1.Пояснительная записка | 1. Цели и задачи. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из этого начальный курс математики призван решать следующие задачи: - создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у мл. школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения; - сформировать набор необходимых предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; - обеспечить интеллектуальное развитие , сформировать качества мышления , характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; - сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; - выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий , носящих нестандартный, занимательный характер. 2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями) Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312) приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками» Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»; Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика); Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»; Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования». 3. Сведения о программе: Рабочая программа по математике разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы «Математика» ( авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100» и разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. 4. Обоснование выбора программы Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по математике. 5. Информация о внесенных изменениях Изменения в примерную программу не внесены. 6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа. В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (из расчёта 5 часов в неделю). В том числе контрольных работ - 9. Контрольных работ- 7 Математических диктантов - 6 7. Формы организации образовательного процесса Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий. -Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации. Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия. -Дифференцированные задания —предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений. -Интеллектуальный марафон —задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий. -Творческие задания —направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их. -Работа в паре —задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая». -Проекты В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего 8. Технологии обучения На уроках используются стандартные педагогические технологии: проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности); развивающее обучение (развитие личности и её способностей) дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей); игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность); здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток) - проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.) 9. Виды и формы контроля Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы Текущий контроль -контрольная работа-; -проверочная работа Промежуточный контроль: Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения. Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе. 10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года Учащиеся научатся: 1-й уровень (необходимый) Учащиеся должны уметь: использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000; использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 1000; использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления; использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления; осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них; использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма, площади, времени: метр, дециметр, сантиметр, килограмм, центнер; литр, и др.. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»; в) на разностное и кратное сравнение; - находить значения выражений, содержащих 2–4 действия (со скобками и без скобок); решать уравнения вида а ± х = b; х . а = b; а:х=в; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты; различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства). устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения, купли – продажи. 2-й уровень (программный) Учащиеся должны уметь: - использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника; пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см2, 1 дм2. выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100; решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b; находить значения выражений вида а ± в; а : б; а ∙ б; б : а при заданных числовых значениях переменной; решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях; находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон; использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач; чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам; узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду; записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); заполнять магические квадраты размером 3×3; находить число перестановок не более чем из трёх элементов; находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением; решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса. Получат возможность научиться ориентироваться в окружающем пространстве; сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, площади. массе, вместимости; определять время по часам (в часах и минутах); решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями; оценивать размер предметов на взгляд; самостоятельно конструировать (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур) 11. Информация об учебнике Программа обеспечена учебником для 3 класса, Математика, Демидова Т.Е., Козлова С.А. «Баласс», 2013. |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | Ценность добра – осознание себя как части мира. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы – общечеловеческая ценность жизни. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение. |
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса | Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений: - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать; - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текс – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника, его методический аппарат, технология продуктивного чтения. Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения и работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Математика» во 3-м классе являются формирование следующих умений. 1-й уровень (необходимый) Учащиеся должны уметь: использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000; использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 1000; использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления; использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления; осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них; использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма, площади, времени: метр, дециметр, сантиметр, килограмм, центнер; литр, и др.. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»; в) на разностное и кратное сравнение; - находить значения выражений, содержащих 2–4 действия (со скобками и без скобок); решать уравнения вида а ± х = b; х . а = b; а:х=в; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты; различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства). устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения, купли – продажи. 2-й уровень (программный) Учащиеся должны уметь: - использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника; пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см2, 1 дм2. выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100; решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b; находить значения выражений вида а ± в; а : б; а ∙ б; б : а при заданных числовых значениях переменной; решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях; находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон; использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач; чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам; узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду; записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); заполнять магические квадраты размером 3×3; находить число перестановок не более чем из трёх элементов; находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением; уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса |
6.Содержание учебного предмета, курса | Вводный урок (1 час) Повторение изученного во 2 классе (13 часов) Сравнивать числа по классам и разрядам. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Сравнивать разные способы вычислений , выбирая удобный. Контрольная работа № 1 (Контрольные работы по курсу математика с. 2-9) - Внетабличное умножение и деление (33 часов) Числа и операции над ними Числа от 1 до 1000. Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Контрольная работа № 2 (Контрольные работы по курсу математика с. 10-13) - Доли (16 часов) Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Дробные числа. Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Контрольная работа № 3 (Контрольные работы по курсу математика с. 14-21) - Нумерация чисел в пределах 1000 (16 часов) Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Описывать свойства геометрических фигур. Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений. Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий. Контрольная работа № 4 (Контрольные работы по курсу математика с. 22-25) - Сложение и вычитание в пределах 1000 (25 часов) Составлять уравнение как математическую модель задачи. Строить точки по заданным координатам, определять координаты точек. Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых). Сложение и вычитание чисел. Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Контрольная работа № 5 (Контрольные работы по курсу математика с. 26-33) - Умножение и деление чисел в пределах 1000 (30 часов) Находить и выбирать алгоритм решения занимательной и нестандартной задачи. Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач. Умножение и деление чисел в пределах 1000. Операции умножения и деления чисел в пределах100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы. Сочетательное свойство умножения. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Контрольная работа № 6 (Контрольные работы по курсу математика с. 44-45) - Арифметические действия над числами в пределах 1000 (26 часов) Находить закономерности и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. Отличать заведомо ложные высказывания. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. Контрольная работа № 7 (Контрольные работы по курсу математика с. 46-49) Повторение ( 5 часов) Текстовые задачи Решение простых и составных текстовых задач. Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Задачи с альтернативным условием. Резерв (10 часов) |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. | Литература для учителя 1.Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Моя математика. 2-й класс: Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. - 288 с. (Образовательная система «Школа 2100») – ISBN 5-85939-504-3 (Баласс), ISBN 5-98167-040-Х (Изд. Дом РАО). Литература для учащихся 1. Моя математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях., Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др., М.: Балласс 2012г. 2. Контрольные работы к учебнику «Моя математика», Козлова С.А., Рубин А.Г; М.: Балласс 2012г. 3. Дидактический материал» к учебнику"Математика", 3-й класс, Козлова С.А., Рубин А.Г М.: Балласс 2012г. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Дидактический материал для 3 класса. Интернет ресурсы 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – режим доступа : http://scool-collection.edu.ru 2.Презентации уроков «Начальная школа». – режим доступа : http://nachalka.info/about/193 3.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru 4.Официальный сайт «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru 5. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/ 6.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/ 7.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/ Информационно-коммуникативные средства: Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Наглядные пособия: Таблицы по математике (1-4 класс) Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук |