kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление салфетки в лоскутной технике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Изготовление салфетки в лоскутной технике

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Цель: сформировать знания, умения и навыки  в области изготовления  салфетки в лоскутной технике.

Задачи:

  • раскрыть возможности лоскутного шитья; показать варианты применения  отходов от текстиля; научить  составлять схему обдумывания вариантов изготовления салфетки и  изготавливать  салфетку из лоскутов;
  • ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутной техники «спираль»;
  •  воспитывать эстетический вкус, бережливость и чувство сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование:

  • Компьютер,  проектор, экран,  технологическая карта, схема обдумывания изготовления салфетки, образцы готовых изделий, лоскутки ткани, ткань для основы; ножницы, нитки, портновские булавки, швейная машина, утюг, гладильная доска.  Презентация  «Лоскутное шитьё»,

Музыкальная  физкультминутка.(видиопрезентация от проекта Videouroki.net) 

 

Просмотр содержимого документа
«Изготовление салфетки в лоскутной технике »

Учитель технологии МБОУ СОШ№1 п.Клетня Брянской области Ермакова Мария Дмитриевна


Областной профессиональный заочный конкурс педагогов «Мой лучший урок технологии»,

посвященный памяти профессора В.Д. Симоненко









Методическая разработка урока технологии для 5 класса

на тему: « Изготовление салфетки в лоскутной технике»


Номинация: «Обслуживающий труд»

Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Ермакова Мария Дмитриевна

учитель технологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1п. Клетня Брянской области






Урок технологии « Изготовление салфетки в лоскутной технике»

Учитель технологии Ермакова Мария Дмитриевна

МБОУ СОШ№1п.Клетня

Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5класс

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»


Цель: сформировать знания, умения и навыки в области изготовления салфетки в лоскутной технике.

Задачи:

  • раскрыть возможности лоскутного шитья; показать варианты применения отходов от текстиля; научить составлять схему обдумывания вариантов изготовления салфетки и изготавливать салфетку из лоскутов;

  • ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутной техники «спираль»;

  •  воспитывать эстетический вкус, бережливость и чувство сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, технологическая карта, схема обдумывания изготовления салфетки, образцы готовых изделий, лоскутки ткани, ткань для основы; ножницы, нитки, портновские булавки, швейная машина, утюг, гладильная доска. Презентация «Лоскутное шитьё»,

Музыкальная физкультминутка.(видиопрезентация от проекта Videouroki.net)


 Методы: проблемно-поисковый.

Формы работы: практическая, самостоятельная, коллективная, работа в группах, в парах, индивидуальная.


План урока:

  • Проверка готовности к уроку – 3 мин;

  • Беседа по выявления знаний учащихся -5 мин;

  • Изучение нового материала – 10 мин;

  • Актуализация -5 мин;

  • Составление схемы обдумывания 10 мин;

  • Выполнение практической работы – 15 мин;

  • Физкультминутка – 3 мин;

  • Продолжение практики – 17 мин;

  • Беседа по вопросам -5 мин;

  • Проверка работ, оценивание – 5-7мин.






Технологическая карта урока


Этап урока/занятия

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции


1.Организацион-ный момент.


  • приветствие;

  • проверка готовности учащихся к уроку.


Здравствуйте, девочки!

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему раздела ОО «Технология», которая называется

«Рукоделие».


Учащиеся готовят все необходимое для урока. Записывают тему урока в тетрадь.


2.Беседа по выявлению знаний учащихся.

  • выявить уровень знаний по данной теме;

  • выслушать ответы;

  • обсудить возникшие вопросы.

1)Кто знает, что означает слово «рукоделие»? 2)Какие виды рукоделия вы знаете? 3) Какие инструменты нужны для выполнения этих работ?


Ответы учащихся:

1) Когда человек что-то делает своими руками.

2) Вышивка, макраме, плетение, вязание крючком и спицами.

3) Ножницы, иглы, наперсток, крючок, спицы.



3.Изучение нового материала.

  • рассмотреть новый для учащихся вид рукоделия и заинтересовать их;

  • ознакомить с историей лоскутного шитья и техникой «спираль»;

  • раскрыть возможности лоскутного шитья;

  • сформировать навыки использования в работе текстильного мусора.

Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним очень увлекательным видом рукоделия - «лоскутное шитье» или «пэчворк».

Что вы знаете или слышали об этом виде рукоделия?


История возникновения лоскутного шитья (Презентация).

Презентация наглядно демонстрирует применение предметов лоскутного шитья

Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, своими корнями, уходящая в те времена, когда наши прабабушки вручную ткали холсты на примитивных ткацких станках, которые имелись почти в каждом крепком хозяйстве. Домотканые холсты шли на изготовление нехитрой крестьянской одежды, а лоскуточки бережливые хозяйки не выбрасывали, аккуратно складывали и впоследствии шили из них различные предметы домашнего обихода: одеяла, подушки, коврики, ставили заплаты и пр.

Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей, позволяет и сейчас создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяют кусочками ткани. Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла. У каждого народа - своя история появления и развития лоскутного шитья, но каждый народ сохранил традиции своих предков до сегодняшних дней, и мы с вами эту традиции продолжим. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным.


Изучение данного вида рукоделия мы начнем с небольшой работы - лоскутной салфетки. После изготовления фартука у вас остались небольшие обрезки ткани.

Нерадивая хозяйка давно бы их выбросила, а мы из этого текстильного мусора изготовим красивую салфетку, которая украсит интерьер вашей кухни, её не стыдно будет подарить маме или бабушке на 8 марта.

Существует немало техник переработки текстильного мусора: «ляпачиха», «треугольники», «квадраты», «полоска», «спираль».




Сегодня на уроке вы познакомитесь только с одной из техник лоскутного шитья - «спираль» или «крэйзи» (сумасшедший лоскуток), в которой вы и изготовите свою салфетку.

Вы просмотрели презентацию «Лоскутное шитье», а теперь, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.


Ответы учащихся:

(выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об этом виде рукоделия подробнее).





В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и запоминают новую информацию.


4.Закрепление изученного материала.

  • сформулировать цель и задачи урока;

  • составить план - схему по выполнению работы;

  • закрепить полученные знания на практике;

  • изучить технику и последовательность изготовления лоскутной салфетки;

  • научить их творчески мыслить и принимать решение самостоятельно;

  • дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы

и увидеть результат своего труда.





Беседа по вопросам:

1) Какова цель нашего урока?

2) Какие задачи мы поставим, чтобы добиться поставленной цели?

3) Что же такое «лоскутное шитье» или («пэчворк»)?






Посмотрите, что представляют собой работы, выполненные в данной технике (учитель демонстрирует изделия, выполненные в технике «спираль»).

Как вы думаете, что нам понадобится для выполнения этой работы?


С чего мы начнем свою работу?

Чтобы ничего не забыть и не упустить в работе составляется схема обдумывания, чем вы сейчас и займетесь. Давайте подумаем и составим логически-смысловую модель на изготовление нашей салфетки (есть правила, чтобы полностью представить и раскрыть весь материал используется формула (7 + -2), т.е. направлений должно быть не больше 9 и не меньше 5).


  • Самостоятельная работа по составлению схемы обдумывания по изготовлению лоскутной салфетки.

Затем класс делится на 3 группы и каждой группе дается задание раскрыть содержание двух направлений из схемы обдумывания.


Учитель направляет деятельность учащихся, дает необходимые советы и рекомендации.


Перед практической работой учитель объявляет критерии оценивания.


Критерии изготовления салфетки в технике лоскутного шитья «спираль»:

  1. Кусочки ткани, расположенные рядом должны гармонировать между собой по цвету;

  2. Ширина шва настрачивания должна быть 5 мм;

  3. После каждого настрачивания шов должен быть заутюжен, чтобы исключить напуск ткани;

  4. Ткань основы должна быть полностью покрыта кусочками ткани.


  • Практическая работа «Изготовление салфетки в технике лоскутного шитья «спираль».

Учитель проводит:

  • инструктаж по правилам безопасности труда при работе с ножницами, утюгом и на швейной машине;

  • вводный инструктаж по выполнению практической работы;

  • демонстрирует правильные приемы работы;










  • Музыкальная физкультминутка.



( видио от проекта Videouroki.net)



В процессе выполнения практической работы учитель совершает целевые обходы рабочих мест учащихся, контролируя правильность и качество выполнения работы, организацию рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.

Работа считается законченной, если кусочками ткани заполнена вся основа салфетки.


Ответы учащихся:

1) Изготовить салфетку из текстильного мусора.

2) Изучить новый вид рукоделия, освоить технику «спираль».

3) Лоскутное шитье - это сшивание узоров из мелких лоскутков ткани, или изготовление изделий из лоскутков)?


Учащиеся изучают образцы салфеток и других работ.




Ткань, нитки, ножницы, иглы, швейная машина, утюг.


С составления плана.


Коллективное обсуждение схемы:


Учащиеся обсуждают направления работы, предлагают выбрать 6 направлений для построения схемы изготовления салфетки.




Работа в группе: учащиеся раскрывают содержание направлений схемы обдумывания:

  • материалы: основа – х/б ткань, разноцветные кусочки ткани, нитки;

  • инструменты: ножницы, швейная машина, утюг, карандаш, линейка;

  • форма салфетки: круглая, прямоугольная, овальная, треугольная, квадратная;

  • культура труда: организация рабочего места, техника безопасности;

  • последовательность изготовления салфетки (с чего начать работу);

  • способы обработки среза: (бейка, тесьма, лента).



После работы в группе, обсудив и объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к практической работе.



Работа в парах:

по желанию ученицы выбирают себе пару, с кем будут работать за одной швейной машиной и пользоваться утюгом.

Индивидуальная работа:

ученицы самостоятельно выбирают форму и размер салфетки, размер и форму «глаза» салфетки (от чего будет зависеть сложность работы и количество витков спирали, а также цветовую гамму выбранных лоскутов).

Сильные учащиеся работают самостоятельно, тем, у кого возникают затруднения, предлагаются технологические карты на изготовление салфетки.



В середине практической работы, чтобы снять напряжение учащиеся проводят разминку для глаз и плечевого пояса.





В ходе работы учащиеся осуществляют само и взаимоконтроль.







По окончании работы - уборка рабочих мест.


5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  • проанализировать урок,

  • отметить типичные ошибки,

  • определить пути их исправления,

  • выставить оценки за работу на уроке,

  • сделать выводы по рефлексии.

Беседа по вопросам:

  1. С каким видом рукоделия вы познакомились?

  2. В какой технике вы заполнили основу своей салфетки?

  3. В чем особенность этой техники?

  4. Какие изделия можно ещё изготовить из маленьких кусочков ткани?

  5. Какова ширина шва настрачивания кусочков?

  6. Почему после каждой машинной строчки необходимо заутюживать кусочек ткани?


  1. Что нового узнали на уроке, чему научились?

  2. Пригодятся ли вам в дальнейшем знания и навыки, полученные сегодня на уроке?

Продемонстрировать лучшие работы учащихся (похвалить), разобрать типичные ошибки учениц и пути их исправления (если они будут). Оценить каждую работу.

Рефлексия «Светофор».

Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного; кружочки данных цветов даны учащимся еще в начале урока). Делает выводы, подводит итог урока.

Учитель комментирует объективность оценивания результатов уч-ся, выставляет оценки в журнал, говорит о том, что необходимо подготовить к следующему занятию.

Ответы учащихся:

1. С лоскутным шитьём.

2. В технике «спираль».

3. При выполнение данной техники не требуются шаблоны и точность при раскрое.

4. Из маленьких кусочков можно сшить любую вещь: одеяло, наволочки, жилеты, юбки, сумки, косметички, игрушки и т.д.

5. Ширина шва настрачивания кусочков равна 5 мм.

6. Чтобы не было напуска ткани.

7. Историю лоскутного шитья, научились изготавливать салфетку из лоскутов.

8. Да, можно самой сшить салфетку, а не покупать в магазине. В жизни все пригодиться.

Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения.


Самооценка:

Оценивают свою работу с помощью цветных кружочков.



6. Домашнее задание.

  • Повторить правила ТБ;

  • закрепить полученные знания;

  • помочь применить имеющие знания в дальнейшем.


На следующем уроке мы будем обрабатывать срезы салфетки. Для этого вам нужно: принести ткань для подкладки и окантовки, а также предложить свой способ переработки текстильного мусора и оформить страничку в рабочей тетради по данной теме.

Записывают домашнее задание в дневник.




Используемая литература


1.Зайцева О. Лоскутное шитье: Практическое руководство. — М.; СПб: АСТ; Астрель- -СПб, 2007.

2.Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — Тверь: Культура и традиции, 2007.

3.Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. — Профиздат, 2007. 

4.Исторический обзор // Золушка шьёт. — 2004. — № 48. Специальный выпуск. Сентябрь.

5. УМК: Н.В.Синица, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др под ред.В.Д.Симоненко




Приложение№1


Рекомендации по выбору цвета ткани для лоскутной техники


    1. Подбирать лоскутки ткани лучше при дневном освещении.

    2. Наиболее удачный вариант сочетания пёстрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пёстрой.

    3. Не следует располагать рядом «тёплые» и «холодные» тона одного и того же цвета. Например: зелёный с желтизной и зелёный с синеватым оттенком.

    4. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный-жёлтый-синий; зелёный-фиолетовый-оранжевый. Именно подобные сочетания встречаются в природе: на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.

    5. Нельзя сочетать соседние цвета спектрального круга. Это вносит дисгармонию, к примеру красный с оранжевым. Между красным и оранжевым лучше внести немного чёрного цвета, а между жёлтым и оранжевым серый цвет.

    6. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный; оранжевый-синий; жёлтый- фиолетовый. Эти цвета становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга

7.Необходимо учитывать способность выделять «тёплые» цвета, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию.




Приложение №2

Цветовой круг. Сочетание цветов


Приложение№3

Технологическая последовательность выполнения лоскутной техники «спираль»

1.Расположить «зрачок» с рисунком в центре основы, приколоть булавкой

2. Второй лоскуток приколоть лицевой стороной вниз к любой из сторон «зрачка», срезы выровнять. Провести карандашом линию, отступив от края 0,5см. Это линия притачивания. Приметать лоскуток, притачать на швейной машине

3.Удалить сметочную строчку, отвернуть второй лоскуток в сторону и заутюжить

4.Третий лоскуток приколоть лицевой стороной вниз ко второму и к следующей стороне «зрачка», продолжая двигаться по часовой стрелке. Приметать и притачать

5.Отвернуть третий лоскуток и заутюжить.

6.Каждый следующий лоскуток должен полностью перекрывать срезы лоскутиков, к которым его притачивают


7.Отвернуть четвертый лоскуток и заутюжить. Вокруг «зрачка» образовался первый ряд лоскутиков.

8.Следующий лоскуток – начало второго ряда – притачать сразу к трем лоскутикам и т.д., двигаясь по часовой стрелке. Заполнив лоскутиками всю основу, срезать лишнюю ткань по краям квадрата

Приложение №4

Технологическая карта на изготовление салфетки из лоскута в технике «спираль»


п/п

Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование, инструменты, приспособления

1

2

3

4

1

Выкроить из ткани квадрат (круг, треугольник, овал) размером 22×22 см – 1 шт. для основы салфетки.



Линейка, карандаш, ножницы.

2

Определить середину квадрата. Вырезать и уложить в центр ткани-основы неправильный пятиугольник (треугольник, квадрат), не пришивая (можно приколоть булавкой, чтобы не смещался).



Линейка, карандаш, ножницы, булавки.

3

Выбрать лоскуток (или вырезать) одинаковой длины с той стороной, к которой он будет пришиваться. Ширина кусочка должна быть не менее 3см и не более 5см. Уложить лицом вниз, уравнивая срезы и настрочить на ширину 5 мм.



Линейка, карандаш, ножницы, швейная машина.

4

Пришитый лоскуток отогнуть и отутюжить в противоположную сторону, чтобы не было напуска около шва.



Утюг, утюжильная доска.

5

Взять третий кусочек, равный по длине следующей стороне. Уложить лицом вниз, уравнивая срезы и настрочить на ширину 5 мм. Излишки ткани срезать, кусочек отогнуть и отутюжить.




Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска.

6

Следующие лоскутки пришиваются по такому же принципу, не забывайте двигаться всё время против часовой стрелки, т.е. по спирали.



Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска.

7








8

Работа продолжается до тех пор, пока вся основа не будет заполнена кусочками ткани. В каждом последующем витке спирали длина кусочков увеличивается. Готовую основу хорошо отутюжить.




Выкройте подкладку больше основы на 6см.

Положите на подкладку основу лицевой стороной вверх.

Подверните края подкладки и заметайте швом вподгибку с закрытым срезом.

Прострочите бортики на машине.

Приутюжьте готовое изделие




Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска.




Ножницы, портновские булавки, швейная

Машина, утюжильная доска





РЕФЛЕКСИЯ «СВЕТОФОР»


много непонятного




есть затруднения


все понятно




Приложение №5

Схема обдумывания изготовления салфетки


СПОСОБЫ
ОБРАБОТКИ СРЕЗА

КУЛЬТУРА ТРУДА

МАТЕРИАЛЫ

ТЕХНИКА

БЕЗОПАСНОСТИ

РАБОЧЕЕ МЕСТО

ИНСТРУМЕНТЫ

НОЖНИЦЫ

МАНИШКА

УТЮГ

ЛИНЕЙКА

КАРАНДАШ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ПОШИВ

РАСКРОЙ

ФОРМЫ САЛФЕТКИ


УТЮЖКА

ЛЕНТА

ТЕСЬМА

БЕЙКА

САЛФЕТКА В ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКЕ

НИТКИ

КУСОЧКИ ТКАНИ

ТКАНЬ ОСНОВА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изготовление салфетки в лоскутной технике

Автор: Ермакова Мария Дмитриевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока на тему: "Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё. Изготовление шаблона по эскизу" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ukrashieniie-izdielii-v-tiekhnikie-loskutnoie-shit-io-izghotovlieniie-shablona-po-eskizu"
    ["file_id"] => string(6) "173953"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424070948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Лоскутная мозайка"
    ["seo_title"] => string(20) "loskutnaia-mozaika-2"
    ["file_id"] => string(6) "249839"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446983982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок по технологии Тема: Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квилт, курак и др.)."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_tiekhnologhii_tiema_dizain_shvieinykh_izdielii_v_tiekhnikie_tiekstil_noi"
    ["file_id"] => string(6) "464676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522669912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Благоустройство дома. Создание композиций в виде лоскутной мозаики для украшения интерьера дома "
    ["seo_title"] => string(104) "blaghoustroistvo-doma-sozdaniie-kompozitsii-v-vidie-loskutnoi-mozaiki-dlia-ukrashieniia-intier-iera-doma"
    ["file_id"] => string(6) "181825"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425398654"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Лоскутное шитьё. Презентация "
    ["seo_title"] => string(34) "loskutnoie-shit-io-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "100967"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402401306"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства