kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монира Ильясовна Орлова

Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников

Материал  посвящен проблемам социальной адаптации умственно отсталых школьников и решению данной проблемы через  уроки социально-бытовой ориентировки в специальном (коррекционном) классе VIII вида  в общеобразовательной школе.

Проблема, актуальность, социальная адаптация, коррекция, реабилитация, выпускник, значимость.

Специальный (коррекционный)  класс VIII вида в общеобразовательной  школе готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направлен на формирование личности  ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию недостатков развития, создание предпосылок социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах, которые ставят перед  собой школы в отношении коррекционного обучения. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, по сути,  лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) классов становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Практика указывает на проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников коррекционных классов. Это тенденция к частой смене работы; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения. Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Определенное значение имеют состояние обучения и воспитания в школе, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабая материальная база.

В сельских школах чаще всего отсутствуют учителя-дефектологи, а количество коррекционных классов растет год от года, и классы эти в основном сборные в них обучаются дети 5-9 классов. Учителя - предметники проходят  курсовую подготовку по инклюзивному обучению, однако этого недостаточно для работы с данной категорией  детей.

За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников. Специальные коррекционные занятия  способствуют реабилитации, их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации учеников с нарушением интеллекта требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе.

Все общеобразовательные предметы дают школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения. Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудовому обучению, помогает не только закреплению знаний, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный

предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке.

Трудовое обучение в  школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни в окружающем социуме. После проведенных рейдов в семьи было принято решение: усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:                                            ♦ занятия по социально-бытовой ориентировке и уроков математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

♦ внеклассную  работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

♦ педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

♦ использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу – коррекцию недостатков умственной деятельности учащихся.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Они предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Результативность экскурсии зависит не только от ее проведения, но и от подготовки к ней, а также заключительной беседы. Еще в классе, во время вступительной беседы, учитель расширяет знания и представления детей, вызывая познавательный интерес. Правильно спланированная и проведенная экскурсия на занятиях по СБО – необходимый и мощный толчок развития и подготовки ребенка с недостатками интеллектуального развития к самостоятельной жизни.

Важную роль играет  кабинет СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно. Поэтому в школе проводятся лекции, беседы, практикумы для родителей, с разъяснением задач и содержания социально-бытовой ориентировки детей, привлекаются  родные ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, учитывая то, что дети живут в сельской местности и практически в каждой семье имеется свое хозяйство там, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

Касаясь вопросов семьи, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Задача уроков социально-бытовой ориентировки – сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций.

Многие темы данного предмета для умственно отсталых детей являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.

Опыт работы специального (коррекционного) класса VIII вида в достаточной мере показывает, что одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка.

Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Каждый ученик независимо от клинического диагноза  получает полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации и реабилитации. Систематизируются, формируются и совершенствуются у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.

Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников.

Список литературы:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.
  2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида  Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,  2006.
  3. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классов./ Под редакцией В.В. Воронковой раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. Пособие для вузов. «Дрофа», М.: 2008.
  5. Инклюзивное образование: ключевые понятия./Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева.//М.: Владимир, ООO «Транзит-ИКС», 2009.
  6. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 103-112.
  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.

Просмотр содержимого документа
«Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников»

2



Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников

Специальный (коррекционный) класс VIII вида в общеобразовательной школе готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направлен на формирование личности ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию недостатков развития, создание предпосылок социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах, которые ставят перед собой школы в отношении коррекционного обучения. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, по сути, лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) классов становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Практика указывает на проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников коррекционных классов. Это тенденция к частой смене работы; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения. Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Определенное значение имеют состояние обучения и воспитания в школе, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, слабая материальная база.

В сельских школах чаще всего отсутствуют учителя-дефектологи, а количество коррекционных классов растет год от года, и классы эти в основном сборные в них обучаются дети 5-9 классов. Учителя - предметники проходят курсовую подготовку по инклюзивному обучению, однако этого недостаточно для работы с данной категорией детей.

За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников. Специальные коррекционные занятия способствуют реабилитации, их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации учеников с нарушением интеллекта требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе.

Все общеобразовательные предметы дают школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения. Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудовому обучению, помогает не только закреплению знаний, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный

предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке.

Трудовое обучение в школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни в окружающем социуме. После проведенных рейдов в семьи было принято решение: усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя: ♦ занятия по социально-бытовой ориентировке и уроков математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

♦ внеклассную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

♦ педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

♦ использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу – коррекцию недостатков умственной деятельности учащихся.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Они предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Результативность экскурсии зависит не только от ее проведения, но и от подготовки к ней, а также заключительной беседы. Еще в классе, во время вступительной беседы, учитель расширяет знания и представления детей, вызывая познавательный интерес. Правильно спланированная и проведенная экскурсия на занятиях по СБО – необходимый и мощный толчок развития и подготовки ребенка с недостатками интеллектуального развития к самостоятельной жизни.

Важную роль играет кабинет СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно. Поэтому в школе проводятся лекции, беседы, практикумы для родителей, с разъяснением задач и содержания социально-бытовой ориентировки детей, привлекаются родные ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, учитывая то, что дети живут в сельской местности и практически в каждой семье имеется свое хозяйство там, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

Касаясь вопросов семьи, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Задача уроков социально-бытовой ориентировки – сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций.

Многие темы данного предмета для умственно отсталых детей являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.

Опыт работы специального (коррекционного) класса VIII вида в достаточной мере показывает, что одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка.

Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Каждый ученик независимо от клинического диагноза получает полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации и реабилитации. Систематизируются, формируются и совершенствуются у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.

Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников.











Список литературы:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.

  2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006.

  3. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классов./ Под редакцией В.В. Воронковой раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.

  4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. Пособие для вузов. «Дрофа», М.: 2008.

  5. Инклюзивное образование: ключевые понятия./Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева.//М.: Владимир, ООO «Транзит-ИКС», 2009.

  6. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 103-112.

  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.

  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Орлова Монира Ильясовна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252135

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства