ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учитель: Черепанова Т.В.
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.
Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в Назаровской коррекционной школе VIII вида должна осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.
Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.
Профориентационная работа в Назаровской коррекционной школе осуществляется в 3 этапа:
1-й - этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-7-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.
2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 - 9х классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется после окончания подростком основной школы в 10-11-х классах. Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.
Система профориентационной работы в Назаровской коррекционной школе VIII вида
- Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;
- Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.
- Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;
- Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся через экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово.
- Профессиональная адаптация - адаптация учащихся к условиям производительного труда, новому социальному окружению, учебному коллективу через обучение по Программе углубленной трудовой подготовки на базе профессионального училища № 102 г. Назарово по специальностям «Повар», «Токарь». Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора будущей профессии.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Приоритетные направления специалистов Назаровской коррекционной школы VIII вида
Классный руководитель и воспитатель:
- составление и реализация плана педагогической поддержки самоопределения учащихся;
- организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
- психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ г.Назарово и г.Ачинска, встреч со специалистами Центра занятости населения;
- оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
Учителя-предметники:
- обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых навыков;
- формирование у школьников адекватной самооценки;
- наблюдение склонностей и способностей учащихся.
Социальный педагог:
- формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;
- оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- организация консультаций учащихся по социальным вопросам;
- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог - психолог:
- изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;
- организация мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение занятий по профориентации учащихся;
- организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;
5. формирование у школьников адекватной самооценки;
- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников. Анализ катамнестических данных по выпускникам Назаровской коррекционной школы показывает динамику поступлений наших выпускников в учебные заведения профессионального образования.
Катамнестические данные по выпускникам Назаровской коррекционной школы VIII вида
2009–2010у.г.
2010–2011у.г.
2011–2012у.г.
2012-2013 у.г.
Всего выпускников:
из них:
35
13
32
33
Продолжили обучение в 10классе
9
0
12
0
Поступили в ПУ
21
10
15
27
Трудоустроились
2
3
2
1
Не обучаются
(из них инвалиды)
3
0
3
5
Динамика поступления выпускников Назаровской коррекционной школы VIII вида
2009–2010у.г.
2010–2011у.г.
2011–2012у.г.
2012-2013 у.г.
%поступления выпускников в ПУ
60%
77%
46%
82%
Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации.
Библиографический список:
- Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988.
- Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.
- Щербакова А.М., Москоленко, Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.// Дефектология. – 2001. - №3.