kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии для 4 класса образовательная система "Школа 2100", авторы: Куревина О. А., Лутцева Е. А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Примерной программы  по технологии образовательной системы

         «Школа 2100»  к предметной линии учебников О. А. Куревина, Е.А.       Лутцевой (2014г.);

  • учебного плана бюджетного образовательного учреждения Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»  на 2015-2016 учебный год

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в про­цессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про­дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос­нове организации предметно-преобразующей деятельности;

          - общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

         -формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и ре­продуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте­жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла­нирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи­зации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос­нове различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; инфор­мационно-коммуникативных);

-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно­вения и развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 4 класса образовательная система "Школа 2100", авторы: Куревина О. А., Лутцева Е. А. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

гимназия г. Переславля-Залесского

Рассмотрена Приказ по гимназии Утверждена от «__» ________________

на заседании МО Директор гимназии

протокол № Чистякова М. А. __________ 2015г.

от «___» ___________ 2015 г.


Рассмотрена

на заседании методического совета

протокол №

от «___» ____________ 2015г.



Рабочая программа
по технологии 4 класса

Составили:

учителя начальных классов

Коморина О. В. (категория первая), Федотова Л. Н (категория высшая)







г. Переславль-Залесский, 2015-2016 уч. год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Примерной программы по технологии образовательной системы

«Школа 2100» к предметной линии учебников О. А. Куревина, Е.А. Лутцевой (2014г.);

  • учебного плана бюджетного образовательного учреждения Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год


Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в про­цессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про­дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос­нове организации предметно-преобразующей деятельности;

- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и ре­продуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте­жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла­нирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи­зации совместной продуктивной деятельности;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос­нове различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; инфор­мационно-коммуникативных);

-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно­вения и развития.

II. Общая характеристика учебного предмета


В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется че­рез результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает ре­альные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ гео­метрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как уни­версального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источни­ка сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя матери­ально-культурной среды обитания, этнокультурных традиций.

Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов ре­чевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсу­ждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материа­лов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятель­ности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, форму­лировании выводов).

Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в из­делии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство - использование средств художественной выразитель­ности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, прису­щих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и ка­ждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности худо­жественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, на­строение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как час­тей единого целого образа мира, каковым является искусство Особенное место в этой инте­грации занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.








Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художественной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг технологический – определение способов обработки материалов для получения планируемого результата.

Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач.

Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои вари- анты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало- гом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.


В курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработ­ки; конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, усло­виям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);


  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информа­ции, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дей­ствии, представление (защита) процесса и результата работы).


За ответы на теоретические вопросы

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

Отметка «4» ставится, если учащийся допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.


За выполнение практического задания


Отметка «5» ставится, если задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии.

Отметка «4» ставится, если задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления.

Отметка «3» ставится, если задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления.

Отметка «2» ставится, если ученик задание не выполнил.


Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане



В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Рабочая программа для 4 класса рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.





IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета* планируемые результаты


Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в четвертом классе явля­ется формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собст­венных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать по­ступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характе­ризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изде­лий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мас­теров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к ми­ру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвертом классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий контроль и контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инстру­ментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формиро­вания этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой дея­тельности);

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся кри­териев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных ус­пехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы

(задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в четвертом классе является формирование следующих умений:

- иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

- знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

- уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

- знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

- уметь выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

- уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.



V. Содержание учебного предмета «Технология»

Содержание программы (34 ч)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Само­обслуживание (4 часа)

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, быто­вая техника) и искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенно­стей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов)

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окру­жающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художествен­ных технологий.

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров, его роли и месте в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удоб­ства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вари­антами (тамбур, петля в прикреп и др.).

Конструирование (5 часов)

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным деко­ративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств худо­жественной выразительности в пластических формах.

Художественно-творческая деятельность (10 часов)

Эстетические понятия.

  1. Эстетическое в жизни и искусстве. (Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.)

  2. Основы композиции. (Средства художественной выразительности. Обобщённые зна­ния о единстве формы и содержания как средстве существования искусства.)

III. Из истории развития искусства. (От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искус­ства.)

Эстетический контекст.

Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, литературе, му­зыке, театре.

Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логи­ка построения изделия - от замысла через образ к изделию.

Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, музыке, литературе, театре.

Роль фактуры материала в изделии.

Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассо­циации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.

Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).

Использование информационных технологий (7 часов)

Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Ра­бота с доступной информацией программы Word, Power Point.

Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).


Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии




Художественно-творческая изобрази­тельная деятельность

Трудовая

(технико-технологическая)

деятельность

1

Синтетические материалы. Пенопласт и поролон как материалы для изобра­зительной деятельности. Их свойства. Общее представление о художественных мате­риалах.

1. О материалах.

Общее представление об искусственных материалах, несколько примеров искус­ственных материалов, их свойства.

2. Правила работы инструментами,
используемыми в практической работе
при выполнении художественных произ­
ведений различных видов.

II

Основы композиции.

Совокупность всех средств художественной выра­зительности в создании целостного образа (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, коло­рит, композиция, фактура).

О конструкции.

Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительно­сти в пластических формах.

III

Компоненты изобразительной деятельности. Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, ком­позиция, свет и тень). Совокупность всех средств художественной выразительности в создании це­лостного образа (цвет, форма, линейная перспек­тива, колорит, композиция, фактура).

Компоненты технологии. Знание осо­бенностей технологического процесса в зависимости от используемого мате­риала.

IV

Взаимосвязь художественного образа и ассо­циаций.

Простейший анализ художественного произведе­ния (художественный образ как единство формы и содержания).

Ассоциативные связи в работе с раз­личными материалами.

V

О профессиях, связанных с современными технологиями.

Роль эмоционального состояния при создании художественного образа, изделия. Восприятие

художественного образа как средство гармонизации личности и человека.





VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности




Перечень разделов, тем программы



Описание основных видов деятельности

Примечание

Общее

Теоретические занятия

Практические занятия

Общекультурные и

общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда.

Самообслуживание

4

1

3

Под руководством учителя:

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

- проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художе­ственно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художест­венно-творческой деятельности;

  • анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предла­гаемых заданий, понимать поставленную цель, отде­лять известное от неизвестного, прогнозировать по­лучение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и ис­пользовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

  • осуществлять доступный информационный, практи­ческий поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

  • анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эски­зы, схемы);

  • создавать мысленный образ доступного для изго­товления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;

  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

  • отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оп­тимальные способы его выполнения;

  • организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

  • работать в малых группах, осуществлять сотрудни­чество, исполнять разные социальные роли, участ­вовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

  • оценивать результат своей деятельности и работы одноклассников;

  • обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8

3

5


Конструирование

5

2

3


Художественно-творческая деятельность

10

4

6


Использование информационных технологий

7

3

4


Итого:

34

13

21




VII. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД


урока



Что пройдено на уроке

Формы обучения (Индивидуальная – И, Групповая – Г, Фронтальная – Ф)


Виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД (Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные)

Дата

1

Вспомни. Одежда и мода (проектирование)

И, Ф

Под руководством учителя:- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

- проводить доступные исследования новых материалов и конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;

- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемого задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие новых конструкторско-технологических знаний и умений;

- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы схемы);

- создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественной информации;

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения;

- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

- планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;

- организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

- работать в малых группах, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников;

- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.



Личностные:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведение искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Познавательные:

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться

Предметные

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

Знать: различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Уметь: использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Знать: о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.

Уметь: - под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы);

- под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.





























2

Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


3

Изготавливаем и одеваем куклу. Декоративное оформление. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


4

Учимся вышивать (проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


5

Книга в жизни человека

И, Ф


6

Ремонт книги. Подклеивание надорванной страницы. ТБ

И, Ф


7

Ремонтируем книги. Вклеивание листов

И, Ф


8

Изготовление книги по собственному замыслу (технологии обработки, информационный проект)

И, Ф


9

Понятие конструкция (проектирование, конструирование)

И, Ф


10

От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование, технологии обработки). Изготовление рельефной звёздочки по инструкционной карте. ТБ

И, Ф


11

От простой конструкции к сложной. Изготовление рельефной звёздочки (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


12

Готовимся к Новому году. Изготовление календаря (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


13

Готовимся к Новому году. Изготовление календаря. Декоративная оформление и отделка (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


14

Ритм в работах мастеров (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


15

Создание панно по инструкционной карте из деревянных планок и ткани (проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

Г


16

Изготовление панно по инструкционной карте из деревянных планок и ткани (проектирование, конструирование, технологии обработки)

Г


17

Ритм в декоративно-прикладном искусстве (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


18

Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки). Изготовление панно из изразцов. ТБ

Г


19

Материал и фактура

И, Ф


20

Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


21

Различные фактуры из бумаги. Создание панно (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки)

Г


22

Фактура металла. Материалы и инструменты. Чеканка. (проектирование, конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


23

Учимся работать с хрупкой фактурой. Использование приёма торцевания на яичной скорлупе (проектирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


24

Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» по инструкционной карте (проектирование, конструирование, технологии обработки)

И, Ф


25

Развитие науки в эпоху Возрождения. Из тьмы явился свет. Выполняем модель геликоптера по инструкционной карте (конструирование, технологии обработки). ТБ

И, Ф


26

Работаем с набором «Конструктор». Конструирование вертолёта (проектирование, конструирование). ТБ

И, Ф


27

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

Г, И, Ф


28

Мир информации. Фотография

И, Ф


29

Изготавливаем фотоколлаж на тему каникул (конструирование). ТБ

Г, И, Ф


30

Создание электронной книги, в которой читатель сам выбирает сюжет. ТБ

И, Ф


31

Создание электронной книги, в которой читатель сам выбирает сюжет. Программы для презентаций. ТБ

И, Ф


32

Создание электронной книги, в которой читатель сам выбирает сюжет. Выбор цветного оформления. Сохранение книги (проектирование, информационные технологии). ТБ

И, Ф


33

Добавление пустой страницы. Добавление текста (проектирование, информационные технологии). ТБ

И, Ф


34

Добавление вариантов. Просмотр книги (проектирование, информационные технологии). ТБ

И, Ф












VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методический комплект (УМК) для 4 класса:

  • О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» Учебник для 4 класса- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2014. –64с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • О.А. Куревина,Е.А. Лутцева. Рабочая тетрадь к учебнику Технология.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2014.- 48 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

К

Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)

Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Д / П

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам

П


Технические средства обучения

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

- Персональный компьютер

- Мультимедийный проектор

- Экран

- Принтер

Д



Демонстрационные пособия

  • таблицы «Виды швов»;

  • таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»;

  • таблицы «Чертеж, виды разметки».

Д




Оборудование класса

  • Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и ре­шения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи


К


  • Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофриро­ванный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»


К


  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к уро­кам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр

К


Столы ученические двухместные с комп­лектом стульев.

К


Стол учительский

Д


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д


Держатели для схем и таб­лиц

Д


Магниты для держания схем и таблиц

Д



IX. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»





В результате изучения курса «Технология» выпускник начальной школы должен знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических уст­ройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

В результате изучения курса «Технология» выпускник начальной школы научится:

- выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схе­ме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств, по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сбор­ке изделия;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных мате­риалов;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

В результате изучения курса «Технология» выпускник начальной школы получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

  • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.



Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  1. определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

  2. развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  3. мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

  1. создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

В курсе технологии в четвертом классе предусмотрен текущий, тематический и итого­вый контроль.


Формы контроля уровня достижений учащихся и нормы оценки


Для оценки полученных результатов используются следующие формы учёта умений и навыков:

  1. текущий устный опрос учащихся по теме урока;

  2. проведение практических самостоятельных, групповых и коллективных работ;

  3. проведение творческих выставок индивидуальных и групповых работ учащихся;

  4. выполнение проектов изделий с опорой на общетехнологические требования, защита проектов.

Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэто­му зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отра­жающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и само­реализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсаль­ные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следую­щим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и опе­раций и работы в целом.

Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель мо­жет фиксировать в предложенной ниже «Таблице достижений предметных результатов» с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.




Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по технологии в четвертом классе



Линии разви­тия

Предметные результаты

Фамилия, имя учащегося*



























Организация

этапов своего

труда с целью

получить

результат

Самостоятельно организует рабочее место



























Анализирует образцы (задание) с графической опорой и без нее



























Планирует выполнение



























Контролирует качество



























Использование

различных технологиче­ских приемов

и знаний

для создания

творческих

работ

Отличает некоторые искусственные материалы



























Под контролем учителя выстраивает весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа го­тового образца до практической его реализации)



























Выбирает рациональные технологические реше­ния и приемы



























Использует понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические особенности



























Объяснение своего

отношения к миру

Использует понятия: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства



























Осуществляет анализ художественного произве­дения



























Создание собственных художествен­ных образов

Правильно использует понятия: средства художе­ственной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень



























Различает способы организации ритма



























Выделяет основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона



























Использует известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит и т.д.)



























Реализует творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и со­держания



























* Учитель по своему усмотрению может вписать фамилии учеников, а может закодировать их.



X. Проектная деятельность в курсе «Технология»


Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

В курсе технологии проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 46 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Проекты выполняют, начиная со второго класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей темой.

В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап  интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части  мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.


Последовательность работы над проектом

(примерные схемы)


Технологический проект


1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1. Сделать подарок.

2. Подготовиться к празднику.

3. Что-то другое…


Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

  2. Определяем конструкцию изделия.

  3. Подбираем подходящие материалы.

  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

  5. Выбираем лучший вариант.


Как делать?


  1. Подбираем технологию выполнения.

  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта


Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

  2. Изготавливаем изделие.

  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали

и как?

  1. Что решили делать и для чего.

  2. Как рождался образ объекта.

  3. Какие проблемы возникали.

  4. Как решались проблемы.

  5. Достигнут ли результат.


Информационный проект


1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1. Выступить перед школьниками.

2. Выступить перед взрослыми.

3. Что-то другое…


Что будем

делать?


  1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы).

  2. Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета, компьютерная презентация).

  3. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.

  4. Выбираем лучший вариант.


Как делать?

  1. Решаем, где искать информацию.

  2. Продумываем возможные проблемы и их решение.

  3. Подбираем материалы, инструменты, технические средства.

2-й этап. Выполнение проекта


Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).

  2. Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии).

  3. Оформляем информационный проект.

  4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).

3-й этап. Защита проекта

Что делали

и как?

  1. Что решили делать и для чего.

  2. Как работали над замыслом.

  3. Какие проблемы возникали.

  4. Как решались проблемы.

  5. Достигнут ли результат.


Примерные темы проектов (внеурочная деятельность)

  1. Мир техники и искусства

  1. Волшебный мир космоса.

  2. Космонавты рисуют космос (например, творчество Леонова).

  3. Лунный город.

  4. Компьютеры в моём доме.

  5. Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).

  6. Человек поднялся в воздух.

  7. Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).

  8. Художник и будущее.

  9. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).

  10. Сказка подводного мира.

  11. Что подсказала природа мастеру, художнику.

  12. Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).

И другие.

II. Мир профессий

  1. Кем работают мои родные.

  2. Профессии моего рода.

  3. Кем я хочу быть?

  4. Опасные профессии.

  5. Добрые профессии.

  6. Сладкие профессии.

  7. Строгие профессии.

  8. Музыкальные профессии.

  9. Людям каких профессий нужны краски?

  10. Поэты о труде крестьянина.

  11. Кто делает города (села, деревни) красивыми?

  12. Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?

  13. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.

  14. История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …)

И другие.

III. Из истории техники и технологий

  1. История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).

  2. История происхождения любого предмета из детского окружения.

  3. Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)

  4. История телевизора (радио, видео)

И другие.

IV. Великие изобретатели и ученые

  1. Тульский мастер Левша.

  2. О чём мечтал К.Э. Циолковский.

  3. С.П. Королёв и освоение космоса.

  4. Кто изобрёл радио?

  5. Кто изобрёл компьютер? И т.п.

  6. Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.

  7. Открытия М. Ломоносова.

  8. Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.

  9. Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.

И другие.

V. Праздники и традиции

    1. Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).

    2. Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).

    3. История нашего Кремля (городской крепости).

    4. Исторические здания моего города.

    5. Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).

    6. День рождения в нашем классе.

    7. Новогодняя мастерская.

    8. День защитника Отечества.

    9. 8 Марта.

    10. Масленица.

    11. День Победы.

И другие.

VI. Социальные проекты1

Направления деятельности:

  1. Спектакли для малышей.

  2. Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).

  3. Участие в праздниках детских садов.

  4. Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.

  5. Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).

  6. Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.

И др



1 Носят рекомендательный характер. Выполняются по усмотрению учителя под его руководством и при активном участии родителей.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коморина Ольга Владимировна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по технологии для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424071122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства