Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная
Индивидуальная
Оборудование (источник информации): мультимедийный проектор, слайдовая презентация, карточки с изображением цветов, индивидуальные технологические карты (пооперационные), инвентарь (посевной ящик, маркёр, трамбовка, совок, лейка), почва, семена бархатцы.
ББУ:
Личностные учебные действия
осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
Регулятивные учебные действия
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Коммуникативные учебные действия
умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых и др.);
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«Отчего зацвёл цветок?» -
Мальчик спрашивает мать.
«Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!»
Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!
Сегодня у нас открытый урок, поэтому на нашем уроке присутствуют учителя трудового обучения нашей школы.
Я уверена, что вы отнесетесь к уроку со всей ответственностью, главное не волноваться, быть внимательными, давать полные и точные ответы.
2.Отчет дежурного.
Класс к уроку готов. Присутствуют ___ человек. Отсутствуют __________________________________________.
Учитель: Перед тем как перейти к основной теме нашего урока, давайте вспомним, на какие большие группы делятся все цветковые растения по циклу развития. ( Однолетние, двулетние, многолетние.)
Учитель: Какие растения называются однолетними? (Однолетними называются растения, у которых цикл роста и развития составляет 1 год.)
Учитель: В какое время года растут и развиваются однолетние цветковые растения? (Весной их высевают, семена дают всходы, летом растут и развиваются, зацветают, а осенью дают плоды (семена) и отмирают.)
Учитель: Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних?(Однолетние цветковые растения отличаются от многолетних тем, что осенью у однолетников отмирает как наземная, так и подземная части, а у многолетников отмирает только наземная часть.)
Учитель: Чем размножаются однолетние цветковые растения?
(Однолетние цветковые растения размножаются семенами.)
Учитель: Чем отличаются однолетние цветковые растения от двулетних?
( Однолетние цветковые растения отличаются от двулетников тем, что однолетники цветут ежегодно, а двулетники первый год растут и развиваются, а зацветают лишь во второй год.)
Учитель:Я хочу предоставить вашему вниманию презентацию с однолетними, двулетними и многолетними цветковыми растениями.
4. Повторение ранее изученного материала.
А)Коррекционно - развивающее упражнение.
«Какой цветок лишний?» Перед вами лежат картинки цветов , разложите их по предложенной схеме.
7.Проверка исследовательской работы, заданной на дом. Изучение нового матеиала.
Учитель: Что было задано на дом? (На дом задано найти в различных источниках (книгах, журналах, в интернете) информацию о бархатцах следующего характера: где используются бархатцы помимо цветоводства?)
Учитель: Правильно. Кто желает рассказать?
( ***Бархатцы принадлежит семейству астровые. Родина растения – Южная Америка .
Стебли этого замечательного и высоко-декоративного растения прямостоячие, разветвленные и образуют компактный или раскидистый куст. Куст бархатцев нередко достигает высоты 130 см. Соцветия растения представляют собой корзинки ярких и пышных цветов. Наиболее известны бархатцы желтых, оранжевых, красных цветов .
Растения интенсивно цветут с начала июня до первых заморозков.
Садоводам-профессионалам известны почти 60 видов бархатцев.
Бархатцы часто используют как декоративные растения для украшения клумб. Но есть и другое употребление бархатцев. В южных странах бархатцы используют не только как декоративное растение, но и употребляют в пищу. В начале 20-го века стали вырабатывать эфирное масло бархатцев, которое нашло применение в косметологии и парфюмерии. В медицине используют головки бархатцев.
Бархатцы - снимают нервное напряжение, улучшают настроение, дают жизненную силу и уверенность, избавляют от неврастении, тонизируют весь организм.
Лечебные свойствабархатцев используются в следующих случаях: - при бессоннице, депрессии, неврозе и гипотонии
- при простуде и гриппе, заболеваниях дыхательных путей
- для улучшения зрения
В Китае бархатцы называли "цветками долголетия". (Евдокимов Саша.)
***Бархатцы получили свое название не случайно. Их плотные, скученные соцветия разной окраски в потоках солнечного света выглядят как миниатюрные бархатные шапочки.
Из соцветий бархатцев получают пищевую краску желто - коричневого цвета, которую используют для добавок в различные кондитерские изделия.
На латыни бархатцы означают – «шапочки- тагетес».
Бархатцы имеют специфический запах, который отпугивает вредных насекомых.
У бархатцев есть одна особенность, они оздоравливают почву, предотвращая различные грибные заболевания. Поэтому их полезно сажать. (Алибеков Максим.)
Учитель:Спасибо, ребята за отличные ответы.
Бархатцы, как маленькие солнышки,
Сохраняют летнее тепло.
Осенью, под неприятным дождиком,
Как и в ясный день от них светло!
Я хочу дополнить рассказ учеников.
(рисунок бархатца)
Бархатцы это однолетнее травянистое растение.
Корневая система мочковатая, сильно разветвленная. Корень из почвы всасывает влагу и питательные вещества и передает по стеблю листьям и цветкам.
Стебель прочный, является опорой для бархатцев, через которую по капиллярам предаются вода и питательные вещества.
Листья – рассеченные с пильчатым краем, сложные, от светло до темно- зеленого цвета.
Цветок. Соцветие - одиночная корзинка, разнообразной формы и окраски, от желто-оранжевого до красно-коричневого цвета, бывают так же двухцветные.
Семена. Плод-семя сплюснутое, продолговатое, узкоклиновидное, черное с желтоватым концом.
Учитель:
Учитель: Чем размножаются бархатцы? (Семенами)
Учитель: Бархатцы бывают трех видов:
Бархатцы прямостоячие мощные, высотой от 40 до 100 см, соцветия у всех сортов махровые, очень крупные, диаметром около 7-15 см. Бархатцы отклоненные гораздо ниже, высотой 20-40 см. У них соцветия могут быть и махровыми, и немахровыми, диаметром 4-7 см. У бархатцев тонколистных высотой 20-30 см ажурные, тонкоразрезные листья и совсем мелкие, диаметром 1-2 см, немахровые соцветия.
Видеосюжет.
Учитель:Бархатцы высаживают в защищенный грунт во второй половине марта. Всходы появляются на 4-6 день после посева. Сеянцы тагетеса часто погибают от черной ножки.
Учитель:Что такое черная ножка? (Гниль корневой шейки сеянцев)
Учитель:Чтобы этого не случилось, наполненный почвенной смесью контейнер необходимо пролить темно-розовым раствором марганцовки. После легкого уплотнения почвенной смеси, нада сделать на поверхности неглубокие бороздки 1-2 см.Равномерно распределить семена бархатцев по бороздкам. Удобнее всего это сделать при помощи небольшого листочка белой бумаги.Сверху посевы присыпьте той же почвенной смесью около 1 см.Увлажните посевы. Старайтесь это делать аккуратно, не размывая верхний слой почвы, чтобы семена не оказались на ее поверхности.
8. Физкультминутка.
9. Закрепление изученного материала.
- Опишите семена бархатцев.
Работа с упаковочными семян.
- Какую информацию пишут на пакетах?
Практическая работа.
Тема: «Высевка семян бархатцев»
Учитель: Для работы нам понадобится специальный инвентарь для посева и выращивания рассады, давайте вспомним, как называются инструменты?
( Посевной ящик, маркер, совок, трамбовка.)
Учитель: Что необходимо сделать перед началом каждой практической работы?
( Составить план действий, технологическую карту.)
Учитель: С чего начнем работу?
(Приготовим почвенную смесь. Хорошо перемешаем и заполняем посевной ящик.)
Как вы думаете, какое следующее действие?
( Нужно обозначить рядки, куда раскладываются семена.)
Учитель: Действительно, с помощью специального инструмента мы делаем посевные бороздки на расстоянии 5 см и глубиной 1.5см.
Теперь выкладываем на белый лист семена из конверта и аккуратно раскладываем их в бороздки. Что делаем далее?
(Присыпаем посевы почвенной смесью около 1 см.Чтобы семена взошли, им необходима влага, для этого осторожно поливаем.)
Учитель: В завершении мы с вами обозначим сорта бархатцев.
Перед вами на рабочих столах лежат названия операций, которые нам необходимо выполнить, составьте операционную карту самостоятельно.
Технологическая карта посева семян бархатцев.
№
Последовательность
выполнения.
Содержание.
1.
Подготовить почвенную смесь.
Хорошо перемешать.
2.
Заполнить посевной ящик.
Наполняем почвенной смесью ящик и проливаем раствором марганцовки, выравниваем и уплотняем трамбовкой поверхность почвы.
3.
Разметить рядки.
Разметить маркером на расстоянии 5 см, глубиной 1-2 см.
4.
Разложить семена.
Разложить семена в бороздки с помощью листочка бумаги.
5.
Присыпать посевы.
Присыпать почвенной смесью около 1 см.
6.
Увлажнить посевы.
Полить не размывая верхний слой почвы.
7.
Подписать сорта.
Обозначить сорта бархатцев.
9.Обобщение.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с очень популярным у садоводов растением – тагетес. Научились готовить почву для выращивания на рассаду, освоили способ посева, заготовили 2 ящика с посевами. Выращенная рассада в будущем будет использоваться для декорирования школьного цветника.
10.Итог.
Учитель: Как вы усвоили урок, покажет решение теста.Выполнение теста
Выбери правильный ответ:
К какому семейству относится тагетес?
Розоцветные
Астровые
Сложноцветные
Откуда родом тагетес?
Африка
Европа
Южная Америка
Выберите инвентарь для посева бархатцев на рассаду
Грабли
Посевной ящик
Совок
Маркёр
Трамбовка
Секатор
Почему бархатцы очень популярны у садоводов?
Красивая
Цветет все лето до заморозков
Не нужно полоть
Много сортов
Учитель: А теперь давайте проверим у друг друга работы.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Я поставила такие оценки.
Ребята, все что нас окружает мы должны беречь. Не надо срывать цветы на лугах, клумбах..
Говорят: «Кто любит природу своего края, тот любит не только свою малую родину, но и свою Россию»
11. Оценивание.
12. Орг. Окончание урока.
ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Ериловка»
Самоанализ урока
по технологии
в 5 классе
Тема: «Виды бархатца»
Учитель: Старикова Л. В.
2021год
Тема: «Виды бархатца»
Место проведения:
Кто проводил: учитель технологии -
Старикова Лариса Викторовна
Представленный Вам открытый урок по технологии по теме: «Виды бархатца» соответствует программе календарно-тематического планирования уроков биологии в5 классе. Проведенный урок относится к разделу «Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке», разработан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся класса. На предыдущих уроках были изучены темы о однолетних растениях. При проведении урока была поставлена цель:
расширить знания учащихся о растениях, многообразии видов.
Задачи:
Цель урока: Познакомить детей с видами бархатца.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся по теме: «Однолетние цветочные растения»
Продолжать учить отличать однолетние растения от других по внешним признаками, их характеристикам.
Продолжить знакомство с рассадным способом выращивания цветочных культур.
Учить применять полученные знания в практической деятельности.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение работать с карточками и устанавливать последовательность выполнения технологических операций.
Создать условия для развития коммуникативно- творческой способности, для развития логического мышления, памяти, внимания и речи.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к сельскохозяйственному труду, прививать любовь к цветочным растениям, учить бережному отношению к природе.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Прививать мотивации к учению и создание на занятии дружеской атмосферы.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
- кабинет;
- компьютер;
- проектор
2. Дидактическое обеспечение:
- презентация Microsoft Power Point;
- учебно- техническая документация: раздаточные дидактические материалы ( карточки с заданиями), учебник, плакаты, натуральное растение, семена цветов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная
Индивидуальная
Оборудование (источник информации): мультимедийный проектор, слайдовая презентация, карточки с изображением цветов, индивидуальные технологические карты (пооперационные), инвентарь (посевной ящик, маркёр, трамбовка, совок, лейка), почва, семена бархатцы.
Методы стимулирования и мотивации к учению - игровая деятельность, упражнения в выполнении требований, оценивание.
Данные методы позволили изучить большой по объему учебный материал, проверить умения и применять полученные знания на практике; способствовали развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать. Воспитательный и развивающий аспекты планировалось раскрыть по ходу всего урока.
При проведении урока аспектами форм взаимодействия были индивидуальная, групповая, коллективная работа. Для активизации познавательной деятельности учащихся в урок были включены загадки, игры, интересный познавательный материал о растениях, опорные схемы и таблицы. При изучении нового материала на уроке было включено использование компьютера для работы с презентацией, и применен практический метод: посев семян в ящик, что также способствовало активизации познавательной деятельности учащихся.
Элементы здоровьесберегающих и информационно- коммуникативных технологий помогли мне провести урок познавательным и интересным. Для предупреждения перегрузки учащихся была проведена физкультминутка, которая перекликалась с темой урока.
Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности была подчинена поставленным задачам. На протяжении всего урока учитель работала над развитием зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия и пространственной ориентировки, велась коррекция мелкой и крупной моторики пальцев и рук.
Открытый урок прошел согласно разработанному плану урока, учащиеся были дисциплинированы, к выполнению заданий подошли серьезно, можно выделить следующие положительные черты урока:
1. Использованная презентация соответствовала эстетическим нормам, возрастным особенностям учащихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность и новизну;
2. Положительный эмоциональный настрой учащихся во время мероприятия, интерес, который вызвала у них обсуждаемая тема, доброжелательная атмосфера во время урока.
3. Поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся в течение урока.
4. Большая часть информации являлась новой для учащихся, поэтому вызывала их живой непосредственный интерес
Открытый урок был подготовлен педагогом. От учащихся специальной подготовки не требовалось. Все этапы урока связаны между собой, каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего. Благодаря разнообразию подобранных методов в проведении урока учащиеся 5 класса были активны весь урок, сохраняя высокую работоспособность в течение всего урока. Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Дети с заданиями справились. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.