kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Учитель: Черепанова Т.В.

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.

Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство учащихся выпускных классов  коррекционной школы  не  имеют достаточных  знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими  и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Профориентационная работа в коррекционной  школе VIII вида  должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться  через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в Назаровской коррекционной школе VIII вида должна осуществляется  с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе  являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного  рынка труда. 

 Профориентационная работа  в Назаровской коррекционной  школе осуществляется в 3 этапа: 
1-й -  этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-7-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап  способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению  к людям труда.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся  с психологическими основами профессионального выбора. В 8 - 9х классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью  развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется после окончания подростком основной школы в 10-11-х классах.  Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

         Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.

Система профориентационной работы в  Назаровской коррекционной школе VIII вида

  1. Профессиональное просвещение  -  расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями  через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;
  2. Профессиональная консультация  -  пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми  доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово.  Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уро­ках школьников ориентируют на продолже­ние профессионального обучения в конкрет­ном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых зада­ний училища в мастерских школы),  учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профес­сиональных училищ.
  3.  Профессиональная диагностика -  изучение учащимися своих особенностей и возможностей  через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;
  4. Профессиональный подбор – оказание помощи  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений,  активизации  самопознания и самораз­вития учащихся через  экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово.
  5. Профессиональная адаптация -  адаптация учащихся к условиям производительного труда,   новому социальному окружению, учебному коллективу через обучение по Программе углубленной трудовой подготовки на базе профессионального училища № 102  г. Назарово по специальностям «Повар»,  «Токарь». Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора будущей  профессии. 

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Приоритетные направления специалистов  Назаровской коррекционной школы VIII вида

Классный руководитель и воспитатель:

  1. составление и реализация плана  педагогической поддержки самоопределения учащихся;
  2. организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
  3.  психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  4. организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ г.Назарово и г.Ачинска, встреч со специалистами Центра занятости населения;
  5. оказание  помощи  школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  6. организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Учителя-предметники:

  1. обеспечение  профориентационной  направленности уроков, формирование  у учащихся общетрудовых навыков;
  2.   формирование у школьников адекватной самооценки;
  3. наблюдение  склонностей и способностей учащихся.

Социальный педагог:

  1. формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;
  2.  оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  3. организация консультаций учащихся по социальным вопросам;
  4. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  1. изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;
  2. организация мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. проведение занятий по профориентации учащихся;
  4. организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;

5.     формирование у школьников адекватной самооценки;

  1. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Об эффективности профориентационной работы в школе можно  судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников. Анализ катамнестических данных по выпускникам Назаровской коррекционной школы показывает динамику  поступлений наших выпускников в учебные заведения профессионального образования.

Катамнестические данные по выпускникам Назаровской коррекционной школы  VIII вида

 

2009–2010у.г.

2010–2011у.г.

2011–2012у.г.

2012-2013 у.г.

Всего выпускников:

из них:

35

13

32

33

Продолжили обучение в 10классе

9

0

12

0

Поступили в ПУ

21

10

15

27

Трудоустроились

2

3

2

1

Не обучаются

(из них инвалиды)

3

0

3

5

 

Динамика поступления выпускников Назаровской коррекционной школы VIII вида

 

2009–2010у.г.

2010–2011у.г.

2011–2012у.г.

2012-2013 у.г.

%поступления выпускников в ПУ

60%

77%

46%

82%

 

Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации.

 

Библиографический список:

  1.  Картушина  Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988.
  1. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005.
  2. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.
  3. Щербакова А.М., Москоленко, Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.// Дефектология. – 2001. - №3.

 

 

 

 

        

        

        

      

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА »

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Учитель: Черепанова Т.В.



«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.

Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в Назаровской коррекционной школе VIII вида должна осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда. 

 Профориентационная работа в Назаровской коррекционной школе осуществляется в 3 этапа: 
1-й -  этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-7-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 - 9х классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется после окончания подростком основной школы в 10-11-х классах.  Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.

Система профориентационной работы в Назаровской коррекционной школе VIII вида

  1. Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;

  2. Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уро­ках школьников ориентируют на продолже­ние профессионального обучения в конкрет­ном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых зада­ний училища в мастерских школы),  учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профес­сиональных училищ.

  3. Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;

  4. Профессиональный подбор – оказание помощи  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации  самопознания и самораз­вития учащихся через экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово.

  5. Профессиональная адаптация - адаптация учащихся к условиям производительного труда, новому социальному окружению, учебному коллективу через обучение по Программе углубленной трудовой подготовки на базе профессионального училища № 102 г. Назарово по специальностям «Повар», «Токарь». Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора будущей профессии. 

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.


Приоритетные направления специалистов Назаровской коррекционной школы VIII вида

Классный руководитель и воспитатель:

  1. составление и реализация плана педагогической поддержки самоопределения учащихся;

  2. организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;

  3. психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

  4. организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ г.Назарово и г.Ачинска, встреч со специалистами Центра занятости населения;

  5. оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  6. организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Учителя-предметники:

  1. обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых навыков;

  2. формирование у школьников адекватной самооценки;

  3. наблюдение склонностей и способностей учащихся.

Социальный педагог:

  1. формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;

  2. оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  3. организация консультаций учащихся по социальным вопросам;

  4. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  1. изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;

  2. организация мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  3. проведение занятий по профориентации учащихся;

  4. организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;

  5. формирование у школьников адекватной самооценки;

  6. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников. Анализ катамнестических данных по выпускникам Назаровской коррекционной школы показывает динамику поступлений наших выпускников в учебные заведения профессионального образования.

Катамнестические данные по выпускникам Назаровской коррекционной школы VIII вида


2009–2010у.г.

2010–2011у.г.

2011–2012у.г.

2012-2013 у.г.

Всего выпускников:

из них:

35

13

32

33

Продолжили обучение в 10классе

9

0

12

0

Поступили в ПУ

21

10

15

27

Трудоустроились

2

3

2

1

Не обучаются

(из них инвалиды)

3

0

3

5


Динамика поступления выпускников Назаровской коррекционной школы VIII вида


2009–2010у.г.

2010–2011у.г.

2011–2012у.г.

2012-2013 у.г.

%поступления выпускников в ПУ

60%

77%

46%

82%




Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации.







Библиографический список:

  1. Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988.

  2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005.

  3. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.

  4. Щербакова А.М., Москоленко, Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.// Дефектология. – 2001. - №3.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Черепанова Татьяна Владимировна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства