Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солодчинская СОШ
Интегрированный урок
технологии и информатики и ИКТ
по теме:
«Изготовление эскиза прихватки, выполненной в стиле лоскутной техники»
Учитель технологии
Андреева М.В.
Учитель информатики и ИКТ
Бессонова О.В.
2014 год
Тема урока: Изготовление эскиза прихватки, выполненной в стиле лоскутной техники
Цели занятия:
С точки зрения информатики:
закрепить на практике навыки работы с инструментами графического редактора Paint;
расширить знания о графическом редакторе Paint;
уметь использовать компьютер как инструмент для решения задач разных предметных областей.
С точки зрения технологии:
расширить кругозор учащихся;
формировать эстетический вкус, художественное мышление, интерес к народному творчеству;
применять на практике знания, умения, полученные на уроке;
прививать аккуратное отношение к работе на всех ее этапах;
развивать логическое мышление и творческие способности.
Материалы:
План занятия:
1 этап. Вводный момент.
2 этап. Актуализация знаний учащихся.
3 этап. Сообщение.
4 этап. Объяснение нового материала(технология).
5 этап. Объяснение нового материала(информатика).
6 этап. Физкультминутка.
6 этап. Творческая работа.
7 этап. Подведение итогов.
Проведение занятия:
1 этап.
Водный момент.
Учитель информатики.
И вот мы встречаемся в компьютерном классе. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас урок технологии. Вам предстоит вспомнить все, что вы изучали на уроках информатики и применить в нашей компьютерной мастерской.
Учитель технологии:
(Слайд№1) Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Изготовление прихватки, выполненной в стиле лоскутной техники». Это большая по объему работа, которая делится на три основных этапа:
Все эти этапы несут в себе определенного рода информацию и рассчитаны также на определенное время изучения и выполнения самой работы – изготовление прихватки. Поэтому сегодня на уроке мы с вами рассмотрим только первый этап. И работать вы будете над составлением эскиза геометрического рисунка для вашей будущей прихватки. Эту творческую работу вы будете выполнять на компьютере, используя программу – графический редактор Paint.
(Слайд№2) Прихватка просто необходима на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но, даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка можно проявить вкус и изобретательность. (Слайд№3) И разве неприятно, если вместо простой тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделали своими руками. Причем ее не только можно использовать по назначению, но и украсить интерьер вашей кухни, а также преподнести в подарок вашим близким.
2 этап.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель технологии:
(Слайд№6) Мы с вами будем делать прихватку в стиле лоскутной техники. А что же это такое и где зародилась лоскутная техника? Давайте сейчас прослушаем сообщения об истории развития лоскутной техники, которые приготовили ученицы вашего класса. Ваша задача – внимательно слушать и затем ответить на вопросы.
Первая ученица. Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г до н.э. и было найдено в Египте. В средние века люди одевались в одежду, которую изготавливали сами из домотканого полотна. Ткали такое полотно на ручных ткацких станках в домашних условиях. В середине 17 века в Англии был создан механический ткацкий станок , который мог производить ткани на продажу. Эти ткани стоили дорого и покупать их могли далеко не все . Поэтому в Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, оставшиеся от раскроя кусочки не выбрасывали, а собирали и берегли. Когда их накапливалось много , можно было сшить какую-нибудь вещь, например наволочку для подушки или одеяло.
Конечно, хозяйки старались при этом составить из кусочков красивый узор. А самые удачные узоры друг у друга заимствовали. Так сложились свои характерные узоры для разных народов.
Более значительное развитие получил этот вид рукоделия в Северной Америке, где переселенцы из Европы оказались в очень тяжёлом положении, далеко от городов и магазинов. Им пришлось использовать каждый сантиметр ткани для создания себе одежды, одеял. Подушек.
Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
Вторая ученица. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Учитель. (Слайд№10-24) И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни . Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани.
Вопросы к сообщению (Слайд№25)
1.Какую страну принято считать родоначальницей лоскутной техники? (Англию)
2.Что способствовало возникновению лоскутного шитья на Руси? (Ткацкие фабрики стали выпускать разнообразные ткани)
3.К какому виду искусства относятся изделия из лоскута? (Декоративно-прикладное)
Учитель технологии:
Молодцы! Внимательно слушали.
3 этап.
Объяснение нового материала.
Учитель технологии:
(Слайд№26) В рассказе вы услышали совершенно новое для вас слово «Пэчворк». Происходит оно от английских слов:
Patch – заплата или кусок материи, лоскут
Work – работа
А все вместе Patchwork – оно обозначает - лоскутная работа, сшитый из лоскута.
А что-же такое лоскут?
Ученики читают ответы найденные в словаре, интернете.
Лоскутная техника, как вы уже услышали из сообщения, не утратила свое обаяние и сегодня. Украшая интерьер дома вещами, выполненного в стиле лоскутной техники, мы не только пополняем его полезными, но и красивыми вещами, которые создают радостную атмосферу в доме.
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в каждом доме. И самые обычные инструменты. Попробуйте их отгадать:
Маленькая ростом,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Игла)
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит,
На пальце одном
Ведро вверх дном
(Наперсток)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрижет.
(Ножницы)
(Слайд№27)
Молодцы! Правильно отгадали все инструменты.
(Слайд№28) При создании любых изделий из лоскутов нужно обратить внимание на цветовую гамму материала. Быстро, а главное со вкусом подобрать ткань для выполнения изделия из лоскутов поможет «Цветовой круг», в основу которого взято такое явление природы, как радуга.
(Слайд№29) Но что, же все-таки, такое лоскутная техника? Лоскутная техника – это создание лоскутного изделия по одной схеме. Схема, как правило, представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. И если вы посмотрите на эти разные изделия (выставка прихваток), то увидите, что в работах использовались такие простые геометрические фигуры как квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и другие. (Слайд№30-37)из них составляются блоки, (Слайд№38) а затем уже различные изделия покрывала подушки и прихватки.
5 этап.
Физкультминутка.
Для глаз – голову держать прямо, поморгать не напрягая глазные мышцы(10-15 раз).
Для рук – руки держать перед собой, сжимать и разжимать пальцы в кулак(10-15 раз).
6 этап.
Творческая работа.
Учитель информатики.
Как уже сказала Ольга Петровна, работать сейчас мы будем в графическом редакторе Paint. Каждый из вас попробует себя в роле художника-дизайнера. Но сначала нам нужно повторить основные приемы работы в графическом редакторе.
Графический редактор имеет ряд инструментов названия, свойства и действия которых подобны настоящим.
Вопрос учащимся:
Давайте вспомним, какие инструменты можно использовать?
(Ответы детей). С помощью мультимедийного проектора высветить на экране рабочее поле Paint. Учитель вместе с учащимися повторяет расположение и работу с инструментами.
Необходимо акцентировать внимание учащихся на следующие моменты:
на панели Настройка инструментов для всех этих инструментов вы можете выбрать толщину ЛИНИИ из пяти предложенных вариантов;
можно использовать как левую клавишу (основной цвет) мышки так и правую (цвет фона);
если при использовании инструмента "Линия" удерживать нажатой клавишу , то отрезок будет либо строго вертикальным, горизонтальным, либо наклоненным под углом 45 градусов;
чтобы отменить действие необходимо воспользоваться главным меню
чтобы очистить лист, необходимо выбрать пункт РИСУНОК, в нем команду ОЧИСТИТЬ.
для сохранения рисунка выбрать пункт меню ФАЙЛ, в нем СОХРАНИТЬ.
Большое количество цветов представлено в таблице, которая лежит у вас на партах. Эта таблица поможет вам при подборе нужного цвета, когда вы будете раскрашивать свои эскизы.
Вы готовы, к тому чтобы приступить к интереснейшей работе: созданию эскиза прихватки.
Учитель информатики с помощью мультимедийного проектора показывает алгоритм выполнения эскиза. Учащиеся одновременно выполняют работу на своих местах. В процессе работы индивидуальная помощь каждому учащемуся.
(Обратить внимание учащихся на прихватки, представленные на магнитной доске.)
Время на выполнение задания – 15 минут.
Учитель технологии: давайте посмотрим, какие замечательные работы у нас получились.
Коллективная проверка выполненной работы. Обмен впечатлений от выполненного творчества, мнения учащихся.
5 этап.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель технологии:
Сегодня на занятии вы познакомились с историей развития лоскутной техники. Узнали, что лоскутная техника – это создание лоскутного изделия по определенной схеме (или геометрическому рисунку). Познакомились с «Цветовым кругом» и научились пользоваться им при подборе цветовой гаммы, раскрашивая эскиз своей прихватки.
Вопрос учащимся:
Какие геометрические фигуры вы использовали в создании эскиза? (Квадрат, треугольник, прямоугольник)
Какие два вида соединения цвета вы применяли при раскрашивании эскиза? (Контрастный и родственный)
Учитель информатики:
Сегодня мы вспомнили основные приемы работы в графическом редакторе Paint. Вспомнили инструменты графического редактора, правила работы с ними.
Сегодня вы работали творчески. С работой справились Молодцы!
Д/З – Принести цветные лоскуты.
Тест для закрепления знаний: “проверь себя”.
Фамилия__________________ класс______
Электроприбор для влажно-тепловой обработки изделий.
Лампа
Утюг
Выжигатель
Режущий инструмент для обработки ткани
Ножницы
Нож
Бритва
Чертёжный инструмент
Мел
Сантиметровая лента
Линейка
Искусство, часто называемое, “пэч-уорк”
Вышивка
Лоскутная техника
Макраме
Что дало начало лоскутной технике
Заплата
Лоскут
Отрез ткани
Лента для отделки изделий
Тесьма
Сантиметровая лента
Корсажная лента
Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге
Нейтральные
Холодные
Контрастные
Нейтральные цвета
Белый, чёрный, серый
Красный, синий, жёлтый
Зелёный, голубой, оранжевый