В данном конспекте речь идёт о влиянии микроорганизмов на пищевые продукты, дается понятие о пищевых инфекциях. Также говорится о профилактике енфекций и о первой помощи при пищевых отравлениях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физиология питания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных
предметов»
Конспект урока
по технологии
в 7 классе
по теме: «Физиология питания»
Подготовила:
учитель технологии
Бондаренко А.А.
Тема урока: Физиология питания.
Цель урока: ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, дать понятие о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу; познакомить с профилактикой инфекций, первой помощью при пищевых отравлениях.
Оборудование: карточки с названиями бактерий для игры
Тип урока: усвоения новых знаний
Ход урока
I. Организация класса
1. Приветствие
2. Проверка присутствующих
II. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Микрофон»
1. Знаете ли вы, что такое бактерии?
2. Что может привести к пищевому отравлению?
3. Какие признаки пищевого отравления вы знаете?
III. Мотивация учебной деятельности
Не спеши с постели утром ты пораньше подниматься.
Лучше пропусти-ка завтрак, чтоб подольше поваляться.
И запомни, на обед в школьный не ходи буфет,
Быстро в магазин беги, пепси-колу там купи.
В полдник ты себя побалуй: скушай чипсы, для начала,
Бутербродик с колбасой. Всё запей сырой водой.
Ужин ты не пропускай. Что дадут – ты всё съедай:
Фрукты, овощи, котлеты, булки, пряники, конфеты.
Лучше на ночь кушать впрок, чтоб спокойно спать ты мог.
Нужно только так питаться, чтоб здоровым оставаться
Каким можно назвать это стихотворение? (Вредные советы). Почему?
Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.
IV. Изучение нового материала
Постановка темы и цели урока обучающимися.
Понятие о микроорганизмах. Полезные микроорганизмы
Молочнокислые бактерии вырабатывают молочную кислоту из саxapa и других углеводов. Напитки типа йогурта и кефира производят с использованием молочнокислых бактерий уже очень давно.
Настоящий кисломолочный продукт обязательно содержит живые микроорганизмы (кисломолочные бактерии), которые составляют основную массу микрофлоры пищеварительного тракта человека.
Нарушение баланса микрофлоры -дисбактериоз - может привести к заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки, аллергии. Одно из самых неприятных последствий дисбактериоза - общее снижение иммунитета, быстрая утомляемость.
Это интересно!
Квашеная капуста полезнее, чем свежая. А всё из-за того, что молочнокислые бактерии, которые, собственно, и заквашивают капусту, синтезируют витамины. В итоге получается продукт, обогащённый витаминами В1, В2, ВЗ, В6 и В9.
Кефирный грибок представляет собой совместное существование микроорганизмов, образовавшееся в процессе длительного развития. Сжившиеся микроорганизмы ведут себя как целостный организм. Они вместе растут, размножаются и передают свою структуру и свойства последующим поколениям. Белые или слегка желтоватые кефирные грибки обладают специфическим кислым вкусом. Их основную микрофлору составляют молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи, которые и влияют на вкус, аромат и питательные свойства кефира.
Кисломолочными продуктами «оздоровляют» микрофлору кишечника и лечат гастриты. В йогурте в качестве закваски используют открытую И. И. Мечниковым разновидность молочнокислых бактерий - болгарскую палочку. Как любой кисломолочный продукт, йогурт, безусловно, полезен (особенно с биодобавками), но живые бактерии сохраняются в нём, как правило, не больше 1-2 недель. Поэтому йогурты с небольшими сроками хранения полезнее йогуртов, имеющих длительный срок хранения.
Дрожжи - одноклеточные пекарские грибки, которые используют для выпечки хлеба и других изделий из теста, так как они служат разрыхлителем, придающим изделиям пористую структуру.
Вредные микроорганизмы
Плесневые грибы чаще всего появляются на сладостях, мясе и сыpe. Для роста им требуется тёплая и влажная питательная среда. Жара и солнечный свет их убивают. Плесень неприхотлива и может расти там, где для дрожжей и бактерий мало влаги. Употребление в пищу продуктов переработки хлебных злаков, перезимовавших в поле или убранных с опозданием, заплесневевших орехов, фруктов и овощей, поданных на стол без тепловой обработки, приводит к пищевым отравлениям. Чтобы этого не случилось, необходимо хранить продукты в холодном месте при низкой влажности.
Дрожжевые грибки размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар. Продукты с небольшим содержанием сахара, но большим содержанием жидкости (фруктовые соки и сиропы) из-за появления дрожжевых грибков начинают бродить. Рост грибков можно предотвратить, держа продукты в холодном месте.
Сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжёлые пищевые отравления (сальмонеллёзы). Хорошо размножаются при комнатной температуре и наиболее активны при температуре +37 °С. Легко переносят низкие температуры, при температуре -20 °С сохраняются в течение нескольких месяцев. Основными переносчиками сальмонеллы являются домашние животные, птицы (особенно водоплавающие), а также грызуны и насекомые. Заражёнными могут быть молочные продукты, яйца, рыба. Наибольшую опасность представляют изделия из мяса: фарш, субпродукты, колбасы, студни, салаты. Сальмонеллы не изменяют внешний вид, вкус и запах блюд, поэтому распознать их в домашних условиях практически невозможно.
Для профилактики сальмонеллёзов необходимо сырые и готовые к употреблению продукты резать на отдельных разделочных досках, яйца тщательно мыть.
Ботулинус вызывает ботулизм - одно из самых тяжёлых пищевых отравлений. Палочки ботулинуса обитают в кишечнике человека, животных, птиц, рыб, обнаруживаются в почве, водоёмах, на овощах и фруктах. Ботулинус образует споры, которые обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Главное условие для развития ботулинуса - отсутствие доступа воздуха. Яд ботулинуса не разрушается при солении, мариновании, консервировании и даже замораживании. Основной способ борьбы с ботулизмом - воздействие на продукты высокой температуры.
Обработка консервов в домашних условиях часто не обеспечивает гибели спор. Свойства продукта при заражении ботулинусом изменяются не очень сильно, иногда ощущается слабый запах прогорклого жира, значительно реже продукт размягчается и изменяет цвет. В мясных, рыбных и других консервах могут скапливаться газы, приводящие к вздутию банки (бомбаж).
В последние годы участились случаи заболевания ботулизмом при употреблении домашних консервов. Наибольшую опасность представляют грибы и овощи с низкой кислотностью в герметически закрытых банках. Отравление может произойти и при употреблении мясных консервов, окороков, ветчины, солёного сала, а также солёной и вяленой рыбы домашнего приготовления.
Золотистый стафилококк находится в воздухе, на коже человека, в полости рта и носа. Стафилококк вызывает ангину, воспалительные процессы и гнойничковые заболевания кожи. Попадая на пищевые продукты и быстро развиваясь на них, в больших количествах выделяет токсин, не изменяя при этом их вкуса, запаха и консистенции. Основные меры борьбы со стафилококком - соблюдение правил личной гигиены, хранение продуктов при температуре +2-4 °С в закрытой посуде.
Внимание!
Поскольку кипячение убивает почти все бактерии, чтобы гарантировать безопасность пищи, важно обрабатывать продукты при высокой температуре достаточное время.
Игра «Найди свою группу» (полезные и вредные микроорганизмы)
Ход игры. Двум учащимся раздаются карточки с надписями «вредные микроорганизмы», «полезные микроорганизмы», остальным - карточки с названиями бактерий: кефирный грибок, болгарская палочка, дрожжи, золотистый стафилококк, ботулинус, сальмонеллы, дрожжевые грибки, плесневые грибы. Учащимся, получившим карточки с названиями бактерий предлагается найти свою группу - «вредные микроорганизмы» или «полезные микроорганизмы».
Пищевые отравления
Причиной бактериальных пищевых отравлений является несвежая пища, в которой содержатся микроорганизмы (как правило, бактерии, грибки) и продукты их жизнедеятельности: токсины, ядовитые для человеческого организма. Наиболее опасным для человека является ботулинический токсин («колбасный яд»), который вырабатывается бактериями, поселяющимися внутри рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 мин.
1. Микробные - не передаются от больного человека к здоровому и имеют только пищевой путь передачи.
2. Немикробные - отравление продуктами, ядовитыми по своей природе (грибы, примеси химических веществ).
3. Отравления нитратами и нитритами, которые используются в качестве пищевых добавок в производстве.
4. Отравление веществами из окружающей среды (вредные химические вещества, пестициды).
Правила, позволяющие избежать отравления
Обязательно мыть руки.
Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.
Убирать рабочего места.
Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.
Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.
Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов
Применять достаточную тепловую обработку.
Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей водой.
Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях
Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.
Промыть желудок пострадавшему тремя - четырьмя стаканами бледно-розового раствора марганцовокислого калия и вызвать рвоту.
Дать пострадавшему активированный уголь (20 - 30 таблеток на 1 стакан воды).
Повторно промыть желудок через 2-3 часа.
Вопросы для закрепления нового материала
1. Что такое микроорганизмы?
2. Назовите полезные и вредные воздействий микроорганизмов на пищевые продукты:
3. Как избежать пищевых инфекций?
4. Назовите признаки пищевых отравлений.
5. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении?
V. Повторение изученного материала
Упражнение «Незаконченное предложение»
Полезными принято называть бактерии, которые…………
В организме человека они…………
Кефир считают диетическим продуктом потому, что…………………
Плесневые грибки появляются на……….
Для роста и развития им нужна…………
Чтобы избежать отравления нужно…………..
VI. Рефлексия
1. Какую тему изучали на уроке?
2. Что нового узнали?
3. Чему новому научились?
4. Где пригодятся полученные знания?
5 Тема сегодняшнего урока важна для меня потому, что…………………
VII. Домашнее задание
1. Выучить определения
2. Найти и записать какие продукты самые полезные.