kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по технологии и презентация "Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока и презентация раздел "Лоскутное шитьё", тема урока "Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике", 5 класс, соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике»

Урок разработала учитель технологии МБОУ «Айская СОШ», 2017 год.


Тема урока: «Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике»


Оборудование и материалы: компьютер с проектором, компьютерная презентация, образцы работ, стенд по теме урока, подборка информационного материала, инструменты и материалы для изготовления шаблонов, карточки с заданиями, коллекция образцов ткани, образцы геометрических фигур из цветного картона, эскизы лоскутных изделий в бумажном варианте, шаблоны.

План урока


1.Организационный момент.

С

Взаимное приветствие. Настрой на работу на уроке.

Учащиеся сидят группами за 3 столами

Поздороваться с гостями, улыбнуться, пожелать удачи.

2.Тема урока и постановка цели:

- Как вы думаете, что это — мусор и его только выбросить, или мы можем эти лоскутки каким-либо образом использовать?

-Что бы вы предложили сделать из них, как использовать?

Выслушать девочек (панно, прихватки, одежду, подушки, покрывала, одеяла)

-А вот какие изделия выполняют мастерицы

С (слайды послед - сумки презентации).

Показ слайдов, и изделий.

-В какой технике выполнены эти изделия?

(лоскутное шитьё или печворк) вешаю на доску слова - лоскутное шитьё

-Что такое лоскутное шитьё или печворк? (Это английское слово (пейч- лоскуты, ворк-работа).

С

( это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания)

-Сейчас мы посмотрели разные работы, как называется эта группа изделий?

(Швейные изделия) Вешаю на доску слова - швейное изделие

-Можно назвать все эти изделия проектами? Почему? Что такое проект?

(да, потому что проект это самостоятельная творческая деятельность, направленная на достижение определённой деятельности, результатом которой является продукт материальный или интеллектуальный)

С

Вешаю слово – проект

-Какова же тема урока?

«Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике»

С

-Исходя из темы, какая цель?

Разработать проект. Ещё один в ваше портфолио.

С

-Любая работа, или дело требует составления плана. Что же мы должны узнать и чему научиться, чтобы выполнить проект в лоскутной технике? Вспомните на примере проекта «фартук»? План составим в виде звёздочки все вместе. Вывешиваю схему с пустыми клетками, в середине написано слово «швейное изделие» давайте заполним их.

-Как вы считаете, вот эти пункты плана являются задачами на урок, можно их так назвать? (да)

3. Ход урока

-Скажите, понравились вам изделия в лоскутной технике?

-Зачем мастерицы шьют такие вещи? (безотходное производство, красиво, фантазия, создают уют в интерьере)

-Дешевле купить или сшить самому?

-Хотите научиться работать в этой технике?

-Считаете, что вы готовы к такому проекту?

Вот мы и обосновали проблему проекта.

- Откройте РТ с.73 есть такой пункт плана. Попробуйте сформулировать её. Это первое задание для групп (3 мин). Вы можете воспользоваться учебником с. 178. Определите лидеров. Лидеры высказывают общее мнение. Оценки друг другу обосновать.

Выслушать группы и оценить. Приклеить звёздочку лидеру, у которого лучший ответ.

- Какие проекты вы делали в этом году?

(фартук, семейный завтрак, блюда на уроках кулинарии)

-Как видите, все они связаны с чем? (кухней)

-Было бы логично выбрать этот проект тоже связанный с кухней. Какие варианты вы можете предложить?

(прихватка, панно, чехлы для стульев, салфетки под тарелки)

- А как вы считаете, с какого изделия с простого или сразу сложного надо начинать? (простого). Какое изделие для вас кажется простым и менее затратным по времени и материалам? (прихватка)

Вот мы с вами и выполнили ещё один пункт нашего плана. Какой? (Определили, что будет проектом) заменяю слово «шв. шзделие» на «прихватка». В РТ это какой пункт (№6,7)

А теперь каждая группа получает своё задание для разработки следующих пунктов проекта.

(один слайд с вопросами к группам )

На выполнение заданий 3 мин. Вы можете воспользоваться учебником с. 149-175 и информационным материалом. Затем заслушиваем и дополняем ответы, оцениваем. Я дополняю, показываю слайды, разбираем

С

1группа

  • Виды декоративно – прикладного искусства в России? Узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву (хохломская, городецкая), роспись по ткани, ковроткачество.

  • Рассказать о причинах возникновения лоскутного шитья (бедность)

  • Где зародилось?

  • Развитие в России?

  • Лоскутное шитьё в наше время? (на иформационных листах. В повседневной жизни: в выборе одежды, оформлении интерьера.

-Какой пункт в РТ ? (№4) Ответы сопровождаю С

Прикрепляем звёздочку к истории, оцениваем работу группы


2 группа С

  • Подбор ткани

У вас на столах лежат образцы тканей, исследуйте их и ответьте на вопрос: какие из этих образцов вы бы рекомендовали для работы в лоскутной технике начинающим мастерицам для проекта - прихватка? Назовите их номера.

-Девочки, что это за ткани?

-Что их объединяет?

- К какой группе они относятся?

- Обоснуйте свой выбор, по каким свойствам вы выбрали эти ткани?

С

  • Какие инструменты, оборудование нам будут необходимы для выполнения проекта?

Перечисляют, затем показываю слайд.

С

Прикрепляем звёздочку к материалам, оборудованию, оцениваем работу группы

-Какой пункт в РТ ? (№7)

С

3 группа

  • Основные техники лоскутного шитья. С

  • Виды узоров С

  • Подбор цветового решения. С Гармоничное сочетание цветов. С


Важно, девочки, цветовые сочетания. Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделий из лоскутов поможет цветовой круг. На нем изображены основные цвета, которые делятся на «теплые» и «холодные». Существует так же нейтральная группа цветов - черный, белый, серый. Сочетая цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные и родственные цвета. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг. Обратите внимание, какое это замечательное изобретение. Если провести диаметр круга, то он пересечет два цвета- эти цвета будут дополнять друг друга и будут контрастными. Ахроматическая – бесцветная (белый и черный и серый), монохромная (ахроматический и цветной –черный и красный), из 2-ух контрастных цветов, из трёх контрастных цветов.

(Сгибаем вместе с девочками и называю)

На самом деле цветов гораздо больше. Все они представлены в таблице и есть у вас в РТ. С

-А где нам помогут знания о цветовых сочетаниях, при разработке какого пункта? (эскиза).

-Что такое эскиз? (чертёж или рисунок, выполненный от руки). Я вам предлагаю сделать эскизы макетным способом. В лоскутной технике, как правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, полосы, ромбы, треугольники, шестиугольники

( показываю фигуры)

Их используют мастерицы высокого класса, а мы начнем с простых геометрических фигур- квадратов и треугольников. Посмотрите примеры, уже созданные девочками. Повешать на доску образцы.

Это следующее задание. Каждая группа сделает свой эскиз за 5 мин.

Готовые эскизы повешать на доску и оценить работу в группах, и звёздочку на «Эскиз».

-Какой пункт соответствует в РТ? (5)

-Согласно вашему эскизу нам надо сделать что? Выкройку.

-А как ещё можно назвать выкройку. Шаблон. Да, верно. Шаблон необходим для раскроя деталей изделия. Если узор состоит из деталей одинаковой формы, то и шаблон необходим одного вида . А если узор изделия более сложный, состоящий из геометрических фигур разной формы, то нужно изготовить шаблоны для каждого вида фигур. Шаблон изготавливается с учётом припусков на швы и представляет собой заготовку, по которой детали кроя выкраиваются из ткани. С

-Каким известным вам швом нужно соединять кусочки ткани в лоскутной технике? (стачным) показать.

- Какой припуск можно рекомендовать при выполнении этого шва? (0.5-1 см)

- Шаблон изготавливается с учётом припусков на швы ? (да)

-У вас на столах есть картон, ножницы, линейки, карандаши и эскизы. Следующее задание: сделать шаблоны, исходя из размеров прихватки и рисунка эскиза.

Готовые шаблоны поменять в группах и дать лист взаимоконтроля и оценить работу группы, и звёздочку на выкройку (конструирование).


-А возникает у вас вопрос, сколько денег вы предполагаете потратить на прихватку?

С

Посмотрите на слайд, таблица расчета себестоимости. Как видите, предварительная себестоимость изделия равна нулю.

-Какой пункт в РТ? (№8)

Посмотрите, какая прихватка у нас получается красивая, практичная, модная, экономичная.

Звёздочку на «себестоимость»


Какая была цель урока. С

Достигли цели? Как видите, у нас на плане осталось что? Технология. Это какой этап проекта? Технологический. А мы с вами сейчас какой разработали?

С

Подготовительный, поисковый. Молодцы.

С

4.Домашнее задание.

Принести лоскуты ткани. Оставшиеся от раскроя фартука, нитки. Придумать и нарисовать эскиз в натуральную величину и изготовить шаблоны. Также вы можете воспользоваться эскизами и шаблонами, сделанными сегодня на уроке.

Р.Т. Зад.27 №1,2,4; с. 73- разработать проект до 9 пункта.

А теперь осталось оценить вашу работу на уроке. Посмотрите сколько у вас квадратиков, посчитайте, какие оценки вы заработали на уроке.

С

И оцените себя на уроке.

Рефлексия. У вас на столе лежит картинка рефлексия. Подумайте и оцените себя на уроке.















Приложение





Лист контроля__________________________________________



Критерии оценки работы по изготовлению шаблона:

Баллы

  • Припуск со всех сторон 1см.


  • Шаблон вырезан аккуратно.


  • Экономное расходование картона.


  • Соблюдение правил безопасной работы ножницами.


  • Количество деталей подписано и цвет указан


Всего:



Задания группам


1 группа. Найдите ответы на вопросы в учебнике (с.149-175) и на информационных листах

  • Виды декоративно – прикладного искусства в России?

  • Рассказать о причинах возникновения лоскутного шитья ?

Где зародилось техника лоскутного шитья?

  • Развитие этого вида рукоделия в России?

  • Лоскутное шитьё в наше время?

2 группа

Найдите ответы на вопросы в учебнике (с.90-92)

  • Выбор ткани

Задание:

У вас на столах лежат образцы тканей, исследуйте их и ответьте на вопрос: какие из этих образцов вы бы рекомендовали для работы в лоскутной технике начинающим мастерицам для проекта - прихватка? Назовите их номера.

  • Обоснуйте свой выбор, по каким свойствам вы выбрали эти ткани?

  • Какие инструменты, оборудование нам будут необходимы для выполнения проекта? Назвать.


3 группа

Найдите ответы на вопросы в учебнике (с.164-175) и на информационных листах

  • Основные техники лоскутного шитья?

  • Виды узоров?

  • Подбор цветового решения. Гармоничное сочетание цветов?




Дополнительный материал по истории «Лоскутного шитья»


Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних времен. До недавнего, времени принято было считать, что лоскутное шитьё возникло в Англии, затем переселенцы «занесли» этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус национального искусства. Однако можно предположить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя - тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII в. старообрядцы использовали так называемые подручники - молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангельских чинов.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 60- 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью, часто называемое «пэчворк». Мода тех лет гласила «Сделай – сшей – свяжи сам».

С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет.

В наше время проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. Создаются творческие объединения: например, ивановские клубы «Русский стиль» и «Лоскутная мозаика», клубы Владимира и Суздаля, появляются новые мастера и школы в Архангельской области и Угличе и многие другие.

В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка-конкурс «Лоскутная мозаика России». Первый фестиваль прошел в 1997 г. Он показал, как много людей увлечены художественным лоскутным творчеством, как разнообразны и самобытны работы мастеров.

































Просмотр содержимого презентации
«5 кл.»

« Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике»  Урок разработала:  Бочкарёва Наталья Николаевна,  учитель технологии  МБОУ «Айская СОШ»   2017  

« Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике»

Урок разработала:

Бочкарёва Наталья Николаевна,

учитель технологии

МБОУ «Айская СОШ»

2017

 

Добрый день!

Добрый день!

Одеяло и покрывало

Одеяло и покрывало

Подушки

Подушки

Прихватки

Прихватки

Панно

Панно

Чехлы на стулья  и табурет

Чехлы на стулья

и табурет

Сумки

Сумки

Одежда

Одежда

Пэчворк  (английское слово)  patch — «заплата, лоскут» и work — «работа» «Лоскутное шитьё»  - это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания.

Пэчворк

(английское слово)

patch — «заплата, лоскут» и work — «работа»

«Лоскутное шитьё»

- это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания.

Творческий проект- это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, какой либо проблемы. Результатом проекта является продукт материальный или интеллектуальный.

Творческий проект-

это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, какой либо проблемы.

Результатом проекта является продукт материальный или интеллектуальный.

Тема урока:  Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике

Тема урока:

Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике

Цель урока: Разработать проект швейного изделия в лоскутной технике

Цель урока:

Разработать проект швейного изделия в лоскутной технике

1 группа.   Задание: найдите ответы на вопросы в учебнике  (с.149-175) и информационных листах.

1 группа.

Задание: найдите ответы на вопросы в учебнике

(с.149-175) и информационных листах.

  • Виды декоративно – прикладного искусства в России?
  • Рассказать о причинах возникновения лоскутного шитья ? Где зародилось техника лоскутного шитья?
  • Развитие этого вида рукоделия в России?
  • Лоскутное шитьё в наше время?
Декоративно – прикладное творчество в России

Декоративно – прикладное творчество в России

Конкурсы - выставки различного уровня

Конкурсы - выставки различного уровня

2 группа Выбор ткани Задание: вас на столах лежат образцы тканей, исследуйте их и ответьте на вопрос: какие из этих образцов вы бы рекомендовали для работы в лоскутной технике начинающим мастерицам для проекта - прихватка? Назовите их номера.)

2 группа

  • Выбор ткани

Задание: вас на столах лежат образцы тканей, исследуйте их и ответьте на вопрос: какие из этих образцов вы бы рекомендовали для работы в лоскутной технике начинающим мастерицам для проекта - прихватка? Назовите их номера.)

  • Обоснуйте свой выбор, по каким свойствам вы выбрали эти ткани? (учебник с.90-92)
  • Какие инструменты, оборудование вам будут необходимы для выполнения проекта?
Рекомендуемые ткани из растительных волокон 1.Хлобчатобумажные ситец, сатин, джинсовая ткань, фланель, поплин, бязь. 2. Льняные ткани Свойства х\б тканей: 1.Прочные. 2.Легкие в обработке (малосыпучие, легко утюжатся, не скользят). 3.Обладают красивыми расцветками. 4. Выдерживают большие температуры.

Рекомендуемые ткани из растительных волокон

1.Хлобчатобумажные

ситец, сатин, джинсовая ткань, фланель, поплин, бязь.

2. Льняные ткани

Свойства х\б тканей:

1.Прочные.

2.Легкие в обработке (малосыпучие, легко утюжатся, не скользят).

3.Обладают красивыми расцветками.

4. Выдерживают большие температуры.

Оборудование, инструменты и материалы

Оборудование, инструменты и материалы

  • Иглы ручные
  • Ножницы
  • Сантиметровая лента и линейка
  • Утюг
  • Швейная машина
  • Шаблоны
  • Нитки
  • Портновские булавки
  • Мел, карандаш
  • Тесьма.
  • Ткань-основа, лоскуты, прокладочная ткань или сентипон.
3 группа Задание : найдите ответы на вопросы в учебнике (с.149-175) и информационных листах.

3 группа

Задание : найдите ответы на вопросы в учебнике (с.149-175) и информационных листах.

  • Основные техники лоскутного шитья?
  • Виды узоров?
  • Подбор цветового решения. Гармоничное сочетание цветов?
Аппликация Лоскутные уголки Шитьё по шаблонам Стёжка

Аппликация

Лоскутные уголки

Шитьё по шаблонам

Стёжка

«Мельница» «Шахматка» «Спираль» «Изба»

«Мельница»

«Шахматка»

«Спираль»

«Изба»

«Звезда» «Полосы»

«Звезда»

«Полосы»

Узор «Цветы»

Узор «Цветы»

Хроматические тона Ахроматические тона

Хроматические тона

Ахроматические тона

Гармоничные цветовые композиции

Гармоничные цветовые композиции

Однотонное сочетание Родственное сочетание Контрастное сочетание

Однотонное сочетание

Родственное сочетание

Контрастное сочетание

Цвет Дополнительные цвета Красный Зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый. Оранжевый Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой. Желтый Черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый. Темно-зеленый Коричневый, бежевый. Зеленый (светлый) Желтый, оранжевый, темно-зеленый, песочный, розовый. Бледно-голубой Темно-красный, серый Синий Серый, белый, голубой, желтый, красный, черный. Фиолетовый Светло-зеленый, темно-зеленый. Коричневый Желтый, черный, красный, бежевый, зеленый. Серый Фиолетовый, малиновый

Цвет

Дополнительные цвета

Красный

Зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый.

Оранжевый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой.

Желтый

Черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый.

Темно-зеленый

Коричневый, бежевый.

Зеленый (светлый)

Желтый, оранжевый, темно-зеленый, песочный, розовый.

Бледно-голубой

Темно-красный, серый

Синий

Серый, белый, голубой, желтый, красный, черный.

Фиолетовый

Светло-зеленый, темно-зеленый.

Коричневый

Желтый, черный, красный, бежевый, зеленый.

Серый

Фиолетовый, малиновый

Учебник с.173

Учебник с.173

Пример изготовления шаблона Учебник с.173

Пример изготовления шаблона

Учебник с.173

Предварительный расчет себестоимости прихватки № п/п Наименование используемых материалов 1. Хлобчатобумаж-ная ткань 2. Цена (руб.) Нитки Расход материа-лов на изделие Остаточ-ные лоскуты 3. Затраты на материалы 0 Есть в наличии Прокладочная ткань 0 Бывшая в употреб-лении 0 0 0 Итого: 0  0 руб.

Предварительный расчет себестоимости прихватки

п/п

Наименование используемых материалов

1.

Хлобчатобумаж-ная ткань

2.

Цена (руб.)

Нитки

Расход материа-лов на изделие

Остаточ-ные лоскуты

3.

Затраты на материалы

0

Есть в наличии

Прокладочная ткань

0

Бывшая в употреб-лении

0

0

0

Итого:

0

0 руб.

Цель урока: разработать проект швейного изделия в лоскутной технике

Цель урока:

разработать проект швейного изделия в лоскутной технике

Этапы выполнения проекта Поисковый этап Технологический этап Заключительный этап Почему и зачем я буду это делать? Как я буду это делать? Что я сделала?

Этапы выполнения проекта

Поисковый этап

Технологический этап

Заключительный этап

Почему и зачем я буду это делать?

Как я буду это делать?

Что я сделала?

Домашнее задание  Принести : кусочки ткани, оставшиеся от фартука и другие, нитки.  Р.Т. – задание 27 №1,2,4. Страница 73 разработать проект до пункта № 9.

Домашнее задание

Принести : кусочки ткани, оставшиеся от фартука и другие, нитки.

Р.Т. – задание 27 №1,2,4. Страница 73 разработать проект до пункта № 9.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бочкарёва Наталья Николаевна

Дата: 01.07.2017

Номер свидетельства: 423558

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства