Просмотр содержимого документа
«Развитие трудовых умений и навыков у подростков с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГОАУ ДПО ПК ИРО)
Кафедра педагогики и психологии
Козина Наталья Александровна
выпускная работа
Развитие трудовых умений и навыков у подростков с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности
по программе профессиональной переподготовки
«Коррекционная педагогика»
Содержание
Введение
4
Глава1.Теоретические аспекты роли труда в коррекции нарушений у подростков с нарушением интеллекта
7
§1.1 Трудовая деятельность в системе коррекционного образования и профессиональной подготовки учащихся нарушением интеллекта
7
§1.2 Виды труда и процесс трудового обучения подростков в коррекционной школеVIII вида
12
Глава 2. Влияние трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков у подростков с интеллектуальной недостаточностью
15
§2.1.Уровень обученности по трудовому воспитанию подростков с нарушением интеллекта
15
§2.2 Программа трудового обучения подростков интеллектуальной недостаточностью через регулярные внеурочные занятия производительного труда
17
§2.3 Определение эффективности занятий по развитию умений и навыков
22
Заключение
26
Список использованных источников
29
Приложение
31
Введение
Смена приоритетов в системе специального образования в сторону безусловного обеспечения прав на получение доступного образования всех категорий детей делает актуальной задачу обеспечения их права на трудовую занятость. Однако практика работы современной коррекционной школы VIII вида показывает, не все её выпускники могут успешно самостоятельно трудоустроиться даже на доступные им рабочие места и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками на рынке труда. Результаты катамнеза в период с 2005 по 2007 год свидетельствуют о небольшом количестве выпускников (от 36 до 43%), которые смогли самостоятельно определить свою дальнейшую профессионально-трудовую судьбу. Еще меньшее их количество продолжило получать образование по осваиваемому в школе профилю трудового обучения. Самостоятельно обучаясь в учреждениях начального профессионального образования, выпускники в силу психофизических особенностей испытывали большие сложности. Они были неспособны без руководства и помощи взрослых правильно освоить социальный опыт и, как следствие, часто бросали обучение. Кроме того, школа не может создать материально-технические условия обучения по ряду востребованных на рынке труда региона профессиям.
Основная задача педагогического коллектива нашего интерната – формирование потенциала, воспитание и выпуск в жизнь уже зрелого человека, готового к любым жизненным ситуациям, получившего профессию. Важное место в соответствии со статьями принятых законодательных актов, регламентирующих равность прав лиц с отклонениями в развитии на получение образования, профессии, участия в жизни общества (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация ЮНЕСКО об образовании лиц с особыми образовательными потребностями, Правила ООН, регламентирующие обеспечение равных возможностей для инвалидов), возрастает роль выявления потенциальных возможностей лиц с отклонениями в развитии, разработки инновационных программ, способствующих их социальной реабилитации и адаптации[15].
Существенной стороной обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является подготовка их к труду и к дальнейшей трудовой деятельности (Л.С. Выготский, И.И. Данюшевский, Т.А. Власова, А.И. Дьячков и др.), так как в процессе труда формируются навыки, которые подготавливают ребенка с нарушением интеллекта к трудовой жизни, дают ему возможность впоследствии не быть балластом для близких, для государства, а приносить им посильную помощь. В настоящее время разносторонне исследуются вопросы трудового обучения детей с нарушением интеллекта в работах Г.М. Дульнева, В.Ю. Карвялиса, М.И. Кузьмицкой, Б.И. Пинского, К.М. Турчинской и др.
Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно воспитанник овладеет трудовыми навыками в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. Вся система трудового образования ориентирована в конечном итоге на обучение производственным навыкам и получению профессии. Одним из профилей производственного обучения в нашей школе является штукатурно-малярное дело.
Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение.
Выбор производительного труда в нашем исследовании обусловлен большим значением его для развития ребенка. Психологические исследования (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.3. Неверович, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что ребенок лучше всего знакомится с окружающими предметами в процессе активных действий с ними, когда возникает необходимость использовать и обработать предмет, узнать его специфические свойства.
Основываясь на исследованиях, выявивших диапазон возможностей детей с нарушением интеллекта (Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, М.С. Певзнер, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Н.Г. Морозова), мы учитывали большое теоретическое и практическое значение изучения их производительной деятельности.
Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передачи им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны, и, с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования. Влияние производительного труда еще не достаточно используется для коррекции нарушений физического, психического развития, являющихся одним из показателей подготовленности к социальной адаптации школьников нарушением интеллекта.
На основании актуальности исследования, выявленных противоречий, противоположностей и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании влияния производительного труда на формирование трудовых умений и навыков и, следовательно, подготовленность к трудовой деятельности подростков с нарушением интеллекта.
Актуальность проблемы и ее значимость определили тему исследования: «Развитие трудовых умений и навыков у подростков с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность влияния труда на развитие трудовых умений и навыков подростков с нарушением интеллекта на уроках штукатурно-малярного дела.
Объект исследования - развитие трудовых умений и навыков у подростков в системе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида.
Предмет исследования - педагогические возможности влияния трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков школьников с нарушением интеллекта.
Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: процесс развития трудовых умений и навыков детей с нарушением интеллекта будет проходить более эффективно, если использовать:
- производительный труд в обучении учащихся вспомогательной школы не только на уроках, но и на дополнительных внеурочных занятиях, а также
- использовать разнообразные формы работы по развитию трудовых умений и навыков у учащихся с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Исследовать и проанализировать теоретические аспекты роли труда в развитии умений и навыков у подростков с нарушением интеллекта;
2. Определить влияние трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
3.Выявить и обосновать взаимосвязь производительного труда у детей с нарушением интеллекта и развитием их трудовых умений и навыков.
4. Разработать методические рекомендации для учителей технологии в школах VIII вида, по развития трудовых умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта.
База: «Коррекционная школа-интернат для детей – сирот г. Артема», профильное обучение - штукатурно-малярное дело.
Практическая значимость определяется возможностью применения программно-методического обеспечения результативности работ по формированию умений и навыков в трудовой деятельности подростков с нарушением интеллекта.
Данная исследовательская работа состоит из введения, теоретического исследования, экспериментально – практического исследования, заключения и списка литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты роли труда в коррекции нарушений у подростков с нарушением интеллекта» раскрыт вопрос трудовая деятельности в системе коррекционного образования и профессиональной подготовки учащихся нарушением интеллекта, рассмотрены виды труда и процесс трудового обучения подростков в коррекционной школеVIII вида.
Во второй главе «Влияние трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков у подростков с интеллектуальной недостаточностью» описан ход экспериментального исследования, предложена программа трудового обучения подростков интеллектуальной недостаточностью через регулярные внеурочные занятия производительного труда, определена эффективность занятий по развитию умений и навыков.
В заключении даны рекомендации для учителей технологии в школах VIII вида, по развития трудовых умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта.
Глава 1. Теоретические аспекты роли труда в коррекции нарушений у подростков с нарушением интеллекта
§1.1 Трудовая деятельность в системе коррекционного образования и профессиональной подготовки учащихся нарушением интеллекта
Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным нарушением, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с нарушением интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью [20].
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 2007 г. С. 553-554).
Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык. Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.
Таким образом, термин «умение» имеет два значения: 1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. В школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.
3) Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
Уровни овладения умениями и навыками
Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
В зависимости от структуры интеллектуального дефекта подростки с нарушением интеллекта характеризуются следующими особенностями мотивационной сферы, которые необходимо учитывать при организации и реализации психолого-педагогической работы, направленной на формирование мотивации трудовой деятельности: для подростков с основным типом интеллектуального дефекта характерны высокие показатели потребности в одобрении, стремления к принятию и мотива достижения; для подростков с типом дефекта, характеризующимся эмоционально-волевыми нарушениями характерны высокий показатель мотива страха к отвержению и низкий показатель мотивации успеха и боязни неудачи; дня подростков с торпидным типом интеллектуального дефекта - высокие показатели направленности на знания и мотивации успеха и боязни неудачи, низкие показатели направленности на оценку и потребности в одобрении; для подростков с астеническим типом интеллектуального дефекта - высокий показатель направленности на оценку, низкие показатели мотива достижения, стремления к принятию и направленности на знания[9].
У подростков с нарушением интеллекта существуют специфические особенности мотивационной сферы в зависимости от условий воспитания. Мотивация трудовой деятельности у подростков с нарушением интеллекта является необходимым компонентом профессионального определения, выражающийся в выборе трудового маршрута, понимании важности поиска места работы, осознании необходимости осуществления профессионально-трудовой деятельности и, как следствие, успешной адаптации в обществе.
В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний (целевая сторона деятельности), но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. В оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами[11].
В условиях специального коррекционного интернатного учреждения для воспитанников с нарушением интеллекта формирование мотивации трудовой деятельности должна иметь целенаправленный характер, происходит успешно при соблюдении следующих педагогических условий: профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогов; формирование трудового опыта в рамках уроков профессионально-трудового обучения и во время всех режимных моментов интернатного учреждения; организация и реализация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса [20].
Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности[2].
Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Важное место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно полезная работа учащихся. В нашей школе - интернате организованы бригады по ремонту школьного здания, мебели, починке одежды и обуви, обслуживанию подсобного хозяйства и др. Такая форма работы, помимо чисто практической выгоды, имеет исключительно важное воспитательное значение.
Огромное значение для трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду[1].
В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальной школе 8 вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволяет эффективно подойти к их воспитанию и обучению.
Рассматривая систему трудового обучения, Г.М. Дульнев выделял 5 основных этап, из которых складывается трудовое обучение: первый – пропедевтический (1-3 классы); второй – профессиональная ориентация (4-5 классы); третий – трудовое обучение (6-8 классы); четвертый – профессиональный труд (9 классы), пятый – углубленная профессиональная подготовка (10-11 классы) [5].
Исследуя эти этапы, автор был убежден в необходимости длительной практической проверки возможностей школьников обучаться тому или иному виду труда, указывал на то, что данная система должна быть существенно дополнена. Он обращал внимание на необходимость введения профориентировочного этапа между пропедевтическим и профессиональными этапами обучения, где будет проводиться работа по профориентации, т.е. по изучению и практической проверке доступности, учащимся той или иной специальности.
В настоящее время подготовка к труду и профориентации учащихся в коррекционной школе складывается из четырех этапов[6]:
1 ЭТАП.Трудовое обучение в 1-3 классах направлено на всестороннее развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений, где одна из важных задач – подготовка школьников к профессионально- трудовому обучению. Первый этап предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, умение работать не отвлекаясь). На этом этапе необходимо формировать у учащихся умения анализировать образец изделия, планировать предстоящую работу, сравнивать изготовленные изделия с образцом. Здесь же решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей каждого ученика путем изучения трудовых возможностей. Определяется соответствующий вид труда для обучения в 4 классе. Устанавливается профиль дальнейшего трудового обучения школьника с учетом психофизических данных, глубины и характера дефекта, возможности трудоустройства учащихся. Идет работа по ознакомлению учащихся с видами труда, изучаемыми в данной школе.
2 ЭТАП.Трудовое обучение на базе профессиональных учебных мастерских в 4-5 классах. На данном этапе еще не ставится задача овладения двигательными трудовыми навыками в основных операциях работы по изготовлению изделий. Исследователи обращают внимание на то, что формирование этих навыков требует длительного времени на упражнения, во время которых конечный результат практической деятельности школьников не завершенная работа по изготовлению изделия, а усвоение правильности и темпа рабочих движений. Подобные упражнения снижают интерес учащихся к труду. На данном этапе трудовое обучение решает в основном те же задачи, что в 1- 3 классах, но их решение происходит в условиях близких к профессиональному обучению, на более высоком уровне. Здесь важно воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской (пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, убирать свое рабочее место и др.). Особое значение приобретает задача воспитания положительного отношения к труду. Под положительным отношением к труду учащихся коррекционной школы с психологической точки зрения ученые понимают устойчивую общественно значимую направленность личности умственно отсталого ребенка на «определенный вид учебно-трудовой деятельности, в которой на достаточно высоком уровне проявляются такие качества личности, как осознанность, активность и опосредованность, формирующиеся под влиянием внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов». На этом же этапе идет уточнение трудовых возможностей учащихся и завершение профотбора в рамках профессии. Более полное ознакомление учащихся с доступными для выпускников коррекционной школы профессиями и специальностями.
3 ЭТАП.Профессиональное обучение в школьных мастерских (6 - 8 классы), где учащиеся овладевают определенными знаниями и профессиональными приемами труда. Практическая деятельность учащихся постепенно приближается к труду рабочего на производстве. Вместе с решением коррекционных задач у школьников развиваются те трудовые умения, которые повышают их самостоятельность непосредственно в условиях работы на производстве. Важно в этот период формировать профессиональные навыки в основном при изготовлении общественно полезных изделий. В этот период учащиеся переходят к более широкому освоению машинного оборудования. В 8-9 классах проводится производственная практика учащихся на базовых предприятиях. Однако в настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением многих предприятий, которые фактически отказываются от приема учащихся на практику, коррекционным школам приходится по возможности оборудовать школьные мастерские производственным оборудованием и проводить практику в стенах школы. На этом этапе идет пропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способностей и наклонностей школьников с задачей их ориентации на труд по более узкой профессии.
4 ЭТАП.Завершение трудовой подготовки в 9 классе с производственным обучением. На этом этапе учащиеся овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Основной раздел - это производственная адаптация учащихся в условиях школы интерната.
Основная задача коррекционного обучения состоит в формировании у школьника самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий. Уровень самостоятельности учащихся при выполнении работы определяется главным образом мерой помощи учителя в умственных, трудовых действиях, а также способностью учащихся контролировать этапы работы, уровнем самоконтроля. Только планомерным сокращением помощи со стороны учителя можно сформировать умение школьников действовать более самостоятельно в новых для них условиях[8].
§1.2 Процесс трудового обучения в коррекционной школе
Все компоненты процесса профессионально-трудового обучения подростков тесно взаимосвязаны друг с другом: цели обучения воплощены в содержание обучения, которое определяет его методы, формы и средства. Процесс трудового обучения в коррекционной школе носит циклический характер или этапный. Каждый этап представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения [16].
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Задачами трудового обучения учащихся коррекционных школ являются: воспитание заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, самостоятельности, ответственности), компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития. Трудовое обучение в коррекционной школе подразумевает подготовку воспитанников к несложным и разнообразным видам производительного и обслуживающего труда[8].
Для повышения эффективности процесса развития специальных трудовых умений и навыков необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических требований по работе в мастерских во вспомогательных школах. Важная задача учителя - воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Школьники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место, станок, рабочую кабинку и т.д. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепляться у учащихся как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения следует подкреплять показом и дальнейшими упражнениями[13].
Обучение строится по операционно-комплексной системе: с большинством профессиональных приемов учащихся знакомят предварительно, упражняясь на заготовках для последующей работы, специальных образцах, после чего используют эти приемы при отделке помещений, изготовлении предметов общественно-полезного характера[17].
В процессе работы учащиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения изделий. При подведении (анализе) итогов с обязательным привлечением школьников педагогу необходимо показать достоинства и недостатки в изделиях ребят как следствие правильной или неправильной работы.
На этапе осмысления коррекционная задача учителя заключается в активизации мыслительных процессов школьников, в умении научить их логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Это возможно на основе предметно-практической деятельности и продуманного применения средств наглядности. На этапе осмысления учителю следует добиваться того, чтобы ученик не только понимал задание, но и мог объяснить, ЧТО он делает, КАК он делает и ДЛЯ ЧЕГО.
На этапе закрепления знаний, умений и навыков учитель стремится к тому, чтобы у учащихся появились прочные знания и готовность к разнообразной деятельности. Это достигается путём умело организованной коррекционной работы. На этапе применения полученных знаний, умений и навыков надо научить детей не бояться новых, необычных условий и при необходимости применять свои знания на практике.
Познавательный интерес у учащихся коррекционного учреждения формируется с трудом. Они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются при изучении теоретического материала, а также при выполнении сложной практической работы или в процессе первоначального знакомства с приёмами работы. Поэтому учитель определяет дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, предусматривает смену различных видов деятельности. Развитие интересов школьников идёт не столько в направлении последовательной замены одного интереса другим, сколько в направлении углубления имеющихся интересов, превращения их во всё более стойкие, личностные [12].
Успешная работа по формированию интересов у подростков приводит к активизации их мыслительной деятельности и повышению качества усвоения основ наук и трудовых процессов. В формировании интересов важная роль принадлежит знаниям.
Некоторый, минимальный запас знаний является необходимой почвой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, вступающими в противоречия с прежними представлениями. Эти познавательные вопросы побуждают учащихся к поискам ответа на них. Это стремление разрешить противоречие между прежними и новыми знаниями является одним из основных условий появления интересов.
Новое выступает как нарушение равновесия, побуждающее к установлению нового равновесия. Необходимость достижения нового уровня знаний для успешного осуществления поиска решений новых вопросов очень велика. Удовлетворение от приобретения знаний и возможность на их основе искать и самостоятельно добывать новые знания являются залогом формирования стойких интересов[10].
Для проведения занятий с подростками в нашей школе - интернате VIII вида оборудованы мастерские – столярная, швейная, штукатурно-малярный класс. Мастерские оборудованы современными станками, швейными машинами, инструментами, рабочими кабинами. Имеется пришкольный участок. На уроках формируют у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей.
Штукатурно – малярное дело. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура – маляра и возможность дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанных с выполнением штукатурки и окраски (каменщик – печник – штукатур, штукатур-маляр, штукатур – облицовщик и др.), ремонту зданий. Школьники знакомятся с различными видами строительных материалов и инструментов, получают навыки выполнения косметического ремонта зданий, настилки линолеума, оклеивания поверхности обоями, кладки кирпича, облицовки стен керамической плиткой, фактурной отделкой поверхности декоративными составами, художественно - декоративными малярными отделками и др.
В связи с особенностями штукатурно-малярных работ программа по этому виду труда несколько отличается от других программ. Так, программе профессионального периода обучения нет комплексных тем. Обучение новым приемам и операциям штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении технологических тем. Наиболее сложные темы в 8 и 9 классах программа предусматривает совершенствование этих приемов в производственных условиях или, в случае невозможности в условиях школы.
Столярное дело. Учащиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, приёмы работы с древесиной.
Швейное дело. Школьники знакомятся с устройством швейной машины, получают навыки выполнения машинных строчек и швов, учатся построению чертежей изделий, и их пошиву.
Подготовка младшего обслуживающего персонала - уборка помещений, утепление окон, чистка ковровых покрытий, уход за линолеумом, за мебелью, за сантехническим оборудованием.
Сельскохозяйственный труд. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний, навыков, необходимых для работы в крестьянских подсобных хозяйствах, на огородах и дачах в городских условиях.
В конце каждой четверти проходят уроки практического повторения, на которых учащиеся работают по заказам школы: починка постельного белья, пошив костюмов для художественной самодеятельности, изготовление швабр, обработка пришкольного участка, разведение цветника вокруг школы.
Трудовое обучение подростков с интеллектуальной недостаточностью способствует не только развитию штукатурно – малярных умений и навыков. При этом происходит и развитие речи, мышления, памяти.
Глава 2. Влияние трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков у подростков с интеллектуальной недостаточностью
§2.1.Уровень обученности по трудовому воспитанию подростков с нарушением интеллекта
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида г. Артёма. В эксперименте принимали участие 25 детей, школьники 13-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось в течение года.
Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диагностика умения школьниками выполнять самостоятельно задания в процессе трудовой деятельности.
Условия эксперимента: было определено, что в классах на уроках штукатурно-малярного дела, систематически будет использоваться средства ИКТ для подачи знаний и внеурочные занятия, а результативность трудового обучения будет определяться по итогам успеваемости за третью четверть.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность влияния труда на развитие трудовых умений и навыков подростков с нарушением интеллекта на уроках штукатурно-малярного дела.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа. На первом констатирующем этапе исследования проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования.
Одновременно проводилась работа по изучению процесса трудового обучения и воспитания в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Наибольшее внимание уделялось изучению программного материала по трудовому обучению штукатурно-малярному делу и воспитанию в системе специального образования.
На формирующем этапе исследования (вторая – третья четверть учебного года), создавался план экспериментальной работы. Со второй четверти 2014 года наряду с обязательными занятиями по трудовому обучению и воспитанию (в рамках школьной программы) проводились регулярные внеурочные занятия производительного труда в экспериментальной группе детей. Кроме этого проводились регулярные контрольные «срезы» развития специальных трудовых умений и навыков учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях. Со второй четверти 2013 года проводились занятия производительного труда в экспериментальной группе детей на строительном объекте (капитальный ремонт школьного помещения). Экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.
На заключительном этапе исследования (март 2014) шел процесс теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы, где были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы.
В начале второй четверти был оценен результат трудового обучения двадцати пяти участников эксперимента по итогам успеваемости за первую четверть.
Результаты успеваемости за первую четверть приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты успеваемости за первую четверть.
Количество учащихся
оценка, %
«5»
%
«4»
%
«3»
%
25
5
20
8
32
12
48
На рисунке 1 представлена диаграмма, на которой показана успеваемость в конце 1 четверти по трудовому обучению подростков в школе – интернате VIII вида.
Рисунок 1 - Успеваемость по трудовому обучению в конце 1 четверти.
Проведенные в конце первой четверти самостоятельные работы подтвердили результаты успеваемости: из общего количества учащихся на оценку «5» с самостоятельной работой справились – 5 человек, на «4» - 8 на «3» – 12. . Обнаружено, что на высоком уровне в первой четверти успевают 20% учащихся, на среднем – 32% на низком – 48% из общего количества испытуемых.
§ 2.2 Программа трудового обучения подростков интеллектуальной недостаточностью через регулярные внеурочные занятия производительного труда
Программа трудового обучения «Штукатурно – малярное дело» способствует развитию социально важных качеств учащихся. Она отвечает основной задаче вспомогательной школы – коррекции присущих умственно отсталым детям психофизических недостатков. Нами разработаны на основе программы, методы которые позволяют детям с недоразвитым инелектом на стандартном уроке быстрее запоминать приемы, отрабатывать умения и навыки производительного труда. Так на примере программы «Штукатурно – малярное дело» для 5 класса рассмотрим тему «Простая и улучшенная штукатурка», которая включает в себя урок «Способ набрасывания (раствора)». По данному разделу учащиеся не имеют опыта, они впервые знакомятся с данной темой. Важной составной частью всей темы является правильная рабочая стойка штукатура, хватка инструмента и положение руки во время броска. Не отработав эти умения и навыки в 5 классе, мы не можем получить качественную штукатурку (ровную, гладкую, без бугров и трещин) в последующих классах обучения.
Первый метод, который применяется, необходим для отработки правильной рабочей стойки штукатура. Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение руки с инструментом и положение руки с материалом). Зная особенности развития и обучения умственно-отсталых детей легко избежать трудностей с ориентацией детей в пространстве. Для этого в рабочей кабине на расстоянии 50-60 см от стены, параллельно ей наклеивается ярко желтый скотч в виде широкой полосы. В учебнике описана стойка штукатура «штукатур подходит и становится так, чтобы правая нога была ближе и параллельно стене, а левая отставлена назад и чуть в сторону». Для облегчения понимания стойки, учитель демонстрирует положение ног, ставя правую ногу на широкую желтую полосу, важную роль играют наглядные и практические методы, объясняя, почему он это делает. После демонстрации, учащиеся отрабатывают стойку самостоятельно, сами ставят правую ногу на полосу, если ребенок затрудняется, учитель помогает ему. Как только прием освоен, необходимо применить второй разработанный метод. Попросив детей встать на желтую полосу в рабочую стойку, продемонстрировать следующее: кисть левой руки положить на предплечье правой и сильно прижать её к себе, это второй метод. Когда дети повторили, справились с заданием используем третий метод, необходимо вложить каждому в правую кисть теннисный мяч и попросить их бросить его в стену. Не у всех детей это получиться, многие заявляют, что им неудобно. Такие задания стимулируют развитие мыслительной деятельности учащихся, вызывают у них большой интерес. Именно в этот момент необходимо объяснить учащимся, что так должна работать кисть руки во время броска. «Надо следить, чтобы при выполнении броска лопаткой работала не вся рука, а только кисть. Закрепив броски мяча, в правую руку даётся штукатурная лопатка для привыкания к её весу, затем ставится четкая цель, повторить бросок мяча с помощью штукатурной лопатки. После выполнения операции вместе с учениками проводим разбор результатов труда, анализируем положительные и отрицательные моменты. Так применив три метода, которые не занимаю много времени учителя в период подготовки к практическим занятиям
1)желтая полоса,
2)прижатая рука,
3)теннисный мяч, мы смогли помочь избежать трудностей запоминания умения набрасывания раствора с помощью штукатурной лопатки, правильной рабочей стойки штукатура. Такие методы подбираются и разрабатываются практически ко всем видам занятий.
Важной составной частью трудовой деятельности подростков являются умственные действия учащихся, осознание целей, работа по плану, контролирование правильности выполненной практической работы[4].
Чтобы изучение не было утомительным, стараюсь разнообразить моменты урока и кроме системы «Вопрос-ответ» ввожу познавательные элементы, логические задачи, разгадывание кроссвордов, тестирование. Смотри приложение№1. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление школьников, их память, учу анализировать, делать выводы, отбирать нужные доказательства[3]. Наиболее результативны карточки-задания, которые применяю на различных этапах урока. Например:
Из предложенных предметов (малярное дело) выполнить классификацию.
Убрать лишний предмет (малярное дело).
Сравнить предметы (малярное дело).
Такие задания стимулируют развитие мыслительной деятельности учащихся, вызывают у них большой интерес. Использую на уроке и тестирование, где из предложенных ответов нужно выбрать правильный. Ломая голову над такими задачами, решая их с помощью подсказок, путём анализа и синтеза, учащиеся вырабатывают необходимые качества мыслительной деятельности.
Этап изучения нового материала начинается с сообщения темы и цели занятия. Чёткая постановка целей урока определяет структуру урока, выбор методов и приёмов.
При обучении умственно-отсталых детей важную роль играют наглядные и практические методы, что побуждает у учащихся интерес к обучению[7].
Изучение любой операции по малярному делу начинаю со знакомства учащихся с теорией.
Учащиеся обращают внимание на технологические особенности, последовательность обработки, конечный результат. Включаются процессы зрительной памяти, мыслительной деятельности детей, возрастает активная роль ученика. Чтобы достичь определённых результатов, я использую личный показ приёмов малярного дела. Показ сопровождаю демонстрацией приёмов работы (положение рук, перехваты, правильное пользование инструментом), словесным объяснением. Если изучаемая обработка встречалась ранее, то привлекаю сильных учеников. Усвоение идёт с опорой на практический опыт учеников.
Потом приступаем к планированию. Прежде всего, учащиеся вычленяют этапы предстоящей работы и в дальнейшем организуют свою работу по плану. Планирование – это составная часть создания любого изделия. У школьников начинает формироваться мыслительный образ обработки изделия, способ его изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной[10].
Обучение планированию начинается с составления предметно- технологической карты. Это самый ответственный момент. Технологическую карту составляем в виде таблицы, где ученики выделяют основные операции. Графическое изображение облегчает усвоение и направлено на развитие мыслительной деятельности, зрительного восприятия, а также аналитической деятельности. Предметно-технологическую карту использую как для объяснения, так и для проверки знания учащихся.
На основе технологической карты ставлю перед учащимися вопросы, направленные на активизацию их мыслительной деятельности.
Например:
Какими инструментами для выполнения указанной операции нужно воспользоваться?
Какая операция пропущена?
Какую операцию можно опустить, сократить время на обработку, но при этом не ухудшить качество?
Важной и одной из сложных задач является формирование у учащихся технологических знаний. Обучение идёт успешнее, если ученики учатся правильно называть материалы, инструменты, операции, знакомы с терминологией. Каждое занятие начинаю с повторения, где одновременно идёт повторение терминов. Для того чтобы новые слова были прочно усвоены и вошли в активный словарь ученика, я создаю такую ситуацию, которая бы побуждала детей вспомнить и употреблять нужный термин, а это способствует прочному запоминанию. При практическом выполнении операции мы предлагаем чаще проверять свои действия и контролировать точность выполнения, так как у многих навык самоконтроля формируется недостаточно. Мы своевременно корректируем действия учеников. После выполнения операции вместе с учениками проводим разбор результатов труда, анализируем положительные и отрицательные моменты[12].
Полученные знания, умения и навыки по малярному делу дают возможность приносить пользу обществу, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Занятия экономического практикума «Что дешевле: сделать ремонт самостоятельно или пригласить специалиста?» убеждают ребят в необходимости изучения предмета.
ИКТ применимы на всех уроках, предусмотренных программой образования в школе 8 вида. (Пример интерактивного кроссворда по штукатурно-малярному делу по теме: «Обойные работы» - Приложение 1). Интерактивный кроссворд по штукатурно-малярному делу по теме: «Обойные работы» предназначен для проверки знаний учащихся 7-9 классов коррекционных школ VIII вида. Работа с кроссвордом способствует закреплению учебного материала, развитию мышления, внимания, памяти обучающихся, развитию положительной учебной мотивации. Задачами использования данного кроссворда являются разнообразие работы с текстом на уроке, привитие интереса к предмету, а также развитие произвольного внимания, памяти учащихся с ОВЗ.
Практикующие педагоги нашей школы оценили преимущества ИКТ на уроках, так как это значительно упрощает преподнесение материала, мотивирует детей на внимательное и продуктивное его восприятие, повышает качество обучения и способствует возрастанию интереса учащихся к предмету [10].
Использование на уроке презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для практических занятий. Работа обучающихся с мультимедийной учебной презентацией не ограничивается только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельность детей приобретает активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, школьники под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Использование средств ИКТ происходит на разных этапах урока:
на этапе мотивации;
на этапе изложения новых знаний;
на этапе актуализации знаний, умений и навыков;
на этапе закрепления, обобщения, систематизации;
на этапе контроля знаний.
На уроках штукатурно-малярного дела учащиеся осваивают основные двигательные трудовые приемы. Кисть время от времени поворачивают, чтобы волос ее срабатывался равномерно со всех сторон. Грунтовку на стены наносят двумя взаимно перпендикулярными движениями: сначала горизонтальными, затем вертикальными, а на потолки - сначала движениями, перпендикулярными по отношению к свету, затем параллельными.
Валик опускают в ванночку с грунтовочным составом и один-два раза прокатывают по металлической решетке, отжимая излишки грунтовки. Затем валик прикладывают к поверхности и прокатывают один-два раза по одному и тому же месту, нажимая на рукоятку и добиваясь, чтобы грунтовка равномерно распределялась по поверхности.
Закончив полосу движением сверху вниз, в нижней части описывают шпателем полукруг, чтобы укороченная часть шпателя переместилась на правую сторону полосы, сгладив поверхность слева и гребень справа. В местах поворота шпателя образуются небольшие неровности - наплывы шпатлевки, которые сглаживают горизонтальным движением шпателя так, чтобы укороченная часть полотна была обращена в сторону зашпатлеванной поверхности.
При шпатлевании шпатель держат под различными углами к выравниваемой поверхности (чем меньше угол, тем больше толщина накладываемого слоя), при сглаживании — под углом 10... 15°, причем левым краем шпателя перекрывают сглаженную полосу на 2...3 см.
Мелкие трещины до нанесения шпатлевки расчищают и прорезают металлическим шпателем или острым ножом с утолщенным обушком, наклоняя плотно шпатель сначала вправо, а затем, при повторном движении, влево под углом 60...70° к обрабатываемой поверхности.
Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми, затем сравнительно более сложными приемами. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные приемы.
Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение руки с инструментом и положение руки с материалом). Для показа двигательной программы собираем школьников вокруг себя, показываем, как правильно держать инструмент, а затем выполняем прием в том положении, которое требуется для правильной работы, сначала в нормальном, затем в замедленном темпе. Следует подчеркнуть, что умение держать инструмент имеет немаловажное значение для выработки правильного приема.
Умственно отсталым школьникам свойственны недостаточная координированность движений, наличие посторонних жестов, излишняя резкость при реализации трудовых действий.
Важное значение для трудового обучения имеет знание учащимися техники безопасности. Правила эти были следующие: работать в спецодежде, только на своем рабочем месте, бережно относиться к инструментам и материалам, экономно расходовать материалы, убирать их по окончании работы.
Со второй четверти 2013 года проводились занятия производительного труда в экспериментальной группе детей на строительном объекте (капитальный ремонт школьного помещения). Учащиеся участвовали в проекте «Эстетическое оформление школы». На внеурочных занятиях учащиеся осваивали тему «Обойные работы», они оклеивали стены фотообоями в Зимнем саду школы – интерната. После изучения темы «Кладка кирпича» учащиеся участвовали в проекте «Замысел на плоскости пола». Было сделано ограждение участка пола из природного камня на внеурочных занятиях.
На уроках штукатурно – малярного дела учащиеся знакомились с такими понятиями как рабочее место, захватка. Изучали малярные, обойные, штукатурные работы на производстве. По проекту производства отделочных работ здание, в котором ведутся отделочные работы, разбивают на захватки. Захватками могут быть секции, этажи или отдельные участки помещения. Часть производственной площадки на которой рабочий (звено, бригада) выполняет определённые трудовые процессы, называют рабочим местом. На рабочем месте в определённом порядке размещают необходимые приспособления, инвентарь, инструменты, материалы.
Во время выполнения производительного труда учащиеся знакомятся с организацией данного труда на производстве, как ведутся работы поточно – комплексным ли поточно – расчленённым методом. Во время этих занятий учащиеся узнают преимущество каждого вида работы, как работает бригада, звено. При поточно – комплексном методе каждое звено или бригада выполняет на захватке весь комплекс подготовительных, основных и завершающих работ. Работа звеньев на захватках производится параллельно – это способствует ответственности рабочих за выполненную работу.
При поточно – расчленённом методе бригаду делят н звенья, каждое из которых специализируется на выполнении группы операций. Например, 6 класс окрашивает водно- меловым составом потолки и стены, 7 класс окрашивает масляными или синтетическими составами стены, трубы, радиаторы, решётки. Специализированное звено, выполнив определённые виды работ на одной захватке, переходит на другую, обеспечивая непрерывный поток работ.
§ 2.3 Определение эффективности занятий по развитию трудовых умений и навыков
Проведенный с подростками с нарушением интеллекта эксперимент показал, что развитие трудовых навыков проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым. Подростки получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно.
В конце третьей четверти был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования. Участники эксперимента должны были визуально определить какие технологические операции им нужно выполнить, какими инструментами и материалами воспользоваться и выполнить соответствующую работу. Результаты хода эксперимента показаны в Приложении 2.
Результаты успеваемости за третью четверть по малярному делу участников эксперимента даны в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты успеваемости за третью четверть.
Количество учащихся
оценка, %
«5»
%
«4»
%
«3»
%
25
7
28
10
40
8
32
На рисунке 2 представлена диаграмма, на которой показана успеваемость в конце 3 четверти по трудовому обучению подростков в школе – интернате VIII вида.
Рисунок 2 - Уровень усвоения учебной информации.
Проведенные в конце первой четверти самостоятельные работы подтвердили результаты успеваемости: из общего количества учащихся на оценку «5» с самостоятельной работой справились – 7 человек, на «4» - 10 на «3» – 8. Обнаружено, что на высоком уровне в первой четверти успевают 28% учащихся, на среднем – 40% на низком – 32% из общего количества испытуемых.
Сравнив успеваемость подростков, участвовавших в эксперименте, можно сделать вывод: количество учащихся на оценку «5» возросло на 8%, учащихся на оценку на «4» возросло на 8 %, учащихся на оценку на «3» – снизилось на 16%.
По окончании эксперимента были проведены те же самые операции по малярному делу было предложено выполнить учащимся, которые не участвовали в эксперименте. Сделаны выводы, о том, что активное использование на уроках ИКТ, и серия внеурочных занятиях позволили повысить успеваемость учащихся по штукатурно - малярному делу на 14-20%. Результаты сравнения усвоения материала по отдельным направлениям производственной деятельности показаны в Приложении 3. На рисунке 3 результат сравнения показан графически.
Рисунок 3 – Результаты сравнения усвоения материала по отдельным направлениям производственной деятельности.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Данный подход к трудовому обучению необходим для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Он способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышению самооценки и мотивации учащихся к учебной деятельности. В результате опытно-экспериментальной работы мною было выявлено, что результативность обучения умственно отсталых подростков повысилась. Результативность в конце первой четверти была гораздо ниже, когда уроки штукатурно-малярного дела проводились без внеурочной деятельности. Таким образом, в результате реализации серии дополнительных внеурочных занятий производительного труда и наличие ИКТ у детей экспериментальной группы, уровень развития их трудовых умений и навыков изменился.
На основании проведенного исследования был сделан вывод: положительные результаты в деле развития трудовых умений и навыков у учащихся с нарушением интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:
1. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.
2. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному.
3. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.
Заключение
Программой коррекционной школы – интерната VIII вида по профессиональному трудовому обучению «Штукатурно – малярное дело» предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения в наибольшей мере зависит от учителя, от того, какими методами и приёмами он пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания зависит сознательность выполнения учащимся этого задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся в процессе трудового обучения.
В ходе работы над исследованием мы опирались на известные психологические и педагогические концепции о роли труда в становлении личности, об общественной ценной направленности профессионально-трудовой деятельности, ее сознательности.
Поставленная цель была достигнута – выявлена, определена и обоснована эффективность влияния труда на развитие трудовых умений и навыков подростков с нарушением интеллекта на уроках штукатурно-малярного дела
Сформулированная гипотеза нашла своё подтверждение - процесс развития трудовых умений и навыков детей с нарушением интеллекта будет проходить более эффективно, если использовать:
- производительный труд в обучении учащихся вспомогательной школы не только на уроках, но и на дополнительных внеурочных занятиях, а также
- использовать разнообразные формы работы по развитию трудовых умений и навыков у учащихся с нарушением интеллекта.
В процессе работы были решены следующие задачи:
1.Исследованы теоретические аспекты роли труда в развитии умений и навыков у подростков с нарушением интеллекта;
2. Определено влияние трудовой деятельности на развитие трудовых умений и навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
3.Обосновно положительное влияние средств ИКТ и регулярных внеурочных занятий производительного труда на развитие учащихся;
4. Разработаны методические рекомендации для учителей технологии в школах VIII вида, по развития трудовых умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта.
Трудовое обучение и воспитание школьников с нарушением интеллекта должно осуществляться на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений и навыков.
По результатам работы были даны следующие рекомендации по организации трудовой деятельности, направленные на коррекцию нарушений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены проведенным формирующим этапом:
1. Трудовая деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, моментов, экскурсий, и применением ИКТ.
2. Следует привлекать к оценке своей трудовой деятельности самих подростков. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей.
3. Трудовая деятельность должна строиться с учетом психических возможностей детей с нарушением интеллекта.
4. Освоение производительного труда учащихся вспомогательной школы проходит более эффективно, если есть дополнительные внеурочные занятиях.
Объём знаний у учащихся значительно увеличился, подростки неплохо знают правила поведения на рабочем месте. Трудовая деятельность формирует у детей такие качества личности как собранность, дисциплинированность, деловитость, ответственность за порученное дело, гордость за достигнутый результат.
В мастерской учащиеся получали начальные навыки по производственной деятельности. Так как школа старая, то основная работа по трудовой деятельности была вынесена за пределы мастерской. Учащиеся смогли применить полученные навыки и умения на практике, участвуя в модернизации школьных интерьеров.
Учащиеся охотно идут на внеурочные занятия. Ведь там они могут узнать что-то новое. Так как на внеурочных занятиях не выставляются оценки, учащиеся смело пробуют себя в новых видах производственной деятельности. Слабые ученики учатся у более сильных, учащиеся постоянно помогают друг другу. Весной внеурочные занятия были перенесены на улицу. Учащиеся смогли применить на практике своё умение работать с кирпичом. Они делали кладку из старого битого кирпича в виде клумб. Так как работа велась из бросового материала, брак был не особенно заметен. Учащиеся были очень довольны произведённой работой.
Производственная деятельность значительно подняла самооценку учащихся. Они увидели результат своей работы, их хвалят окружающие. Это придаёт учащимся уверенности в своих силах, способствует повышению мотивации к дальнейшему обучению и использованию полученных навыков на практике. Учащие бережно относятся к результатам своего труда, этого они стали требовать и от окружающих. В результате у многих исчезла привычка ломать и портить школьный интерьер. В школе стало гораздо чище, уютнее.
Как показал наш опыт, наиболее эффективным является такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у учащихся вспомогательной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.
На городском рынке труда для детей с нарушением интеллекта наиболее доступными являются рабочие и строительные специальности, профессии сферы обслуживания. Поэтому профессионально - трудовая подготовка обучающих строится с учётом индивидуальных особенностей и способностей ребёнка и в соответствии с потребностями в обществе. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а также формирование коммуникативных навыков, воспитание толерантности, эмпатии к окружающим.
В специальной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. При грамотном использовании различных подходов к преподаванию трудовой деятельности в специальной школе VIII вида коррекция развития умственно отсталых учащихся будет эффективна.
Список использованных источников
1. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика: Уч. пос. для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009. – 280с.
2. Астапов В. М. Дети с нарушениями развития: учебное пособие Текст. / В. М. Астапов. - М.: Модэк, 2011. - 384 с.
3 .Бобрешова С.В. Технология. Штукатурно-малярное дело. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бобрешова С. В. – Москва : Владос, 2011 . – 200 с.
4. Власова Ю.Ю. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова.-М.: Просвещение,2012.- 95с.
5.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 45с.
6.Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум. Учебно-методическое пособие для педагогических и гуманитарных вузов - 2 изд./ В.П. Глухов. - Издательство: Секачев В., 2011. – 296 с.
7. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
8.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с.
9.Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев М., «Педагогика», 2009. - 216 с.
10. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие Текст. / А. П. Егоршин. М.: Инфра-М, 2011. - 464 с.
11. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. – метод. комплекс / Т.Г. Неретина. - Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010, 220 стр.
12. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И. А. Никольская. -Издательство: Академия од: 2011. – 144с.
13.Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031700 - Олигофренопедагогика / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
14. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение,2011.- 192с.
15. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография. СПб: Речь, 2008. – 144с.
16. ШумаковА Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой.-М.: Просвещение,2011.-157с.
17. Нормативные документы об образовании в России http://edu.garant.ru/education/law/
18. Сайт Вахрамеевой Светланы Владимировны, педагога ГБОУ СПО СО «Камышловский гуманитарно, подразделение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» г.Камышлов Свердловской области www.vachrameeva-sv.ucoz.ru
19. Сайт Бабкиной Светланы Владимировны, мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище №14» г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области www.fantazia2012.ucoz.ru
20. Презентации по технологии http://www.uchportal.ru/load/109
21. МО учителей трудового обучения коррекционной школы – интерната(статьи) http://celinny.ucoz.ru/publ/poleznye_stati/24
22.Коррекционная педагогика (статьи) http://www.profile-edu.ru/korrekcionnaya-pedagogika.html
Приложение 1
Интерактивный кроссворд по штукатурно-малярному делу по теме: «Обойные работы» предназначен для проверки знаний учащихся 7-9 классов коррекционных школ VIII вида.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}