Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса»
Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса»
Методическая разработка урока по предмету «Основы геологии» подготовила Зейнешова Зейне Абдикаликовна преподаватель Риддерского аграрно-технического колледжа управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата. Тема урока «Сернистые соединения. Общая характеристика класса». Разработка составлена на основе действующей учебной программы по дисциплине «Основы геологии», включает дидактический материал, в котором изложены задачи, организационные формы и методические приемы по проведению учебного занятия. В содержание методической разработки включены:
1. Выписка из учебной программы по предмету
2. Рекомендации по обоснованию выбора темы, методов обучения, типа и структуры урока
3. Методические рекомендации по обоснованию целей урока и основных этапов урока.
4. План учебного занятия
5. Методические указания по проведению этапов урока
6. Материалы урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса» »
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж»
Методическая разработка урока
Дисциплина «Основы геологии»
Тема: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса»
Составила: З.А. Зейнешова
Рассмотрено и одобрено
на заседании предметной комиссии
металлургических дисциплин
Протокол_____________________
Председатель ПЦК_____________
Риддер, 2014 г
Введение
Методическая разработка составлена на основе действующей учебной программы по дисциплине «Основы геологии».
Методическая разработка включает дидактический материал, в котором изложены задачи, организационные формы и методические приемы по проведению учебного занятия.
В содержание методической разработки включены:
1. Выписка из учебной программы по предмету
2. Методические рекомендации по обоснованию выбора темы, методов обучения, типа и структуры урока
3. Методические рекомендации по обоснованию целей урока и основных этапов урока.
4. План учебного занятия
5. Методические указания по проведению этапов урока
6. Материалы урока
1.Обоснование распределения учебного времени.
Методическая разработка составлена по разделу 5. «Основы кристаллографии, минералогии и петрографии». Тема «Сернистые соединения. Общая характеристика класса».
Количество часов на изучение темы в соответствии с действующей учебной программой составляет 2 часа. Выписка из учебного плана представлена ниже.
Раздел 5. «Основы кристаллографии, минералогии и петрографии»
Часы
Вид
занятия
Календарные сроки изучения тем
Домашнее задание
с указанием
литературы
Элементы кристаллографии.
2
Пробл.
лекция
9 неделя
27-31.10.14
Миловский А.В.
15-37
Сингонии кристаллов. Простые формы кристаллов.
2
Комб.
с элем. пробл обуч.
10неделя
3-7.11.14
Формы нахождения минералов в природе.
2
87-94
Лабораторная работа №1
«Изучение форм нахождения минералов в природе».
2
Лаб. раб.
11 неделя
10-14.11.14
Пособие к лаб. раб
Инструкционные карты
Характеристика минералов и их физических свойств.
2
Комб.с элем.пробл. обуч.
77-87
Лабораторная работа №2
«Изучение физических свойств минералов».
2
Лаб. раб.
12 неделя
17-21.11.14
Пособие к лаб. раб
Инструкционные карты
Процессы образования минералов.
2
Пробл.
лекция
94-107
121-124
Классификация минералов. Самородные элементы.
2
Комб.с элем. пробл. обуч.
13 неделя
24-28.11.14
124-134
Сернистые соединения. Общая характеристика класса.
2
135-151
Оксиды. Галоидные соединения. Общая характеристика классов.
2
14 неделя
1-5.12.14
155-179
228-235
152-155
Карбонаты. Сульфаты. Фосфаты. Вольфраматы. Общая характеристика классов.
2
242-245
236241
247-249
Силикаты. Общая характеристика класса.
2
15 неделя
8-12.12.14
180-225
Лабораторная работа №3
«Изучение и определение минералов класса сульфидов и самородных элементов.
2
Лаб. работа
Пособие к лаб. раб
Инструкционные карты
Лабораторная работа №4
«Изучение и определение минералов класса оксидов и галоидных соединений.
2
16 неделя
15-19.12.14
Лабораторная работа №5
«Изучение и определение минералов класса карбонатов, сульфатов, фосфатов и вольфраматов.
2
Лаб. работа
Пособие к лаб. раб
Инструкционные карты
Лабораторная работа №6
«Изучение и определение минералов класса силикатов».
2
17 неделя
22-26.12.14
Содержание и задачи петрографии. Магматические горные породы.
2
Комб.с элем. пробл. обуч.
251-301
Осадочные горные породы.
2
18 неделя
29.12-2.01.15
304-350
Метаморфические горные породы.
2
351-377
Итого по разделу
38
Содержание темы согласно учебной программе следующее: Сернистые соединения. Общая характеристика класса. Простые и сложные сульфиды. Дисульфиды, двойные сульфиды. Характеристика свойств минералов: халькозин, пирит, аурипигмент, халькопирит, галенит, сфалерит, киноварь, антимонит, молибденит, борнит, ковеллин, реальгар.
2. Обоснование выбора темы, методов обучения и типа урока.
Изучаемая тема, имеет большое значение в разрезе специальности и дисциплины. Знание физических свойств минералов класса сернистых соединений позволяет обучающимся объяснить многие процессы и явления происходящие как в недрах Земли, так и на ее поверхности, а также более осознанно усваивать материал при изучении таких разделов как:
- «Основы учения о полезных ископаемых»
- «Основы методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых».
Так как изучение дисциплины осуществляется с использованием элементов технологии проблемного обучения - одним из способов создания проблемной ситуации является «побуждение» студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, к обобщению учебного материала большого объема. На данном уроке это достигается следующими приемами: преподаватель указывает на проблему, учащиеся формулируют ее и решают. При этом конечный результат им заранее не известен.
Особенностями технологии проблемного обучения являются:
вынужденная активность мышления и поведения,
высокая степень вовлеченности,
взаимодействие обучаемых между собой и преподавателем,
повышение мотивации и формирование интереса к предмету.
Эффективность применения на уроке проблемного метода во многом зависит от характера учебного материала. В данном случае деятельность студентов будет построена на обработке большого объема информации, умении их выделять главное, классифицировать и обобщать сведения. Интерес к изучаемому материалу будет формироваться созданием проблемной ситуации, которая позволит студентам быть исследователями и мыслителями, и даст им возможность проявить самостоятельность в поиске решения поставленной проблемы. Важным аспектом деятельности педагога является вовлечение студентов в процесс поиска знаний. Здесь необходимо разнообразие приемов создания проблемных ситуаций, таких как: классификация по определенным признакам, обобщение учебного материала, выделение главного из текста, сопоставление фактов, анализ сравнительных показателей, соревновательные ситуации. Смена видов деятельности и вовлеченность в процесс работы позволяют поддерживать интерес студентов на протяжении учебного занятия.
Результативно применять элементы проблемного обучения позволят
стили обучения, т.е. система воздействия на обучающихся, способы и характер осуществления педагогического взаимодействия. Стиль обучения может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения и т.п. Главное - выбрать наиболее приемлемый способ управления коллективом студентов. Ведь стили обучения для того, чтобы ученику было легче учиться. Различают авторитарный, демократический и либеральный стили общения.
Наиболее подходящим при использовании на уроках элементов проблемного обучения, является демократический стиль. Для которого характерны развитие самостоятельности студентов при выполнении принятых решений, спокойный, приветливый, дружеский тон преподавателя, учет мнения студентов. Преподаватель много внимания уделяет положительной мотивации учащихся за фактические достижения. Зачастую занимается самосовершенствованием и помогает росту творческих исканий у студентов. Демократический стиль преподавания предполагает участие студента в обсуждении задач, стоящих перед группой; требовательность сочетается с убеждением. Преподаватель этим стилем показывает студентам необходимость овладения новыми навыками и формирует стимулы и мотивацию к обучению. Только в этом случае студент четко понимает, что без этих знаний ему не удастся достичь важных для него целей, решить поставленные задачи, справиться с кругом профессиональных обязанностей. Человек, осознавший потребность в новых знаниях, способен демонстрировать исключительное рвение в овладении и реализации вновь познанного. У студентов постепенно формируется желание учиться. Этот стиль более всего близок к оптимальному: здесь больше удовлетворенности процессом и результатами труда, сильнее творческое начало, выше результативность.
Немаловажное значение отводится среде обучения - место, пространство, деятельность целью которых, является содействие обучению. Примерами новой среды обучения сегодня являются электронное обучение и обучение в сотрудничестве (групповая форма обучения). При этом мощным инструментом мотивации, средством развития интеллектуальных и творческих способностей студентов являются мультимедийные технологии и компьютеризация учебного процесса. Использование презентации и информационных ресурсов помогут преподавателю придать уроку современность и сделать его наиболее интересным.
При изучении учебного материала используются следующие методы обучения:
- словесные (дискуссия, беседа),
- наглядные (образцы минералов),
- изобразительные (презентация, где демонстрируются фотографии минералов).
Выбор типа, структуры и содержания урока зависят от дидактических задач, которые решаются на нем. Изучаемая тема является 26 уроком по дисциплине, у обучающихся уже имеется достаточная база и определенные знания по таким разделам, как: «Основы динамической геологии», «Основы структурной геологии». Изучены темы, касающиеся процессов образования полезных ископаемых, Поэтому доминирующее положение занимают разные виды деятельности такие, как работа с определенными свойствами минералов, выделение из текста главного и классификация, обобщение материала. Смена видов деятельности и распределение учебного времени на выполнение поставленных задач и определили выбор типа урока - урок комбинированный, который является стандартным видом урока и планируется по определенной структуре. Структура урока показана ниже.
Структура урока.
Организационный момент.
Опрос (актуализация).
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Усвоение новых знаний.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
3. Методические рекомендации по обоснованию целей урока
и основных этапов урока.
Цели урока следует ставить через результаты обучения, выражающиеся в конкретных действиях обучающихся. Расплывчивость, неопределенность и общий характер целей дают низкую результативность. Поэтому цели должны быть реальны и достижимы, указывать на конкретные результаты обучения, определять конкретные действия по их достижению.
При постановке целей урока важным аспектом является точная их формулировка. В ходе целеполагания необходимо использовать глаголы: обучающийся должен знать, уметь, понимать и т.д. Следует обращать также внимание на более точное и четкое формулирование развивающих целей, через обозначение конкретных умственных и других психических действий.
В данном случае при постановке целей основной упор ставится на решение проблемных ситуаций, которые позволят сделать обучающихся соучастниками поиска знаний. Обоснование целей урока приведено в таблице:
Цели урока
Обоснование
Учебная
Суть проблемного метода обучения заключается в совместном поиске знаний. Способствуя формированию навыков работы с различной информацией посредством установления связей между явлениями и фактами, умений производить классификацию по определенным признакам, анализировать и обобщать информацию преподаватель имеет возможность включить обучающихся в процесс работы на уроке и сделать их активными участниками, повысить мотивацию к получению определенных знаний.
Развивающая
Навыки и способности студентам можно прививать посредством использования приемов анализа, обобщения фактов и обоснования принятых решений. Это позволяет развить у обучаемых аналитическое и логическое мышление. А распределение учебного времени и его правильное дозирование способствуют привитию навыков работы в темпе группы и навыков рационального использования учебного времени.
Воспитательная
Совместная деятельность предполагает воспитание дисциплинированности, ответственности, трудолюбия, способности к анализу своих действий и поступков, позволяет поддерживать интерес к изучаемому материалу и дисциплине в целом.
Согласно структуре урок включает 6 этапов:
Первый этап урока - организационный. Он является обязательным, т.к. организует внимание учащихся. Позволяет настроить обучающихся на совместную деятельность. Дает возможность проверить готовность их к уроку (наличие тетради, письменных принадлежностей и т.д.), обратить внимание на внешний вид.
Организационный момент урока формирует у учащихся дисциплинированность, внешнюю культуру, аккуратность.
Второй этап - актуализация знаний - опрос. Проводится опрос по ранее изученным темам и составлены с учетом их значимости для изучения новой темы. Актуализация позволяет обучающимся закрепить знания и выявить взаимосвязь между геологическими процессами и явлениями, что является важным при изучении нового материала. С учетом разнообразия видов деятельности и времени, необходимого для решения проблемных ситуаций применяю такие виды опроса, которые позволят провести его при минимальных затратах учебного времени. Для развития памяти и устойчивого привития необходимых знаний использую фронтальный опрос (работает вся группа) в виде разминки в течение 10минут. А также опрос письменный (тестовый контроль знаний), работает вся группа в течение15 минут.
Третий этап урока - подготовка обучающихся к усвоению нового материала. Важность данного этапа, в том, что он позволяет активизировать познавательную деятельность студентов на последующих этапах урока. Показав значимость изучаемого материала в разрезе учебной дисциплины и выбранной профессии, преподаватель имеет возможность обеспечить эффективность восприятия нового материала. Включение данного этапа в структуру урока является обязательным. Обычно на его проведение отвожу 2-3 минуты учебного времени, и это дает положительные результаты.
Четвертый этап - усвоение новых знаний. Суть этапа, его роль заключаются в том, что здесь учащимся даются конкретные преставления и знания об изучаемых процессах и явлениях. С целью осознанного усвоения материала создается атмосфера сотрудничества и творчества. Обучающимся дается возможность проявлять инициативность и самостоятельность в решении и обсуждении проблемы. Здесь необходимо разнообразие приемов создания проблемных ситуаций, в моем случае это классификация по определенным признакам, обобщение учебного материала, выделение главного из текста, сопоставление фактов, анализ сравнительных показателей, соревновательные ситуации. Смена видов деятельности и вовлеченность в процесс работы позволят поддерживать интерес студентов на протяжении учебного занятия. При этом нельзя забывать о том, что должна прослеживаться и здоровьесберегающая направленность уроков. Включение в план работы минуты отдыха, с музыкальным сопровождением или физической разминкой, будет не лишней.
Пятый этап - домашнее задание. На уроках геологии практикуется изучение, повторение, закрепление и выявление пробелов в знаниях непосредственно на учебных занятиях. На уроке в процессе совместной деятельности выявляются главные значимые факты и понятия, которые и закладываются в основу задания на дом для повторения.
Шестой этап - подведение итогов урока. Определяется уровень выполнения целей и задач урока. Комментируются полученные результаты, дается краткая характеристика степени участия студентов и их активности в решении поставленных задач. Обязательно необходимо озвучить динамику успешности обучающихся. Провести анализ и сделать выводы по итогам проведенного урока.
4. Структура урока
Дисциплина: Основы геологии
Группа: Г-13
Дата: 28 февраля 2014 г.
Тема урока: Сернистые соединения. Общая характеристика класса.
Тип урока: Комбинированный урок
Личная проблемная тема: «Подготовка конкурентоспособного специалиста на основе формирования личностных и профессиональных качеств посредством использования элементов технологии проблемного обучения»
Новые технологии: элементы проблемного обучения, посредством
использования таких форм как:
1.постановка проблемных вопросов и совместное исследование возможных
способов их решения,
2.побуждение к обобщению новых фактов - учащиеся получают задание
рассмотреть некоторые факты и явления в новом для них материале,
классифицируют их, делают сравнительный анализ и самостоятельные
выводы.
Межпредметные связи: 1. Химия (тема «Элементы таблицы Менделеева»)
1. сформировать устойчивое представление о свойствах и условиях образования, роли и значении минералов класса сернистых соединений;
2.обучать студентов находить связи между геологическими явлениями;
3.содействовать формированию способностей и умений анализировать факты и давать им обоснованную оценку;
4.обеспечить усвоение учащимися изучаемого материала
Должен:
1.обучиться выполнять задание по образцу
2.быть инициативным и принимать участие в обсуждении проблемы
3.осознанно изучать новый материал и получить устойчивое представление о свойствах, особенностях классификации минералов группы сернистых соединений и их значении.
Развивающая
Должен способствовать:
1. развитию умений классифицировать факты, анализировать информациюиделать выводы;
2. выполнять заданиесогласно
установленного времени, в темпе работы всей группы;
3.развитию логического мышления и речи.
Должен:
1.учиться анализировать информацию, выбирать главное и делать выводы:
2.грамотно излагать решения в письменном виде и устно;
3.проявлять стремление улучшать учебные возможности и результаты работы.
1.проявлять на уроке дисциплинированность, 2.анализировать свои достижения и преодолевать психологическую нерешительность;
3.быть корректным и уважать окружающих
План урока
Этап 1.Организационный момент - 2 мин.
- приветствие
- проверить отсутствующих
- организация внимания
Этап 2. Актуализация знаний - 20 мин.
- фронтальный опрос (разминка) - 10 мин.
работает группа
- письменный опрос - 10 мин.
работает группа
Этап 3. Подготовка к усвоению нового материала - 3 мин
Показать значение изучаемого материала в разрезе специальности и изучаемого предмета.
Этап 4. Усвоение новых знаний - 60 мин
Проблемная ситуация 1 - «Произвести классификацию минералов класса сернистых соединений по их физическим свойствам» - 25 мин.
Проблемная ситуация 2«Составить общую характеристику класса сернистых соединений. Обобщить имеющуюся информацию» - 25 мин.
Проблемная ситуация 3 «Сравнитьприсущие сернистым соединениям характерные свойства со свойствами других минеральных классов и сделать выводы» - 10 мин.
Этап 5. Домашнее задание - 2 мин.
Этап 6. Подведение итогов урока.
Уровень выполнения целей и задач урока - 3 мин.
Дополнительные пояснения к приведенной структуре урока
Ход учебного занятия
Содержание
Метод обучения
Средства обучения
Время
Орг. момент
1.Приветствие
2.Определение отсутствующих
3.Организация внимания
Беседа
2 мин
Опрос
1.Фронтальный
2.Письменное тестирование
1.Письменная работа
2.Взаимопроверка
3.Взаимооценка
Тестовые вопросы
20 мин
Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала
1.Сообщение темы и целей урока
2.Показ практической значимости изучаемого материала
3. Постановка проблемы урока
Беседа
3 мин
Усвоение новых знаний
Постановка и поиск решения проблемных ситуаций
1.Словесные:
-объяснение
-беседа
-дискуссия
2.Наглядные 3.Излбразительные
1.Схемы
2.Таблицы
3.Иллюстрации
4.Рисунки
5.Фотографии
6.Образцы минералов
60 мин
Домашнее задание
1.Информация по домашней работе
2.Подведение итогов урока
Сообщение. Разъяснение
5 мин
5.Методические рекомендации по проведению этапов урока.
Организационный этап.
Урок начинается с приветствия. Обращается внимание на внешний вид обучающихся. Проводится перекличка по списку, выясняются причины отсутствия на уроке.
С целью организации внимания и создания рабочей обстановки обращается внимание на наличие конспекта и необходимых принадлежностей. Выясняется готовность обучающихся к уроку.
Организационный момент проводится на государственном языке:
-Сәләмәтсіздерме
-Отыруға руқсат
-Бүгін кезекші кім
-Сабақта кім жоқ
Актуализация знаний - опрос.
Прежде чем приступить к опросу, следует предварительно ознакомить с порядком его проведения и критериями оценки знаний. Желательно, чтобы критерии оценки знаний были типичными и ими владели студенты, тогда они могут оценивать самих себя и друг друга, т. е. проводить самооценку и взаимооценку.
На опрос по плану отведено 20 минут учебного времени, в связи с чем применяются формы опроса, позволяющие за сравнительно короткое время проверить знания и умения обучающихся.
На данном уроке проводятся следующие виды опроса:
- фронтальный (см. приложение 1). Опрашивается каждый студент, задается по одному вопросу. Темп должен быть очень быстрым, что позволяет способствовать развитию памяти, внимания и быстроты реакции.
- письменный тестовый контроль знаний по основным определениям и понятиям курса (см. приложение 2). В тесты включено по 10 вопросов. Вопросы должны быть краткими и лаконичными, не требовать затрат больших времени
Критерии оценки знаний по тестовым заданиям приведены в таблице.
Оценка
Количество неверных ответов
«5»
0
«4»
1-2
«3»
3-4
«2»
5 и более
По имеющимся критериям обучающиеся имеют возможность провести взаимооценку и взаимопроверку знаний. Причем предварительно преподаватель озвучивает ответы на вопросы, а учащиеся отмечают ответы верные (+), не верные (-). Такая форма опроса является одним из элементов активизации учащихся, позволяет тренировать память, способствует запоминанию важных фактов, позволяет повысить способность студентов к самооценке.
Этап подготовки обучающихся к усвоению новых знаний.
Из методов обучения используется беседа, что позволяет обеспечить более высокую эффективность восприятия и осмысления значимости предлагаемого к изучению материала.
Порядок изложения следующий:
- сообщается тема урока;
- постановка целей и задач урока с пояснением возможных путей их реализации;
- доводится до сведения обучающихся практическая значимость изучаемой темы, за основу берется специфика избранной профессии
-сообщается план урока, с обязательной записью его в тетрадях (конспектах)
На проведение этапа по плану отведено 5 минут. А следовательно сообщение преподавателя должно быть четким и конкретным. Внимание учащихся фиксируется на главных узловых фактах и выводах. Вместе с тем в беседу вовлекаются обучающиеся и преподавателю необходимо регулировать ход высказываний, не давая увлечь себя в сторону.
С целью вовлечения обучающихся в процесс работы используется вопросно-ответная форма организации учебной деятельности.
Постановка проблемных вопросов следующая:
Кто из вас знает, какие минералы входят в состав руд Риддерских месторождений?
Какие из свойств руд вам известны?
Какие из химических элементов относятся к цветным металлам?
Усвоение новых знаний. Цель - осознанное восприятие обучающимися учебного материала. Используемые методы обучения:
- словесные (беседа)
- наглядные (образцы минералов)
- изобразительные (презентация)
Основными требованиями к преподавателю при изложении изучаемого материала являются:
- литературная и техническая грамотность,
- живая разговорная манера,
- эмоциональная окраска,
- оптимальная скорость,
- четкость и ясность.
На уроке используется такой метод обучения, как сообщающая беседа, т.е. вопросно-ответная форма организации учебного процесса, суть которой заключается в том, что преподаватель выдвигает перед обучающимися вопросы, подлежащие усвоению, и путем совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам. Способами создания проблемной ситуации является «побуждение» студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, к обобщению учебного материала большого объема.
Приемы создания проблемной ситуации различные. В данном случае преподаватель ставит перед обучающимися следующие проблемные ситуации:
Проблемная ситуация 1. «Произвести классификацию минералов класса сернистых соединений по их физическим свойствам». В качестве наглядного материала предлагается схема работы, приведена далее
№ п/п
Название
минерала
Формула
Плотность
Твердость
Цвет
Цвет черты
Блеск
Генезис
Месторож
дения
Применение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Халькозин
2
Галенит
3
Сфалерит
4
Халькопирит
5
Пирит
6
Борнит
7
Ковеллин
8
Молибденит
9
Киноварь
10
Аурипигмент
11
Реальгар
12
Антимонит
13
Висмутин
14
Марказит
Студенты работают с учебником и заполняют таблицу всеми необходимыми сведениями. В таблицу вносятся основные свойства минералов, сведения об условиях их образования и применения.
Проблемная ситуация 2.«Составить общую характеристику класса сернистых соединений. Обобщить имеющуюся информацию».
По сведениям, внесенным в таблицу, студенты должны собрать и предоставить обобщенную информацию «Общая характеристика класса». Для упрощения работы студентам предлагается план сбора информации, приведен ниже.
План:
Тип минерального класса, согласно принятой классификации минералов по характеру связи между атомами
Обобщить физические свойства и указать наиболее яркие
признаки и особенности минералов класса
Выделить генетические условия образования месторождений
Указать области и отрасли применения.
Студенты в письменном виде излагают свое видение в решении проблемы согласно плану.
Проблемная ситуация 3. «Сравнитьприсущие сернистым соединениям характерные свойства со свойствами других минеральных классов и сделать выводы»
Для решения поставленной проблемы используется метод дискуссии. Первыми излагают свой вариант лидеры. Затем подключаются более слабые обучающиеся. Иногда можно менять порядок и начинать со слабых студентов. Главное прийти к единому мнению. В течение дискуссии преподаватель может вносить коррективы и направлять действия студентов. В итоге, обобщенная и грамотно обработанная информация принимается как окончательный вариант. Студентам дается возможность, вносит поправки в ранее составленный текст в рабочих тетрадях по вопросу «Общая характеристика класса».
Для проведения этапа в соответствии с планом отводится 60 минут учебного времени. Таким образом, преподавателю необходимо постоянно отслеживать время, не отвлекаться, отслеживать работу каждого студента в течение всего урока. Направлять деятельность обучающихся, корректно поправлять ход их действий. Требовать от них четкого выполнения задания.
Домашнее задание.Предусмотрен следующий порядок выдачи задания:
-сообщаются вопросы, которые необходимо повторить дома,
-указывается литература,
-подводятся итоги урока.
На данном этапе в очередной раз следует акцентировать внимание обучающихся на ключевых сведениях, понятиях и фактах. Указать на конкретные вопросы, которые необходимо повторить и запомнить, ввиду их важности в разрезе дисциплины и избранной профессии.
Подвести итоги урока. Совместно с обучающимися, выяснить степень достижения целей и задач урока. Поблагодарить их за содействие и проявленную активность. Озвучить степень успешности. Объявить об окончании урока.
Приложение 1
Вопросы для проведения фронтального опроса-разминки
(количество вопросов составляется по количеству обучающихся в группе)
1. Что понимают под плотностью минералов?
2. Назовите самые тяжелые металлы.
3. Перечислите металлы, относящиеся к группе благородных металлов.
4. Какой металл из класса самородных элементов самый мягкий и пластичный?
5. Что понимают под твердостью минерала?
6. Какое химическое соединение класса самородных элементов имеет твердость равную 10.
7. Какое химическое соединение класса самородных элементов имеет твердость равную 1.
8. Дайте определение прозрачности.
9. Назовите самородное соединение обладающее прозрачностью.
10. Перечислите самородные элементы неметаллы.
11. Назовите самый распространенный химический элемент в земной коре.
12. Дайте определение минерала.
13. Что такое друза?
14. Что такое дендрит?
15. Назовите самородные элементы, встречающиеся в форме дендритов.
16. Что такое блеск?
14. Какие элементы из группы самородных элементов имеют металлический блеск?
18. Что понимают под цветом черты минералов?
19. Какой цвет черты характерен для самородных металлов?
20. Что такое минеральный агрегат?
21. Что такое псевдоморфоз?
Приложение 2.
Текущий контроль знаний
Тестовый опрос
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Самым распространенным элементом в земной коре является кремний
1. да
2. нет
2
Цвет черты серебра черный
1. да
2. нет
3
Алмаз, самый твердый минерал в природе
1. да
2. нет
4
Графит состоит из кремния
1. да
2. нет
5
Сера обладает свойством хрупкости
1. да
2. нет
6
Золото является самым тяжелым металлом
1. да
2. нет
7
Входят ли в состав шкалы Мооса самородные элементы
1. да
2. нет
8
Самородные металлы могут накапливаться в россыпях
1. да
2. нет
9
Гидратация - это процесс водонасыщения
1. да
2. нет
10
Аллювий - материал, отлагаемый в результате деятельности ветра