу учениц на уроке с проявлением следующих качеств:

  • активность

  • ответственность

  • самоконтроль

  • умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию

  • стремление к взаимопониманию.



Объект труда: сувенир, подушечка игольница.

Материальное оснащение: презентация, готовые работы вышивок учащихся, ,  канва, нитки мулине, иглы для вышивки крестом, игольница, ножницы для подрезания нитей, пяльцы, схемы для вышивки; альбом с образцами вышивок, таблицы с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.

Оснащениекомпьютер, проектор, презентация “Счетные швы”.

План.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

  3. Актуализация знаний.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. (3–5 мин.)

Проверка учащихся по журналу; проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых для урока материалов, инструментов и приспособлений (см. материальное оснащение урока). Дежурные раздают технологические карты счетных швов.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем в начале марта?

-8 марта Женский праздник. Поздравляем мам и бабушек.

- А кто такая мама? Какие чувства вы испытываете к ней?

- Когда же искренне любишь, хочется сделать ему приятный сюрприз. Многие писатели и поэты находят самые красивые слова, чтобы выразить

свою любовь к матери. Я думаю, вы тоже знаете такие слова. ( Чтение стихов)

Слайд 2

Ученица 1. Маме подарок я сделать решила,

Шкатулку с катушками тихо открыла,

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зеленую нитку в иголку.

Ученица 2.Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за снежочком стежочек.

Я вышиваю чудесный цветочек

И закрепляю последний стежочек.


Ученица 3.Нитку с иголкой в шкатулку кладу.

В мамину комнату тихо иду.

Встану на низкую табуретку

И на комод постелю я салфетку.

В комнату мама войдет, удивится:

- Дочка, какая же ты мастерица!


- Сегодня мы с вами будем мастерами и мастерицами - будем вышивать

праздничную подушечку - игольницу в подарок маме.

- Давайте с вами совершим путешествие во вышивке

Презентация Вышивка разных народов (Русская, калмыцкая, украинская, молдавская и т.д.)

2. Повторение.

У чащимся предлагается разгадать кроссворд по теме предыдущего урока слайд 2–13. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему сегодняшнего урока.



1. Повторяющийся элемент в орнаменте.
2. Инструмент для вышивки.
3. Объединение элементов изображения в одно художественное целое единой формы и содержания.
4. Одноглазая старушка узоры вышивает (загадка).
5. Нитки для вышивки.
6. На пальце одном ведерко вверх дном (загадка).
7. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
8. Световой тон, окраска чего-нибудь.
9. Место соединения деталей строчкой, способ вышивки (множественное число).
10в. Часть строчки между двумя проколами иглы.
10г. Швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани.

3. Актуализация знаний. (3–5 мин.)

Итак, тема урока – “Счетные швы”. Учащиеся записывают тему и новый термин в рабочие тетради. Учитель сообщает цель урока.

Для того чтобы работа доставляла удовольствие, нужно удобно расположиться на рабочем месте, правильно и безопасно ее выполнять слайд 14–17.

Подготовка к вышивке состоит из следующих этапов:

  • Подбор материалов, инструментов и оборудования.

  • Организация рабочего места. Посадка.

  • Перевод рисунка на ткань.

  • Заправка ткани в пяльцы.

  • Заправка нити в иглу.

  • Техника безопасности.

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самый же распространенный вид ткани для вышивки крестом – канва.

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно вышивают через две нити. Благодаря своей плотной структуре, лен хорошо подходит для вышивок, где остается много незашитого фона.

Накладная канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.

Страмин – это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине. [1]

В счетной вышивке используют следующие нитки (учитель демонстрирует образцы, дает краткую характеристику ниток).

Вышивальные нитки (мулине) используются в различных техниках вышивания, особенно для вышивки крестом и гладью.

Мягкие вышивальные хлопковые нитки – толстая матовая нить. Как правило, используются для вышивки на тяжелых тканях, например, для вышивания настенных гобеленов, для выполнения шнурковых или сложных обмоточных стежков.

Мерсеризированные нитки – крученная хлопковая нить с характерным сильным блеском различной толщины в виде мотков и клубков.

Металлизированные вышивальные нитки – нить, похожая на маленькую блестящую проволочку. Применяется отдельно или в сочетании с хлопчатобумажными или шерстяными нитками.

Шелковые и вискозные нитки используются в вышивании для создания сильного блеска и придания готовой вышивке мягкости и шелковистости.

Тонкая шерстяная пряжа – нить в 2 сложения, широко применяющаяся в вышивке шерстью по ткани как отдельно, так и в соединении с другими нитками.

Гобеленовая шерсть – тяжелая пряжа, которой вышивают в целое сложение гобелены по счетным схемам.

Учащиеся повторяют организацию рабочего места, технику безопасности при работе с ручными инструментами и ВТО, способы перевода рисунка на ткань, посадку при вышивании, правила заправки ткани в пяльцы и положение рук при вышивании.

4. Объяснение нового материала. (10–15 мин.)

Теперь вы знаете, что швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани, называют счетными швами. Учащиеся открывают учебники [1] на странице 96, §15 “Счетные швы”.

К счетным швам относятся: косая стежка, набор, полукрест или “роспись”, счетная гладь, “козлик”, крест, гобеленовый и другие. Учащиеся записывают названия счетных швов в рабочие тетради .

Мотивы узоров и приемы выполнения счетных швов применяют для оформления занавесей, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.

Учитель дает краткую характеристику счетных швов, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов Слайды 19–26 и обращает внимание учащихся на технологические карты счетных швов Приложение, Рисунки 1–12 и содержание учебника.

Набор (брань) – двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество, выполняется стежками разной длины шва "вперед иголку" по счету нитей. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении – вдоль (по горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно. Узоры набора составляют параллельные ряды горизонтальных или вертикальных стежков, уложенных на расстоянии одной или двух нитей. Особое место занимает "набор" в древней технике народного вышивания орловский "спис", где контур рисунка выполняется стебельчатым или тамбурным швом, а внутри – мелкими стежками "набора" – "бранками". Таким же способом вышивают и "русскую гладь". Основной цвет – красный с незначительным добавлением черного и синего .

Шов "роспись" или "полукрест". Выполняется швом “вперед иголку”. Сначала обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем движением иглы в обратном направлении заполняют пропущенные места и детали узора расположенные внутри контура. Разновидности шва "роспись": чешуйка; клетка; шашечка; кустики; птичка .

Счетная гладь бывает односторонняя (а) и двусторонняя (б, в). Вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по горизонтали и вертикали, а в косой – с различным наклоном .

Косая стежка – глухой односторонний счетный шов. Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы .

Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины. Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4–8–12) в два раза больше, чем по вертикали (2–4–6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия – “куриный” или “сорочий брод”.

Шов "козлик" или "бархатный" выполняют слева направо. Игла при работе всегда повернута острым концом налево. Нитку закрепляют в точке 1, делают стежок 2–3 на верхней линии, затем стежок 4–5 на нижней линии и т.д.

Шов “крест” в один ход выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Первый стежок ложится из левого нижнего угла клетки в правый верхний или наоборот. Перекрывает его стежок, проходящий из левого нижнего угла клетки в правый верхний. Шов “крест” в два хода вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема. Следует помнить о том, что все верхние стежки вышивки должны ложиться в одном направлении .

Гобеленовым швом вышивают по холсту, рогожке или канве. Выполняют слева направо так, чтобы стежки ложились наискосок от левого нижнего угла к правому верхнему. Высота стежка 2-4 нити ткани, а между стежками – 1 нить или соответственно 1 или 2 нити канвы .

Профессии, связанные с вышиванием: вышивальщица, художник-мастер по тканям. Учитель дает краткую характеристику профессиям, называет правила ВТО вышитых изделий.

4 Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

  1. Учащиеся, работая в парах, проверяют организацию рабочего места для выполнения ручных работ. Моют руки с мылом.

  2. Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, напоминает учащимся правила техники безопасности.

  3. Учащиеся выполняют практическую работу № 13, стр. 102 учебника.

  4. Пользуясь схемами в учебнике (или подобранными дома) и технологическими картами Приложение, Рисунки 10–12, учащиеся учатся выполнять шов “крест”. Текущий инструктаж по соблюдению ТБ, правильности приемов работы.

6. Подведение итогов урока.

Хочется закончить урок пословицей «Маленькое дело - лучше большого безделья»

  1. Контроль усвоения новых знаний в форме фронтальной беседы.

  2. Анализ типичных ошибок допущенных учащимися.

  3. Демонстрация лучших работ учащихся.

  4. Выставление оценок.

  5. Анализ учащимися достижения поставленной в начале урока цели

Рефлексия

1.На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
3. Урок мне показался … коротким / длинным
4. За урок я … устал / не устал
5. Моё настроение стало … лучше / хуже
6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.

7. Домашнее задание. Прочитать §15 [1], с.96-104, уметь распознать и назвать счетные швы, знать их особенности. Закончить вышивку, выполнить ВТО. Принести рабочую коробку с инструментами материалами и принадлежностями, готовый образец вышивки.

  1. Уборка рабочих мест учащимися.

Шов «крест» в один ход

В ыполняется двумя перекрещивающимися стежками. Первый стежок ложится из левого нижнего угла клетки в правый верхний или наоборот. Перекрывает его стежок, проходящий из левого нижнего угла клетки в правый верхний.



















Шов «крест» в два хода

В ышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема.
























м



  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


  1. На уроке я работал … активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
    3. Урок мне показался … коротким / длинным
    4. За урок я … устал / не устал
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
    7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным.


Самоанализ открытого урока.

Урок проводился в шестом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 45 мин.


Основная цель данного урока была направлена на решение задач личностного развития учащихся.


Были поставлены следующие задачи:

  • Образовательная — ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения болгарского креста.

  • Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе ; развивать воображение эстетический вкус.

  • Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.

Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.


Планировала работу учениц на уроке с проявлением следующих качеств:

  • активность

  • ответственность

  • самоконтроль

  • умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию

  • стремление к взаимопониманию.


На уроке была создана личностно – ориентированная ситуация, соответствующая личностному опыту в сфере, в которой мог бы реализовать себя ученик.

Мной были использованы технологии:

  • личностно - ориентированного обучения

  • система диалога

  • игрова ,в виде кроссворда

  • практическая

  • ИКТ (информационно компьютерная технология, презентация)


Тип урока : комбинированный. Формы работы: индивидуальная, по парам


Принципы обучения: наглядность, доступность, оптимальное сочетание методов и форм обучения.

Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала,

Практические упражнения.


Материалы и инструменты: рабочая тетрадь ,учебник, карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, гобеленовые иглы, схемы рисунков, ножницы.


Оборудование: Экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация «Вышивание крестом».


На уроке сформировалась атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств учениц. Урок проводила с желанием, учитывая настроение и работоспособность детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методы и виды вышивок

Автор: Ким Ольга Николаевна

Дата: 10.10.2022

Номер свидетельства: 614715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по технологии в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188511"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426689233"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока технологии "Вышивка. Тамбурный шов""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-vyshivka-tamburnyi-shov"
    ["file_id"] => string(6) "275174"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452527149"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья" "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-konspiektov-fakul-tativa-kul-tura-povolzh-ia"
    ["file_id"] => string(6) "136146"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417035923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "развивающее обучение- урок Народные традиции в вышивке. Счетные швы "
    ["seo_title"] => string(82) "razvivaiushchieie-obuchieniie-urok-narodnyie-traditsii-v-vyshivkie-schietnyie-shvy"
    ["file_id"] => string(6) "125346"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414953865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-tiekhnologii-v-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276550"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452760884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства