Статья на тему: Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников
Статья на тему: Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников
В статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий, а также представлена роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе технологического образования школьников»
Шлямова А.В.,
учитель МБОУ ОСШ № 4
г. Ульяновска
Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
в процессе технологического образования школьников
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий, а также представлена роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий.
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, создаются и развиваются быстрыми темпами информационные технологии и как следствие кардинально меняются представления о целях образования и путях их реализации.
В современных условиях существенно меняются приоритеты образования, путём перехода от знаниевой парадигмы изучения предметного содержания дисциплин к формированию умений и навыков применения полученных знаний в конкретной деятельности. Непрерывное образование становится необходимостью в жизни каждого человека. И как следствие, от современного образования требуется развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, формирования навыков саморазвития и самообразования.
Подобная переориентация современного образования и нашла отражение в образовательных стандартах последнего поколения, предполагающих реализацию компетентностного подхода и формирование универсальных учебных действий обучающихся (УУД) в процессе обучения.
Анализируя педагогическую и психологическую литературу, было установлено, что в современных исследованиях определения термина «универсальные учебные действия» даются следующими авторами: А.Г. Асмоловым, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой и В.Г. Тютеревой, У.К. Шамсрахмановой и А. В. Федотовой.
Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].
По мнению А.В.Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [2].
Итак, универсальные учебные действия (УУД) – это способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
Актуальность формирования УДД обусловлена новыми социальными запросами нашего общества, требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.
Социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Таким образом, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: целевого, познавательно- мотивационного, содержательного и -операционного.
В классификации универсальных учебных действий выделяют следующие основные блоки: познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УУД [2] (см. рис. 1).
Рис. 1. Классификация УУД
Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в средних и старших классах. Каждый учебный предмет в зависимости от организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Учитель самостоятелен в подборе содержания, форм и методов обучения. Разрабатывая рабочую программу по предмету, каждый учитель вправе вносить в нее те или иные изменения в рамках отведенного учебным планом времени. Педагог разрабатывает конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определяет планируемые результаты.
Возможности школьной образовательной области «Технология» позволяют гораздо больше, чем другие предметы. При соответствующем содержательном и методическом наполнении технологическое образование школьников может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В технологическом образовании все элементы учебной деятельности достаточно наглядны, а значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только формирует у ребенка знаниевую основу, но и показывает, как использовать эти знания при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий.
Основными направлениями эффективного формирования УУД в процессе технологического образования школьников могут служить такие современные технологии обучения, как проблемное обучение, проектные технологии обучения, предполагающие постановку и решение творческие задач и заданий, игровые и интерактивные технологии.
Практическая деятельность на уроках технологии побуждает учащихся самостоятельно приобретать, развивать и применять специальные технологические и универсальные учебные действия. Этому способствует, в частности, проблемный подход в обучении, т.е. не только сообщение учащимся знаний в готовом виде, но и постановка перед ними проблем для самостоятельного их разрешения на основе имеющихся знаний, умений, навыков и опыта.
Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию, расширить, углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или по новому применении прежние знания. Новое применение имеющихся знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно находится самим учеником, поставленным в соответствующую проблемную ситуацию.
Технология проектного обучения является одним из основных методов организации учебной деятельности в технологическом образовании школьников. Выполнение проектов планируется в школьной программе технологии практически ежегодно осуществляется индивидуально, попарно или группой учащихся.
Реализация тем учебного проекта учащимися связана с практическим использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков, носит поисковый характер и является, по существу, приобретением новых знаний, умений и навыков, способствует эффективному формированию УУД..
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мотивационно - познавательную мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы своей работы [4].
В технологическом образовании школьников происходит интеграция интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения проектов информацию в различных информационных источниках, в том числе и в Интернет-ресурсах [5], приобретают навыки анализа предлагаемой информации, сравнения, и оценки возможности её применения в собственной проектной деятельности; то есть выполнять учебно-познавательные действия как в материализованной, так и в умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения проектных задач.
Обобщив всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий является важной неотъемлемой частью технологического образования и залогом успешного школьного образования детей в целом. Технологическое образование создаёт реальные возможности для эффективного формирования универсальных учебных действий школьников и учителям технологии эти возможности необходимо рационально и грамотно направлять на развитие личности ребёнка, реализуя в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии.
Литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.
Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
Мальгина О.А. Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как залог успешного школьного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/4118
Котельниковва В. И., Глушенкова А. И. Формирование навыков познава-
тельной деятельности школьников в процессе учебного проектирования
по технологии. Технологическое образование: Теория и практика.
Материалы международной научно - практической конференции.
Ульяновск: УлГПУ, 2013,- с.280-285
Котельниковва В. И., Кузнецова О. П. Электронный учебник как средство
Повышения познавательной активности учащихся. Технологическое
образование: Теория и практика. Материалы международной научно
– практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2015, - с. 133- 138.