Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс»»
Технология, 3 класс УМК «Школа 2100»
Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено:
руководителем школьного методического
объединения начальных классов
МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Васильева А.А.
«29» августа 2017 г.
Протокол № 1
от 29.08.2017 г.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Петрова Л.Л.
«30» августа 2017 г.
Приказ № 124
от 30.08.2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Технология»
в 3 Б классе
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов
Михайловой Нины Вячеславовны
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету «Технология» под редакцией, О.А. Куревина, Е.А. Лутцева издательство «Баласс», 2011 год УМК «Школа 2100»
2) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;
3) учебного плана школы
Чебоксары, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положения о рабочей программеи примерной учебной программы курса технологии для четырехлетней школы ассоциации «Школа 2100», разработанная группой авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. («Образовательная система «Школа 2100»).
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Предмет «Технологии» входит в обязательную предметную область «Технологии».
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по технологии. По программе на изучение технологии в 3 классе отводится 35 часов (т.е. 1 час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
Личностные универсальные учебные действия
Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать(поступки)в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
.
-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– самостоятельно формулировать цель урока после предвари-тельногообсуждения;
–уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
–уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения )для выявления оптимального решения проблемы(задачи);
.
–выполнять задание по составленному под контролем учителя плану,сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов и чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
–в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
–искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике(текст, иллюстрация, схема, чертёж ,инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
–добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицироватьфакты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
–делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал - задания учебника нацеленные на 1-ю линию развития–чувствовать значение предметов материального мира
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы(задачи);
–уважительно относиться к позиции другого,пытаться договариваться
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения учебного предмета «Технология» в 3 классе является формирование следующих умений:
-знать виды изучаемых материалов, их свойства ;способ получения объёмных форм –на основе развёртки;
-уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
-уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания),планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
-уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
–выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
- выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
– прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
-выполнять символические действия моделирования под руководством учителя.
–прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение,
виды и способы соединения деталей
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
-соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Чтение. Работа с текстом.
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски)
для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять различные точки зрения;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, чертежа
Формирование ИКТ компетентности
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации в Интернете
–– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.
-Работать с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами).
– использовать по назначению основные устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
– понимать информацию в различных формах;
– создавать простейшие информационные объекты;
– пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
2. Содержание учебного предмета
Структура программы по технологии
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Вспомни, подумай, обсуди. Архитектор, модельер, мастер игрушек.
1 ч.
2
Учимся работать циркулем
1 ч.
3
От замысла к изделию
2 ч.
4
Отражение жизни в изделиях мастеров
2 ч.
5
Фантазия в изделиях мастеров
2 ч.
6
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем.
2 ч.
7
Готовимся к новому году.
4 ч.
8
Средние века.
6 ч.
9
Готовим праздники.
2 ч.
10
О чём могут рассказать игрушки.
7 ч.
11
Делаем книгу на компьютере.
6 ч.
Итого:
35 ч.
1.Вспомни, подумай, обсуди. Архитектор, модельер, мастер игрушек. (1ч).
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Инструктаж по ТБ. Вспомни. Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель. Инструктаж по технике безопасности. Какими материалами мы работали во 2 классе? Чертежи, линии чертежа, чертёжные инструменты.
2. Учимся работать циркулем. (1 ч.)
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Воплощение замысла. Учимся работать циркулем (разметка чертёжным инструментом). Циркуль и его части. Радиус, диаметр, окружность, центр окружности.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
3. От замысла к изделию. (2 ч.)
От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл». (проектирование, конструирование). Многообразие, многогранность окружающего мира. Украшение волшебного кристалла. Чертежи окружностей разных радиусов.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
4. Отражение жизни в изделиях мастеров. (2 ч.)
Народные промыслы. Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки). Народные промыслы чувашей. Создание художественного образа в народных промыслах. Секреты ремесла, тонкое понимание искусства, умение определять замысел мастеров. Вологодские кружева, дымковские игрушки.
Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки).
Изготовление основы открытки. Раскрашивание, вырезание, изготовление деталей.
5. Фантазия в изделиях мастеров. (2 ч.)
Лепим из теста (проектирование, конструирование). Фантазии народных умельцев. Способы изготовления изделия. Фантазия и талант народных мастеров.
6. Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. (2 ч.)
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем.Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование, построение развёрток).
Назначение, конструкция, технология изготовления, внешний вид.
7. Готовимся к новому году. (4 ч.)
Готовимся к Новому году. Дед Мороз (проектирование, конструирование, технология обработки). Забавный подарок к новому году. Художественная техника (аппликация, коллаж).
Ёлочные игрушки (проектирование, конструирование, технологии обработки).
Копирование деталей с помощью кальки. Изготовление игрушки «Поросёнок».
8. Средние века. (6 ч.)
Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки). Тканые изделия чувашей. Ремёсла и ремесленники. Основные технологические операции изготовления изделия мастера – ремесленника.
Средневековые технологии. Изготавливаем макет мельницы (проектирование, конструирование, технология обработки). Обсуждение макета мельницы и её изготовление.
Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование). Изготовление макета замка. Схема изготовления пирамиды и конуса.
Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки). Изображение, выполненное из кусков стекла, соединённых рамками.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
9. Готовим праздники (2 ч.)
Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технология обработки). Подарки мальчикам на день Защитников Отечества.
Букет к 8 марта (проектирование, конструирование, технология обработки). Подарки девочкам на Международный женский день.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
10. О чём могут рассказать игрушки. (7 ч.)
Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки). Предназначение игрушек. Какими игрушками играли раньше чувашские дети. История игрушек.
Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки). Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Изготовление панно-коллажа.
Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки). Как работать над проектом? Изготовление головы петрушки.
Кукольный театр в г. Чебоксары.
Чувашская вышивка. Учимся вышивать крестом (технология обработки). Образцы вышивок. Изготовление мешочка из канвы. Ткань для вышивания – канва.
11. Делаем книгу на компьютере. (6 ч.)
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Текстовые редакторы. Компьютерные программы, для создания текстов.
Сохраняем документ. Файл – часть памяти компьютера, имеющая своё имя. Кнопка «открыть».
Готовим брошюру. Текстовые редакторы Word 2003и Word 2007. Размеры страниц и полей.
Оформляем текст. Вставка текста. Добавление и удаление текста. Увеличение и уменьшение размера букв. Расстояние между строчками.
Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки)
1
7.
Фантазия в изделиях мастеров
Лепим из теста (проектирование, конструирование)
2
8.
9.
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем.Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование, построение развёрток)
2
10.
11.
Готовимся к Новому году
Готовимся к Новому году. Дед Мороз (проектирование, конструирование, технология обработки)
2
12.
13.
Ёлочные игрушки (проектирование, конструирование, технологии обработки)
1
14.
Средние века
Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки). Тканые изделия чувашей
1
15.
Средневековые технологии. Изготавливаем макет мельницы (проектирование, конструирование, технология обработки)
1
16.
Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование)
2
17.
18.
Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки)
2
19.
20.
Готовим праздники
Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технология обработки)
1
21.
Букет к 8 марта (проектирование, конструирование, технология обработки)
1
22.
О чём могут рассказать игрушки
Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки)
Какими игрушками играли раньше чувашские дети
2
23.
24.
Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки)
1
25.
Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки). Кукольный театр в г. Чебоксары
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Технология»
Оценивание теоретических знаний (учитывается использование технического языка», правильное применение и произношение терминов).
Оценка«5»: · учащийся полностью усвоил учебный материал;
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка«4»: · учащийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка«3»: · учащийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка«2»: · учащийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени).
Оценка«5»: · учащийся тщательно спланировал труд и рационально организовал рабочее место;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
· изделие изготовлено с учетом установленных требований;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«4»: · учащимся допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
· изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
· норма времени недовыполнена на 15-20 %;
· изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
· не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· неправильно выполнялись многие приемы труда;
· самостоятельность в работе почти отсутствовала;
· норма времени недовыполнена на 20-30 %;
· изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
· не соблюдались многие правила техники безопасности.