- ознакомление с одним из видов декоративно – прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, инструментами и приспособлениями);
- видами лоскутного шитья ,выполнение изготовления шаблона ( квадрат)
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий;
- развитие творческих способностей, воображения;
- развитие логического мышления.
- развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей;
- привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы.
Метапредметные результаты (УУД):
регулятивные - освоить теоретические знания лоскутной техники,
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
познавательные –познакомить с основными приемами лоскутной техники, и сочетание цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
личностные – воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
Основные понятия: лоскутная пластика, шаблоны, геометрические фигуры, сочетание цветов.
учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко - Технология ведения дома 6 класс;
Этапы и ход урока
Мотивационно-целевой этап
Организационный момент
Цель этапа:
настроить учащихся к учебной деятельности и
включения в учебный процесс
-приветствие
проверка явки учащихся
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Умение организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве
Ход урорка.
Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества, эстетически преобразующая облик человека, созданная самим человеком
Слайд № 2
Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму.
Слайд № 3
Одежда вначале выполняла функции украшения и “сословного» отличия , а затем с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды.
При изучении развития костюма, история изучает характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека
Слайд № 4
С тех пор как люди начали использовать ткани для пошива и изготовления своей одежды, появилась история лоскутного шитья почти такая же древняя, как этот мир.
Стесненность в средствах толкнула рукодельниц на создание этого стиля. Но они в то время и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани. Тогда бережливые хозяйки годами собирали обрезки тканей, оставшихся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды. Таким способом пополняли свой гардероб жители многих стран, возможно, даже независимо друг от друга.
Слайд № 5
Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся в музее в Каире
Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов.В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
Лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке, но только в кругах старообрядцев. И только в конце XIX века эта техника стала широко известна, но в основном среди крестьян.
Слайд № 6
Также считается, что история пэчворка в том виде, который мы знаем сейчас берет свое начало от европейцев, в спешке покинувших свои дома в направлении Северной Америки. Бросив большую часть своего имущества (а многие и вовсе не имея его), переселенцы испытывали острую нужду во всем. Их одежда за время долгого странствия сильно износилась, денег не хватало на еду. Поэтому предприимчивые жены первых американских иммигрантов додумались до таких ухищрений: из 2-х слоев ткани и утепляющей прокладки между ними они шили одеяла. Верхний декорированный слой был выполнен из разноцветных элементов, а нижний — однотонный. Эта техника шитья получило название квилт, который является ближайшим родственником пэчворка.
Слайд № 7
Занятия лоскутным шитьем значительно упростились в связи с появлением швейных машинок и других приспособлений, облегчающих сборку неповторимых орнаментов. Рукодельницы копировали и преображали старые узоры лоскутной мозаики, создавали новые техники и способы сбора тканевых элементов.
Слайд № 8
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, Квилтинг (quilting — сшивание, простёгивание), который включает в себя сразу несколько техник, не только лоскутную, но также и вышивку и особенные техники стежки.
Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия — квилтёрами. Квилтинг также отличается своей объемностью, это своего рода пэчворк в формате 3D и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие лоскутное шитье (пэчворк).
Слайд № 9
Для работы в лоскутной графике нам понадобятся схемы, швейные машины, гладильная доска, утюг, ткани разных фактур и цвета приспособления и инструменты для ручных работ.
Слайд № 10
Практическая часть.
Дома у меня очень много вещей вышедших из моды, но имеющие хороший внешний вид. Можно дать им вторую жизнь, раскроить в лоскутной технике и сшить другое изделие, что я и сделала.( это могут быть прихватки, табуретницы, подставки под горячее.) в будущем мы с вами начнём на этом занятии, если не успеем, то продолжим на следующем.
Повторение техники безопасности.
Перед вами на столах лежат заготовленные детали кроя и вы должны собрать единую композицию квилта. Схема прилагается . Итак приступаем.
1 раскладываем части( они у вас в виде треугольников);
2. формируем рисунок по выданной схеме;
3. для начала соединяем попарно по диагонали ( рядом стоящие детали);
4. заутюживаем;
5.снова раскладываем, для образования рисунка- квилта;
6. прокладывает вертикальное соединение частей;
7.заутюживаем( у вас должно получиться 2 горизонтальных полосы по 2 квадрата;
8.сшиваем между собой разутюживаем ( у вас готов у каждого по одному блоку)
Слайд № 11 Возможный вариант из блока « Мельница»
Самоанализ по проделанной работе.
Есть несколько причин заняться лоскутным шитьём:
Слайд № 13
Вы экономите. Вместо того чтобы покупать декоративные наволочки на подушки, придверные коврики, полотенца или подставки под кружки, вы можете сделать их сами из старых вещей.
Вы заботитесь об экологии. Испорченную одежду превращаете в предметы декора, а не выбрасываете.
Вы создаёте эксклюзивные вещицы, которых нет больше ни у кого.
Вы отдыхаете, расслабляетесь и заряжаетесь хорошим настроением в процессе шитья.
Что вы узнали нового?
Ответы учащихся:
Историю лоскутной техники.
Возможность применить остатки ткани.
Каким образом можно применить кусочки ткани.
Приёмы соединения лоскутов.
Какие изделия можно изготовить в лоскутной технике.
Как можно отделать вещи выполненные в лоскутной технике.
Чему мы с вами научились на уроке?
Ответы учащихся:
Организации рабочего места, правильному поведению за швейными машинами, повторили правила безопасности за оборудованием, работа с инструкциями при изготовлении блоков квилта, соединение блоков, правильно составлять композиции, сочетать расцветки
Домашнее задание: попробуйте сами изготовить из геометрических фигур свой блок квилта