Организационно–педагогические условия социализации и адаптации воспитанников школы–интерната
Организационно–педагогические условия социализации и адаптации воспитанников школы–интерната
Школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются дети разных возрастов и различных слоев населения, готовит своих воспитанников к самостоятельному труду и дает не только объем знаний и умений по предметам школьного обучения, но и необходимые нравственные понятия с навыками культурного поведения. Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации воспитанников.
На первом месте стоят задачи социализации и адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи, или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе - интернате.
Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Дети старшего школьного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в школе-интернате. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни:
1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.
2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.
3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающего понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им.
Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворены зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.
Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.
Первое направление в системе социализации и адаптации занимает правовая социализация.
Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.
Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.
Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Педагоги должны объяснять детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются, научить граммотно заполнять различные документы и заявления.
Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;
- формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;
- формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;
- помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.
Следующее направление - это профессиональное самоопределение воспитанников школы - интерната.
Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Воспитатели считают необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.
Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
- обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;
- выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;
- развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;
- формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;
- Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.
Еще одно направление социальной адаптации - безопасность жизни.
Занятия необходимо проводить с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.
Курс занятий позволит воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежании опасных ситуаций.
Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, в общественных местах, дома;
- ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;
- научить оказанию первой медицинской помощи;
Занятия проводятся при помощи форм работы, в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.
Следующим направлением в структуре социальной адаптации воспитанников является культура поведения воспитанников и их общения.
Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.
В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.
Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы - интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реальности. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.
Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.
Задачи:
- сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.
- формирование культуры общения посредством речи.
- развивать коммуникативные качества.
Методы проведения занятий: беседы в виде диалогов, творческие задания, тестирование и анкетирование, анализ художественных текстов.
Не смотря на то, что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;
Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать;
Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;
Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
Только при совместной слаженной работе педагогов, психолога, соц. педагога, классных руководителей, при выполнении вышесказанных организационно – педагогических условий, результатом работы станет новый выпускник, который:
знает закон, умеет защищать свои права, осознает свои права и несет ответственность за свои поступки,
умеет принимать самостоятельные взвешенные решения,
гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях,
творчески мыслит, коммуникабелен, терпим, социально активен, уверен в себе, успешен в личной жизни и карьере
грамотно работает с информацией,
четко осознает, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
умеет самостоятельно приобретать необходимые знания,
обладать компьютерной грамотностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организационно–педагогические условия социализации и адаптации воспитанников школы–интерната»
Доклад: « Организационно – педагогические условия социализации и адаптации воспитанников школы – интерната»
Выполнила:
Воспитатель Зенина Н.В.
2015г.
Школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются дети разных возрастов и различных слоев населения, готовит своих воспитанников к самостоятельному труду и дает не только объем знаний и умений по предметам школьного обучения, но и необходимые нравственные понятия с навыками культурного поведения. Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации воспитанников.
На первом месте стоят задачи социализации и адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи, или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе - интернате. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Дети старшего школьного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в школе-интернате. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни:
1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.
2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.
3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающего понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им.
Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворены зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.
Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.
Первое направление в системе социализации и адаптации занимает правовая социализация.
Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.
Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.
Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Педагоги должны объяснять детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются, научить граммотно заполнять различные документы и заявления.
Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;
- формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;
- формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;
- помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.
Следующее направление - это профессиональное самоопределение воспитанников школы - интерната.
Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Воспитатели считают необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.
Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
- обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;
- выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;
- развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;
- формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;
- Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.
Еще одно направление социальной адаптации - безопасность жизни.
Занятия необходимо проводить с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.
Курс занятий позволит воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежании опасных ситуаций.
Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, в общественных местах, дома;
- ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;
- научить оказанию первой медицинской помощи;
Занятия проводятся при помощи форм работы, в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.
Следующим направлением в структуре социальной адаптации воспитанников является культура поведения воспитанников и их общения.
Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.
В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.
Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы - интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реальности. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.
Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.
Задачи:
- сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.
- формирование культуры общения посредством речи.
- развивать коммуникативные качества.
Методы проведения занятий: беседы в виде диалогов, творческие задания, тестирование и анкетирование, анализ художественных текстов.
Не смотря на то, что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;
Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать;
Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;
Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
Только при совместной слаженной работе педагогов, психолога, соц. педагога, классных руководителей, при выполнении вышесказанных организационно – педагогических условий, результатом работы станет новый выпускник, который:
знает закон, умеет защищать свои права, осознает свои права и несет ответственность за свои поступки,
умеет принимать самостоятельные взвешенные решения,
гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях,
творчески мыслит, коммуникабелен, терпим, социально активен, уверен в себе, успешен в личной жизни и карьере
грамотно работает с информацией,
четко осознает, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
умеет самостоятельно приобретать необходимые знания,