2.Беседа по выявлению знаний учащихся. | | 1)Кто знает, что означает слово «рукоделие»? 2)Какие виды рукоделия вы знаете? 3) Какие инструменты нужны для выполнения этих работ? | Ответы учащихся: 1) Когда человек что-то делает своими руками. 2) Вышивка, макраме, плетение, вязание крючком и спицами. 3) Ножницы, иглы, наперсток, крючок, спицы. | |
3.Изучение нового материала. | рассмотреть новый для учащихся вид рукоделия и заинтересовать их; ознакомить с историей лоскутного шитья и техникой «спираль»; раскрыть возможности лоскутного шитья; | Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним очень увлекательным видом рукоделия - «лоскутное шитье» или «пэчворк». Что вы знаете или слышали об этом виде рукоделия? История возникновения лоскутного шитья (Презентация). Презентация наглядно демонстрирует применение предметов лоскутного шитья Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, своими корнями, уходящая в те времена, когда наши прабабушки вручную ткали холсты на примитивных ткацких станках, которые имелись почти в каждом крепком хозяйстве. Домотканые холсты шли на изготовление нехитрой крестьянской одежды, а лоскуточки бережливые хозяйки не выбрасывали, аккуратно складывали и впоследствии шили из них различные предметы домашнего обихода: одеяла, подушки, коврики, ставили заплаты и пр. Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей, позволяет и сейчас создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяют кусочками ткани. Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла. У каждого народа - своя история появления и развития лоскутного шитья, но каждый народ сохранил традиции своих предков до сегодняшних дней, и мы с вами эту традиции продолжим. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным. Изучение данного вида рукоделия мы начнем с небольшой работы - лоскутной салфетки. После изготовления фартука у вас остались небольшие обрезки ткани. Нерадивая хозяйка давно бы их выбросила, а мы из этого текстильного мусора изготовим красивую салфетку, которая украсит интерьер вашей кухни, её не стыдно будет подарить маме или бабушке на 8 марта. Существует немало техник переработки текстильного мусора: «ляпачиха», «треугольники», «квадраты», «полоска», «спираль». Сегодня на уроке вы познакомитесь только с одной из техник лоскутного шитья - «спираль» или «крэйзи» (сумасшедший лоскуток), в которой вы и изготовите свою салфетку. Вы просмотрели презентацию «Лоскутное шитье», а теперь, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. | Ответы учащихся: (выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об этом виде рукоделия подробнее). В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и запоминают новую информацию. | |
4.Закрепление изученного материала. | сформулировать цель и задачи урока; составить план - схему по выполнению работы; закрепить полученные знания на практике; изучить технику и последовательность изготовления лоскутной салфетки; и увидеть результат своего труда. | Беседа по вопросам: 1) Какова цель нашего урока? 2) Какие задачи мы поставим, чтобы добиться поставленной цели? 3) Что же такое «лоскутное шитье» или («пэчворк»)? Посмотрите, что представляют собой работы, выполненные в данной технике (учитель демонстрирует изделия, выполненные в технике «спираль»). Как вы думаете, что нам понадобится для выполнения этой работы? С чего мы начнем свою работу? Чтобы ничего не забыть и не упустить в работе составляется схема обдумывания, чем вы сейчас и займетесь. Давайте подумаем и составим логически-смысловую модель на изготовление нашей салфетки (есть правила, чтобы полностью представить и раскрыть весь материал используется формула (7 + -2), т.е. направлений должно быть не больше 9 и не меньше 5). Затем класс делится на 3 группы и каждой группе дается задание раскрыть содержание двух направлений из схемы обдумывания. Учитель направляет деятельность учащихся, дает необходимые советы и рекомендации. Перед практической работой учитель объявляет критерии оценивания. Критерии изготовления салфетки в технике лоскутного шитья «спираль»: Кусочки ткани, расположенные рядом должны гармонировать между собой по цвету; Ширина шва настрачивания должна быть 5 мм; После каждого настрачивания шов должен быть заутюжен, чтобы исключить напуск ткани; Ткань основы должна быть полностью покрыта кусочками ткани. Учитель проводит: инструктаж по правилам безопасности труда при работе с ножницами, утюгом и на швейной машине; вводный инструктаж по выполнению практической работы; демонстрирует правильные приемы работы;
( видио от проекта Videouroki.net) В процессе выполнения практической работы учитель совершает целевые обходы рабочих мест учащихся, контролируя правильность и качество выполнения работы, организацию рабочего места и соблюдение правил техники безопасности. Работа считается законченной, если кусочками ткани заполнена вся основа салфетки. | Ответы учащихся: 1) Изготовить салфетку из текстильного мусора. 2) Изучить новый вид рукоделия, освоить технику «спираль». 3) Лоскутное шитье - это сшивание узоров из мелких лоскутков ткани, или изготовление изделий из лоскутков)? Учащиеся изучают образцы салфеток и других работ. Ткань, нитки, ножницы, иглы, швейная машина, утюг. С составления плана. Коллективное обсуждение схемы: Учащиеся обсуждают направления работы, предлагают выбрать 6 направлений для построения схемы изготовления салфетки. Работа в группе: учащиеся раскрывают содержание направлений схемы обдумывания: инструменты: ножницы, швейная машина, утюг, карандаш, линейка; форма салфетки: круглая, прямоугольная, овальная, треугольная, квадратная; культура труда: организация рабочего места, техника безопасности; последовательность изготовления салфетки (с чего начать работу); способы обработки среза: (бейка, тесьма, лента). После работы в группе, обсудив и объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к практической работе. Работа в парах: по желанию ученицы выбирают себе пару, с кем будут работать за одной швейной машиной и пользоваться утюгом. Индивидуальная работа: ученицы самостоятельно выбирают форму и размер салфетки, размер и форму «глаза» салфетки (от чего будет зависеть сложность работы и количество витков спирали, а также цветовую гамму выбранных лоскутов). Сильные учащиеся работают самостоятельно, тем, у кого возникают затруднения, предлагаются технологические карты на изготовление салфетки. В середине практической работы, чтобы снять напряжение учащиеся проводят разминку для глаз и плечевого пояса. В ходе работы учащиеся осуществляют само и взаимоконтроль. По окончании работы - уборка рабочих мест. | |
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. | проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки за работу на уроке, сделать выводы по рефлексии. | Беседа по вопросам: С каким видом рукоделия вы познакомились? В какой технике вы заполнили основу своей салфетки? В чем особенность этой техники? Какие изделия можно ещё изготовить из маленьких кусочков ткани? Какова ширина шва настрачивания кусочков? Почему после каждой машинной строчки необходимо заутюживать кусочек ткани? Что нового узнали на уроке, чему научились? Пригодятся ли вам в дальнейшем знания и навыки, полученные сегодня на уроке? Продемонстрировать лучшие работы учащихся (похвалить), разобрать типичные ошибки учениц и пути их исправления (если они будут). Оценить каждую работу. Рефлексия «Светофор». Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного; кружочки данных цветов даны учащимся еще в начале урока). Делает выводы, подводит итог урока. Учитель комментирует объективность оценивания результатов уч-ся, выставляет оценки в журнал, говорит о том, что необходимо подготовить к следующему занятию. | Ответы учащихся: 1. С лоскутным шитьём. 2. В технике «спираль». 3. При выполнение данной техники не требуются шаблоны и точность при раскрое. 4. Из маленьких кусочков можно сшить любую вещь: одеяло, наволочки, жилеты, юбки, сумки, косметички, игрушки и т.д. 5. Ширина шва настрачивания кусочков равна 5 мм. 6. Чтобы не было напуска ткани. 7. Историю лоскутного шитья, научились изготавливать салфетку из лоскутов. 8. Да, можно самой сшить салфетку, а не покупать в магазине. В жизни все пригодиться. Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Самооценка: Оценивают свою работу с помощью цветных кружочков. | |