Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках технологии»
МБОУ Ольхово-Рогская СОШ
Районное объединение учителей-предметников
Технология
«Формирование УУД на уроках технологии»
Материал подготовила
Учитель технологии
И.А. Гупало
2023
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”. Именно метод проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный процесс познания. Не случайно проектная деятельность провозглашена как базовая образовательная технология.
Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, что достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.
Как показывает практика, организация проектной деятельности обучающихся способствует формированию универсальных учебных действий.
В сфере личностных УУД:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных УУД:
умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
составление плана работы и следование ему по достижению цели;
сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных УУД:
умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных УУД:
умение работать в группе;
умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
умение участвовать в коллективном обсуждении;
умение задавать вопросы;
умение выражать мысли.
Проектная деятельность, организуемая на уроках технологии способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Мои ученики с удовольствием выполняют различные проекты.
Считаю наиболее значимыми проекты:
«Игрушка», «Цветы» , «Космос».
Ребята выполняли поделки из различных материалов в различной технике, охотно изучив информацию о материале, технике изготовления, истории. Каждая поделка сопровождается пояснительной запиской, выполненной обучающимися.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
К личностным УУД при изучении технологии в основной школе относятся:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами научной организации труда; способность к самооценке своих действий, поступков; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда
К регулятивным УУД при изучении технологии относятся:
принятие и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
К познавательным УУД при изучении технологии относятся:
выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребитель-скую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
К коммуникативным УУД при изучении технологии относятся:
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся. Использование технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время позволяет решить задачу формирования компетентностей у учащихся.
«Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом»
№
Этапы
Формируемые УУД
1
Выбор темы проекта, обоснование
Регулятивные УУД
целеполагание - как постановка учебной задачи
Коммуникативные УУД
обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора
2
Определение конечного результата, цель проекта
Регулятивные УУД
прогнозирование – предвосхищение результата
3
Обсуждение и составление плана проекта
Регулятивные УУД
планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий
Познавательные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД консультация с учителем, обсуждение
Личностные УУД
самоопределение
смыслообразование
4
Сбор информации
Познавательные УУД
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
5
Изготовление изделия
Регулятивные УУД
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы
Познавательные УУД
виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов
6.
Оформление проекта
Познавательные УУД
постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения
7.
Оценка проекта
Регулятивные УУД
оценка
саморегуляция
Список литературы:
Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Лекции / Ступницкая М.А. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.:Издательский ценр «Академия», 2016.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2012.
Голосова С. В., Федоренко Л. П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S3. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76035.htm.
Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - С. 81.