Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (4 класс)»
Технология
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа курса «Технология» разработана в соответствии с требованиями:
авторской программы «Технология» образовательной системы «Школа России»/ авт. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева - М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа опирается на УМК «Школа России»:
1. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
2.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Место учебной дисциплины «Технология» в учебном плане образовательного учреждения
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» и рассчитана на 1 час в неделю. Всего – 34 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Предметные результаты изучения курса «Технология»
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
прогнозировать конечный практический результат;
проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки;
создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
4.Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Обучающийся научится:
создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point;
выводить документ на принтер;
соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять и изменять таблицу;
создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;
создавать презентацию в программе MS PowerPoint;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
Изучение курса «Технология» в 4 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание себя как гражданина России;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений, соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями;
описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров;
принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему;
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса «Технология»
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка).
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Информационный центр
Вспомним и обсудим! Решение и составление кроссвордов на конструкторско – технологическую тематику.
Информация. Интернет. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете.
Создание текста на компьютере. Освоение клавиатуры компьютера, текстового набора, форматирования текста, изменение шрифтов.
Эмблема класса. Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник.
Папка «Мои достижения». Изготовление папки достижений на основе ранее освоенных знаний и умений.
Студия «Реклама»
Реклама и маркетинг. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы.
Упаковка для мелочей. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм.
Коробочка для подарка. Изготовление коробочки для сюрпризов из развёрток разных форм.
Коробочка для сюрприза. Изготовление коробок пирамидальной формы двумя способами.
Студия «Декор интерьера»
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Изготовление изделий в художественной технике «декупаж».
Плетёные салфетки. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов.
Цветы из креповой бумаги.
Сувениры на проволочных кольцах. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. Изделия из полимеров. Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта.
Новогодняя студия
Новогодние традиции. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги.
Игрушки из трубочек для коктейля.
Студия «Мода»
История одежды и текстильных материалов. Подбор образцов ткани для коллекции.
Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи.
Одежда народов России. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России.
Аксессуары одежды. Отделка готовых изделий строчкой крестообразного стежка и её вариантами.
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом.
Качающиеся игрушки. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложных деталей.
Подвижная игрушка «Щелкунчик».
Игрушка с рычажным механизмом.
Повторение Подготовка портфолио.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Раздел «Информационная мастерская»
4
Проект «Дружный класс»
3
Студия «Реклама»
3
Студия «Декор интерьера»
6
Раздел «Новогодняя студия»
3
Студия «Мода»
7
Студия «Подарки»
4
Студия «Игрушки»
4
Итого:
34
Формы учебных занятий:
урок-экскурсия;
урок-исследование;
урок-практикум;
проект.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.
Информационное обеспечение
Для учащихся:
1.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Для учителя:
1.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков технологии в 4 -м классе
(34 часа)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во
часов
Дата
проведения
план
факт
I четверть (9 часов)
Раздел «Информационная мастерская» (4 часа)
Вспомним и обсудим
урок обобщения и повторение изученного
1
Информация. Интернет
урок изучения нового материал
1
Создание текста на компьютере
Урок-практикум
1
Создание презентации
Урок-практикум
1
Проект «Дружный класс» (3 часа)
Презентация класса
Урок-проект
1
Эмблема класса
Урок-проект
1
Папка «Мои достижения»
Урок-проект
1
Студия «Реклама» (3 часа)
Реклама. Упаковка для мелочей
урок изучения нового материал
1
Коробка для подарка
урок изучения нового материал
1
II четверть (7 часов)
Упаковка для сюрприза
урок изучения нового материал
1
Студия «Декор интерьера» (6 часов)
Интерьеры разных времен
урок изучения нового материал
1
Художественная техника «декупаж»
урок-практикум
1
Плетение салфетки
урок-практикум
1
Цветы из креповой бумаги
урок-практикум
1
Сувениры из проволочных колец
урок-практикум
1
Изделия из полимеров
урок-практикум
1
III четверть (10 часов)
Раздел «Новогодняя студия» (3 часа)
Новогодние традиции
урок изучения нового материал
1
Игрушки из зубочисток
урок-практикум
1
Игрушки из трубочек для коктейля
урок-практикум
1
Студия «Мода» (7 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм
урок изучения нового материал
1
Одежда народов России
урок изучения нового материал
1
Синтетические ткани
урок изучения нового материал
1
Твоя школьная форма
комбинированный урок
1
Объемные рамки
комбинированный урок
1
Аксессуары одежды
комбинированный урок
1
Вышивка лентами
урок-практикум
1
IV четверть (8 часов)
Студия «Подарки» (4 часа)
Плетеная открытка
урок-практикум
1
День защитников Отечества. Макет «Царь-пушка»
комбинированный урок
1
Открытки с лабиринтом
урок-практикум
1
Весенние цветы
комбинированный урок
1
Студия «Игрушки» (4 часа)
История игрушек. Игрушка-попрыгушка
комбинированный урок
1
Качающиеся игрушки
урок-практикум
1
Игрушка с рычажным механизмом
урок-практикум
1
Подготовка портфолио.
Урок-обобщения и систематизации знаний, умений и навыков