kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены основные направления эффективного формирования УУД в процессе технологического образования школьников, а именно такие современные технологии обучения, как  проблемное обучение, проектные технологии обучения, предполагающие постановку и решение творческие задач и заданий, игровые и  интерактивные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников»

Теоретические основы формирования универсальных учебных действий

в процессе технологического образования школьников


Реформирование содержания школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Это положение реализовано в Федеральных образовательных стандартах общего образования (ФГОС) второго поколения, где целью развития является не просто знания и умения, а определенные качества личности.

Достижение  этой  цели  становится  возможным  благодаря  формированию  системы  универсальных  учебных  действийОвладение  универсальными  учебными  действиями дает  учащимся  возможность  самостоятельного  успешного  усвоения  новых  знаний,  умений  и  компетентностей  на  основе  формирования  умения  учиться. 

Актуальность работы по данной теме определяется потребностями развития педагогической теории и практики в условиях введения ФГОС основного общего образования, что требует ответа на вопросы Чему учить? (обновление содержания на основе УУД) и Как учить? (обновление средств и технологий обучения). Другими словами, актуальность формирования УДД обусловлена новыми социальными запросами нашего общества, требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.


Анализируя педагогическую и психологическую литературу, было установлено, что в современных исследованиях определения термина «универсальные учебные действия» даются следующими авторами: Асмолов Александр Григорьевич, Скрипко Зоя Алексеевна, Артёмова Наталия Дмитриевна, Тютерев Валерий Григорьевич, Шамсрахманова Ульяна Константиновна, Федотова Анжелика Владимировна, Пашкевич Александр Васильевич.


Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г.Асмоловым и группой отечественных учёных - педагогов и психологов. По мнению ученых, универсальные учебные действия (УУД) – это способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


В классификации универсальных учебных действий выделяют следующие основные блоки (виды): познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УУД.


Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в средних и старших классах. Каждый учебный предмет в зависимости от организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности школьной образовательной области «Технология» позволяют гораздо больше, чем другие предметы. При соответствующем содержательном и методическом наполнении технологическое образование школьников может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В технологическом образовании все элементы учебной деятельности достаточно наглядны, а значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только формирует у ребенка знаниевую основу, но и показывает, как использовать эти знания при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий.


Основными направлениями эффективного формирования УУД в процессе технологического образования школьников могут служить такие современные технологии обучения, как проблемное обучение, проектные технологии обучения, предполагающие постановку и решение творческие задач и заданий, игровые и интерактивные технологии.

Практическая деятельность на уроках технологии побуждает учащихся самостоятельно приобретать, развивать и применять специальные технологические и универсальные учебные действия. Этому способствует, в частности, проблемный подход в обучении, т.е. не только сообщение учащимся знаний в готовом виде, но и постановка перед ними проблем для самостоятельного их разрешения на основе имеющихся знаний, умений, навыков и опыта.

Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию, расширить, углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или по новому применении прежние знания. Новое применение имеющихся знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно находится самим учеником, поставленным в соответствующую проблемную ситуацию.

Технология проектного обучения или метод проектов является одним из основных методов организации учебной деятельности в технологическом образовании школьников. Реализация тем учебного проекта учащимися связана с практическим использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков, носит поисковый характер и способствует эффективному формированию УУД.

Применение метода проектов позволяет осуществить деятельностный подход в технологическом образовании учащихся и предполагает интегративное использование знаний и умений, полученных ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

В конце 2016 года подготовлен проект Концепции развития технологического образования в системе общего образования РФ. В этом документе центральным элементом технологического образования определена проектная деятельность, включающая анализ потребности, создание, изобретение чего-то нового, имеющего для обучающегося ценность и смысл.


Учащемуся учебный проект по технологии создаёт возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности; проектная деятельность, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

С точки зрения учителя, учебный проект по технологии является эффективным дидактическим средством, позволяющим обучать учащихся проектированию, т.е. целенаправленной деятельности:

- по выявлению проблемы;

- по нахождению способов её решения путем постановки цели и решения задач, вытекающих из этой проблемы;

- по рассмотрению ее в определенной ситуации;

- по использованию тех или иных методов и способов достижения поставленной цели.




Таким образом, метод проектов в современном технологическом образовании позволяет: сформировать у учащихся навыки самостоятельного, критического мышления; научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя различные роли; презентовать объекты творческого проектирования.

Рационально организованная проектная деятельность в технологическом образовании школьников позволяет формировать у них основные категории универсальных учебных действий:

  • личностных (нравственно-эстетическое оценивание, самоопределение, смыслообразование);

  • познавательных (формулирование проблемы, поиск информации, структурирование деятельности смысловое чтение, моделирование и др.);

  • регулятивных (формулирование цели, планирование, самоконтроль, самооценка);

  • коммуникативных (умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов; планирование сотрудничества).



Опыт реализации творческого проектирования убедительно доказывает эффективность его применения, позволяя учащимся полностью реализовывать свои возможности, формировать опыт исследовательской, творческой деятельности в процессе создания собственных творческих проектов. Наблюдения за практикой организации систематической проектной деятельности в школе позволяют отметить, что опыт самостоятельного творческого проектирования и универсальные учебные действия формируются у учащихся постепенно и не равномерно. Так, если в начальной школе (2-4 классы) осуществление проектной деятельности вызывает некоторые затруднения у детей, как правило, требует существенной помощи со стороны учителя и часто родителей, то в 5-6 классах процесс творческого проектирования протекает более успешно и с большей долей самостоятельности детей. Наконец, к 9 классу, когда у школьников накоплен значительный опыт как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности и достигнут достаточный уровень сформированности УУД на первый план выходит самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает всё более консультационный характер. К этому времени практически каждый ребёнок, способен к осуществлению самообразования и к самостоятельному выбору будущей индивидуальной образовательной траектории.


Таким образом, технологическое образование создаёт реальные возможности для эффективного формирования у школьников универсальных учебных действий.

К сожалению, результаты выше представленных наблюдений за практикой реализации творческого проектирования в школе позволили выявить пока лишь тенденцию возрастания у школьников уровня сформированности УУД.

Актуальным направлением дальнейшего исследования влияния проектного метода на формирование у школьников УУД является разработка средств и критериев количественной оценки и мониторинга уровня сформированности УУД учащихся в процессе творческого проектирования по технологии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шлямова Анна Викторовна

Дата: 07.06.2021

Номер свидетельства: 582827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Статья на тему: Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_universalnykh_uchebnykh_deist"
    ["file_id"] => string(6) "553004"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591727002"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 6  класса (базовый уровень, девочки). "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "234633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443472920"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "учебная программа "
    ["seo_title"] => string(21) "uchiebnaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "230053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441969936"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства