kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физиология питания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте  речь идёт о влиянии микроорганизмов на пищевые продукты, дается понятие о пищевых инфекциях. Также говорится о профилактике енфекций и о первой помощи при пищевых отравлениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физиология питания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных

предметов»
















Конспект урока

по технологии

в 7 классе

по теме: «Физиология питания»


























Подготовила:

учитель технологии

Бондаренко А.А.

























Тема урока: Физиология питания.

Цель урока: ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, дать понятие о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу; познакомить с профилактикой инфекций, первой помощью при пищевых отравлениях.

Оборудование: карточки с названиями бактерий для игры

Тип урока: усвоения новых знаний



Ход урока

I. Организация класса

1. Приветствие

2. Проверка присутствующих



II. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Микрофон»

1. Знаете ли вы, что такое бактерии?

2. Что может привести к пищевому отравлению?

3. Какие признаки пищевого отравления вы знаете?



III. Мотивация учебной деятельности



Не спеши с постели утром ты пораньше подниматься.

Лучше пропусти-ка завтрак, чтоб подольше поваляться.

И запомни, на обед в школьный не ходи буфет,

Быстро в магазин беги, пепси-колу там купи.

В полдник ты себя побалуй: скушай чипсы, для начала,

Бутербродик с колбасой. Всё запей сырой водой.

Ужин ты не пропускай. Что дадут – ты всё съедай:

Фрукты, овощи, котлеты, булки, пряники, конфеты.

Лучше на ночь кушать впрок, чтоб спокойно спать ты мог.

Нужно только так питаться, чтоб здоровым оставаться

Каким можно назвать это стихотворение? (Вредные советы). Почему?

Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.



IV. Изучение нового материала

Постановка темы и цели урока обучающимися.



Понятие о микроорганизмах. Полезные микроорганизмы

Молочнокислые бактерии вырабатывают молочную кислоту из саxapa и других углеводов. Напитки типа йогурта и кефира производят с использованием молочнокислых бактерий уже очень давно.

Настоящий кисломолочный продукт обязательно содержит живые микроорганизмы (кисломолочные бактерии), которые составляют основную массу микрофлоры пищеварительного тракта человека.

Нарушение баланса микрофлоры -дисбактериоз - может привести к заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки, аллергии. Одно из самых неприятных последствий дисбактериоза - общее снижение иммунитета, быстрая утомляемость.

Это интересно!

Квашеная капуста полезнее, чем свежая. А всё из-за того, что молочнокислые бактерии, которые, собственно, и заквашивают капусту, синтезируют витамины. В итоге получается продукт, обогащённый витаминами В1, В2, ВЗ, В6 и В9.



Кефирный грибок представляет собой совместное существование микроорганизмов, образовавшееся в процессе длительного развития. Сжившиеся микроорганизмы ведут себя как целостный организм. Они вместе растут, размножаются и передают свою структуру и свойства последующим поколениям. Белые или слегка желтоватые кефирные грибки обладают специфическим кислым вкусом. Их основную микрофлору составляют молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи, которые и влияют на вкус, аромат и питательные свойства кефира.

Кисломолочными продуктами «оздоровляют» микрофлору кишечника и лечат гастриты. В йогурте в качестве закваски используют открытую И. И. Мечниковым разновидность молочнокислых бактерий - болгарскую палочку. Как любой кисломолочный продукт, йогурт, безусловно, полезен (особенно с биодобавками), но живые бактерии сохраняются в нём, как правило, не больше 1-2 недель. Поэтому йогурты с небольшими сроками хранения полезнее йогуртов, имеющих длительный срок хранения.

Дрожжи - одноклеточные пекарские грибки, которые используют для выпечки хлеба и других изделий из теста, так как они служат разрыхлителем, придающим изделиям пористую структуру.



Вредные микроорганизмы



Плесневые грибы чаще всего появляются на сладостях, мясе и сыpe. Для роста им требуется тёплая и влажная питательная среда. Жара и солнечный свет их убивают. Плесень неприхотлива и может расти там, где для дрожжей и бактерий мало влаги. Употребление в пищу продуктов переработки хлебных злаков, перезимовавших в поле или убранных с опозданием, заплесневевших орехов, фруктов и овощей, поданных на стол без тепловой обработки, приводит к пищевым отравлениям. Чтобы этого не случилось, необходимо хранить продукты в холодном месте при низкой влажности.

Дрожжевые грибки размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар. Продукты с небольшим содержанием сахара, но большим содержанием жидкости (фруктовые соки и сиропы) из-за появления дрожжевых грибков начинают бродить. Рост грибков можно предотвратить, держа продукты в холодном месте.

Сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжёлые пищевые отравления (сальмонеллёзы). Хорошо размножаются при комнатной температуре и наиболее активны при температуре +37 °С. Легко переносят низкие температуры, при температуре -20 °С сохраняются в течение нескольких месяцев. Основными переносчиками сальмонеллы являются домашние животные, птицы (особенно водоплавающие), а также грызуны и насекомые. Заражёнными могут быть молочные продукты, яйца, рыба. Наибольшую опасность представляют изделия из мяса: фарш, субпродукты, колбасы, студни, салаты. Сальмонеллы не изменяют внешний вид, вкус и запах блюд, поэтому распознать их в домашних условиях практически невозможно.

Для профилактики сальмонеллёзов необходимо сырые и готовые к употреблению продукты резать на отдельных разделочных досках, яйца тщательно мыть.

Ботулинус вызывает ботулизм - одно из самых тяжёлых пищевых отравлений. Палочки ботулинуса обитают в кишечнике человека, животных, птиц, рыб, обнаруживаются в почве, водоёмах, на овощах и фруктах. Ботулинус образует споры, которые обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Главное условие для развития ботулинуса - отсутствие доступа воздуха. Яд ботулинуса не разрушается при солении, мариновании, консервировании и даже замораживании. Основной способ борьбы с ботулизмом - воздействие на продукты высокой температуры.

Обработка консервов в домашних условиях часто не обеспечивает гибели спор. Свойства продукта при заражении ботулинусом изменяются не очень сильно, иногда ощущается слабый запах прогорклого жира, значительно реже продукт размягчается и изменяет цвет. В мясных, рыбных и других консервах могут скапливаться газы, приводящие к вздутию банки (бомбаж).

В последние годы участились случаи заболевания ботулизмом при употреблении домашних консервов. Наибольшую опасность представляют грибы и овощи с низкой кислотностью в герметически закрытых банках. Отравление может произойти и при употреблении мясных консервов, окороков, ветчины, солёного сала, а также солёной и вяленой рыбы домашнего приготовления.

Золотистый стафилококк находится в воздухе, на коже человека, в полости рта и носа. Стафилококк вызывает ангину, воспалительные процессы и гнойничковые заболевания кожи. Попадая на пищевые продукты и быстро развиваясь на них, в больших количествах выделяет токсин, не изменяя при этом их вкуса, запаха и консистенции. Основные меры борьбы со стафилококком - соблюдение правил личной гигиены, хранение продуктов при температуре +2-4 °С в закрытой посуде.

Внимание!

Поскольку кипячение убивает почти все бактерии, чтобы гарантировать безопасность пищи, важно обрабатывать продукты при высокой температуре достаточное время.



Игра «Найди свою группу» (полезные и вредные микроорганизмы)

Ход игры. Двум учащимся раздаются карточки с надписями «вредные микроорганизмы», «полезные микроорганизмы», остальным - карточки с названиями бактерий: кефирный грибок, болгарская палочка, дрожжи, золотистый стафилококк, ботулинус, сальмонеллы, дрожжевые грибки, плесневые грибы. Учащимся, получившим карточки с названиями бактерий предлагается найти свою группу - «вредные микроорганизмы» или «полезные микроорганизмы».



Пищевые отравления

Причиной бактериальных пищевых отравлений является несвежая пища, в которой содержатся микроорганизмы (как правило, бактерии, грибки) и продукты их жизнедеятельности: токсины, ядовитые для человеческого организма. Наиболее опасным для человека является ботулинический токсин («колбасный яд»), который вырабатывается бактериями, поселяющимися внутри рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 мин.

1. Микробные - не передаются от больного человека к здоровому и имеют только пищевой путь передачи.

2. Немикробные - отравление продуктами, ядовитыми по своей природе (грибы, примеси химических веществ).

3. Отравления нитратами и нитритами, которые используются в качестве пищевых добавок в производстве.

4. Отравление веществами из окружающей среды (вредные химические вещества, пестициды).

Правила, позволяющие избежать отравления

Обязательно мыть руки.

Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.

Убирать рабочего места.

Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.

Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.

Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов

Применять достаточную тепловую обработку.

Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей водой.

Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях

Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.

Промыть желудок пострадавшему тремя - четырьмя стаканами бледно-розового раствора марганцовокислого калия и вызвать рвоту.

Дать пострадавшему активированный уголь (20 - 30 таблеток на 1 стакан воды).

Повторно промыть желудок через 2-3 часа.

Вопросы для закрепления нового материала

1. Что такое микроорганизмы?

2. Назовите полезные и вредные воздействий микроорганизмов на пищевые продукты:

3. Как избежать пищевых инфекций?

4. Назовите признаки пищевых отравлений.

5. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении?

V. Повторение изученного материала

Упражнение «Незаконченное предложение»

  1. Полезными принято называть бактерии, которые…………

  2. В организме человека они…………

  3. Кефир считают диетическим продуктом потому, что…………………

  4. Плесневые грибки появляются на……….

  5. Для роста и развития им нужна…………

  6. Чтобы избежать отравления нужно…………..

VI. Рефлексия

1. Какую тему изучали на уроке?

2. Что нового узнали?

3. Чему новому научились?

4. Где пригодятся полученные знания?

5 Тема сегодняшнего урока важна для меня потому, что…………………

VII. Домашнее задание

1. Выучить определения

2. Найти и записать какие продукты самые полезные.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физиология питания

Автор: Бондаренко Анастасия Александровна

Дата: 08.09.2019

Номер свидетельства: 519287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Физиология питания. "
    ["seo_title"] => string(23) "fiziologhiia-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "192649"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427481500"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" "
    ["seo_title"] => string(138) "kontrol-no-otsienochnyie-sriedstva-po-uchiebnoi-distsiplinie-fiziologhiia-pitaniia-s-osnovami-tovaroviedieniia-prodovol-stviennykh-tovarov"
    ["file_id"] => string(6) "150667"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420541389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Физиология питания, рациональное питание."
    ["seo_title"] => string(45) "fiziologhiia-pitaniia-ratsional-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "290650"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455008615"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Физиология питания "
    ["seo_title"] => string(21) "fiziologhiia-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "192644"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427481083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по технологии в 9 классе по теме "Физиология питания.Режимы питания" "
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-v-9-klassie-po-tiemie-fiziologhiia-pitaniia-riezhimy-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "236724"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444145745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства