kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей" ОС "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Косолапова Лидия Геннадиевна, учитель биологии и экологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области

Биология и экология  являются одними из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении личности ребёнка. Без них невозможно обеспечение здорового образа жизни всего человечества. Однако авторитет биологии и экологии  в школе, к сожалению, оказывается невелик (на первое место выходят такие предметы как информатика и обществознание). В связи с переходом на ФГОС ООО внимание учителей активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии. Перед учителями естественнонаучного цикла встает проблема: найти такую технологию обучения  детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.  Одной из таких технологий и является технология проблемно-диалогического обучения.

Класс: 5

Тема урока:  «Значение водорослей»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

Задачи  урока:

Предметные результаты:

  • формировать умение характеризовать роль водорослей в природе;
  • формировать умение объяснять значение водорослей в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  • формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  • формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
  • формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

  • формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья (съедобные водоросли)

Оборудование: компьютер, таблицы по теме «Водоросли», презентации по теме.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1 этап – постановка проблемы

2 этап – актуализация знаний

3 этап – совместное открытие новых знаний

4 этап – самостоятельное примене-ние и использование получен-ных знаний.

5 этап – подведение итогов работы.

Формулировка проблемы:

Просмотр фрагмента кинофильма «Гарри Поттер и кубок огня»

  • Скажите, пожалуйста, что это за фильм и какую проблему (вопрос)  мы будем  обсуждать на  уроке? 

(Если у учащиеся возникнут затруднения при определении проблемы, то можно использовать проблемный диалог с создания ситуации удивления:

Антошка: Водоросли, конечно, нужны водным животным. А людям они ни к чему.

Биолог: А как ты обойдешься без мармелада и зефира? Ведь для их изготовления необходим сделанный из водорослей агар-агар.

(Какую роль играют водоросли в природе и в жизни людей?) Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

  • Давайте составим план  решения проблемы.
    1. Формулировка проблемы.
    2. Вспоминаем то, что знаем.
    3. Открытие новых знаний.
    4. Применение полученных знаний.
    5. Подведение итогов.

Вспоминаем то,  что знаем.

Выполнение  биологического диктанта по вариантам (учащиеся          выбирают вариант по желанию).

Вставьте пропущенные в тексте слова.

1 вариант

На свету в хроматофоре водоросли происходит фотосинтез.  В результате чего образуется кислород. Процесс дыхания протекает у водорослей в каждой клетке, постоянно. В результате в окружающую среду выделяется углекислый газ.

2 вариант

 Во время благоприятных для жизни условий хламидомонада размножается бесполым способом. При этом в материнской клетке образуются подвижные споры. Половое размножение происходит при неблагоприятных для жизни условиях. Гаметы от разных особей выходят в воду и соединяются попарно. В результате образуется зигота.

4 ученика  работают по карточкам:

  • Задание «Установите соответствие» (у доски)

Название водоросли

Группа водорослей

А. хламидомонада

Б. порфира

В. ламинария

Г. спирогира

Д. фукус

1.  зелёные

2. красные

3. бурые

А Б В Г Д

  • Задание «Биологический диктант» ( в тетрадях)
  1. Водоросли – низшие растения? (Да.)
  2.  Они могут быть одно- и многоклеточными? (Да.)
  3.  Водоросли имеют органы? (Нет.)
  4.  Тело водорослей называют ...  (Слоевище.)
  5.  На свету происходит ... (Фотосинтез.)
  6.  По способу питания они ... (Автотрофы.)
  7. Зелёная часть клетки водоросли – ... (Хлоропласт).
  8.  Размножение с помощью спор называется ... (Бесполое.)
  9.  Чем отличаются зооспоры от спор? (Жгутиками.)
  10. При половом размножении образуется ... (Гамета.)
  11.  При оплодотворении образуется ... (Зигота.)
  12.  Сколько ДНК в зиготе водоросли? (Двойной набор.)
  13.  Сколько ДНК в гамете водоросли? (Одинарный набор.)

Открытие новых знаний.

Давайте поближе познакомимся с  некоторыми видами водорослей.

(Сообщения, подготовленные учащимися от первого лица по плану.

  1. Особенности.
  2. Значение.)
  1. Хлорелла
  2. Ламинария
  3. Порфира
  4. Саргассы
  5. Хламидомонада

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного

ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.       1, 2

Роль водорослей в природе:

  1. Водоросли – источник кислорода.
  2. Водоросли – кормильцы водных животных.
  3. Водоросли – приют для животных.
  4. Водоросли – участники круговорота веществ.
  5. Водоросли входят в состав комплексных организмов.

Роль водорослей в жизни человека:

  1. Продукты питания для человека.
  2. Изготовление удобрений.
  3. Получение лекарственных препаратов.
  4. Использование в пищевой промышленности и микробиологии.
  5. Использование в химической промышленности.
  6. Очистка воды.

Вред, наносимый водорослями человеку:

Чрезмерное размножение затрудняет

  • подачу воды,
  • сезонный вылов рыбы,
  • судоходство.

Работа в парах задание 22.3 из задачника-практикума 1, 1, 2

«При чрезмерном обогащении воды минеральными питательными веществами начинается  массовое развитие водорослей («цветение воды»). В воде оказываются продукты обмена веществ водорослей, отмершие водоросли загнивают, а на гниение затрачивается весь содержащийся в воде кислород. Вода становится непригодной для питья, из-за нехватки кислорода гибнут рыбы, водоросли забивают водопроводы. Основной источник питательных веществ в озёрах и водохранилищах – смыв удобрений с полей по склонам, сброс сточных вод в реки. Обсудите в парах и перечислите, что должны делать люди, чтобы уменьшить риск «цветения воды».

Применение полученных знаний.

1. Вопросы на с. 123 (1–3, 5–6).

  • Вопрос 1. Какова роль водорослей в природе?
  • Вопрос 2. Как используют водоросли люди.
  • Вопрос 3. В каких областях океана больше всего бентосных водорослей, а в каких – планктонных водорослей? Почему?
  • Вопрос 5. В каких областях океана можно выловить больше всего рыбы? Почему?
  • Вопрос 6. В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это приводит?

2. Работа в парах или группах. Заполнить схему «Значение водорослей» (кто больше). Самооценка по алгоритму. 2

3. – Вы оказались на дне моря, у вас кончается кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь. Могут ли водоросли вам помочь? Как?

Подведение итогов.

Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

  • Что нового вы узнали о значении водорослей?
  • Нам как и в фильме фрагмент, которого мы смотрели в начале урока помогают водоросли.

Вывод: Водоросли – основные производители водных экосистем. Человек  использует водоросли в пищу и в качестве сырья для промышленности.

Домашнее задание: § 22. Задачи 22.6, 22.9, 22.11 из задачника-практикума (одну на выбор).

компьютер, проектор

Регулятивные УУД

1. Cформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Список литературы

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002
  2. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб.      программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
  3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа: плюс-минус. – 1999. -№ 5,6,7,8
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа -2000. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.
  5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. http://www.school2100.ru/
  6. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. («Обо всём живом»). 5 класс.:  учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  7. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. Биология  (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев,  А.С. Раутиан..- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  8. Вахрушев А.А. Биология, 5 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обо всём живом» / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100»).
  9. Вахрушев А.А. Биология, 6 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Они растут, цветут и пахнут» / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100»).
  10. Проблемно-диалогическое обучение. Сайт Мельниковой Е.Л. http://pdo-mel.ru/
  11. http://www.school2100.ru/
  12. Фрагмент из кинофильма ««Гарри Поттер и кубок огня»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей" ОС "Школа 2100" »


Косолапова Лидия Геннадиевна

учитель биологии и экологии

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области


Биология и экология являются одними из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении личности ребёнка. Без них невозможно обеспечение здорового образа жизни всего человечества. Однако авторитет биологии и экологии в школе, к сожалению, оказывается невелик (на первое место выходят такие предметы как информатика и обществознание). В связи с переходом на ФГОС ООО внимание учителей активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии. Перед учителями естественнонаучного цикла встает проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Одной из таких технологий и является технология проблемно-диалогического обучения.


Класс: 5

Тема урока: «Значение водорослей»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

Задачи урока:

Предметные результаты:

  • формировать умение характеризовать роль водорослей в природе;

  • формировать умение объяснять значение водорослей в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  • формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

  • формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД

  • формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).


Регулятивные УУД

  • формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

  • формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Личностные УУД

  • формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья (съедобные водоросли).


Оборудование: компьютер, таблицы по теме «Водоросли», презентации по теме.



Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1 этап – поста-новка проблемы





























2 этап – актуализация знаний





































































3 этап – совмест-ное открытие новых знаний




























































4 этап – самостоятельное примене-ние и использование получен-ных знаний.



















5 этап – подведение итогов работы.







Формулировка проблемы:

Просмотр фрагмента кинофильма «Гарри Поттер и кубок огня»

      • Скажите, пожалуйста, что это за фильм и какую проблему (вопрос) мы будем обсуждать на уроке?

(Если у учащиеся возникнут затруднения при определении проблемы, то можно использовать проблемный диалог с создания ситуации удивления:

Антошка: Водоросли, конечно, нужны водным животным. А людям они ни к чему.

Биолог: А как ты обойдешься без мармелада и зефира? Ведь для их изготовления необходим сделанный из водорослей агар-агар.


(Какую роль играют водоросли в природе и в жизни людей?) Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

  • Давайте составим план решения проблемы.

    1. Формулировка проблемы.

    2. Вспоминаем то, что знаем.

    3. Открытие новых знаний.

    4. Применение полученных знаний.

    5. Подведение итогов.



Вспоминаем то, что знаем.

Выполнение биологического диктанта по вариантам (учащиеся выбирают вариант по желанию).

Вставьте пропущенные в тексте слова.


1 вариант

На свету в хроматофоре водоросли происходит фотосинтез. В результате чего образуется кислород. Процесс дыхания протекает у водорослей в каждой клетке, постоянно. В результате в окружающую среду выделяется углекислый газ.


2 вариант

Во время благоприятных для жизни условий хламидомонада размножается бесполым способом. При этом в материнской клетке образуются подвижные споры. Половое размножение происходит при неблагоприятных для жизни условиях. Гаметы от разных особей выходят в воду и соединяются попарно. В результате образуется зигота.


4 ученика работают по карточкам:

  • Задание «Установите соответствие» (у доски)


Название водоросли

Группа водорослей

А. хламидомонада

Б. порфира

В. ламинария

Г. спирогира

Д. фукус

1. зелёные

2. красные

3. бурые


А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


  • Задание «Биологический диктант» ( в тетрадях)

  1. Водоросли – низшие растения? (Да.)

  2. Они могут быть одно- и многоклеточными? (Да.)

  3. Водоросли имеют органы? (Нет.)

  4. Тело водорослей называют ... (Слоевище.)

  5. На свету происходит ... (Фотосинтез.)

  6. По способу питания они ... (Автотрофы.)

  7. Зелёная часть клетки водоросли – ... (Хлоропласт).

  8. Размножение с помощью спор называется ... (Бесполое.)

  9. Чем отличаются зооспоры от спор? (Жгутиками.)

  10. При половом размножении образуется ... (Гамета.)

  11. При оплодотворении образуется ... (Зигота.)

  12. Сколько ДНК в зиготе водоросли? (Двойной набор.)

  13. Сколько ДНК в гамете водоросли? (Одинарный набор.)


Открытие новых знаний.

Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами водорослей.

(Сообщения, подготовленные учащимися от первого лица по плану.

  1. Особенности.

  2. Значение.)

  1. Хлорелла

  2. Ламинария

  3. Порфира

  4. Саргассы

  5. Хламидомонада

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного

ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. 1, 2

Роль водорослей в природе:

  1. Водоросли – источник кислорода.

  2. Водоросли – кормильцы водных животных.

  3. Водоросли – приют для животных.

  4. Водоросли – участники круговорота веществ.

  5. Водоросли входят в состав комплексных организмов.

Роль водорослей в жизни человека:

  1. Продукты питания для человека.

  2. Изготовление удобрений.

  3. Получение лекарственных препаратов.

  4. Использование в пищевой промышленности и микробиологии.

  5. Использование в химической промышленности.

  6. Очистка воды.

Вред, наносимый водорослями человеку:

Чрезмерное размножение затрудняет

  • подачу воды,

  • сезонный вылов рыбы,

  • судоходство.

Работа в парах задание 22.3 из задачника-практикума 1, 1, 2

«При чрезмерном обогащении воды минеральными питательными веществами начинается массовое развитие водорослей («цветение воды»). В воде оказываются продукты обмена веществ водорослей, отмершие водоросли загнивают, а на гниение затрачивается весь содержащийся в воде кислород. Вода становится непригодной для питья, из-за нехватки кислорода гибнут рыбы, водоросли забивают водопроводы. Основной источник питательных веществ в озёрах и водохранилищах – смыв удобрений с полей по склонам, сброс сточных вод в реки. Обсудите в парах и перечислите, что должны делать люди, чтобы уменьшить риск «цветения воды».


Применение полученных знаний.

1. Вопросы на с. 123 (1–3, 5–6).

  • Вопрос 1. Какова роль водорослей в природе?

  • Вопрос 2. Как используют водоросли люди.

  • Вопрос 3. В каких областях океана больше всего бентосных водорослей, а в каких – планктонных водорослей? Почему?

  • Вопрос 5. В каких областях океана можно выловить больше всего рыбы? Почему?

  • Вопрос 6. В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это приводит?

2. Работа в парах или группах. Заполнить схему «Значение водорослей» (кто больше). Самооценка по алгоритму. 2

3. – Вы оказались на дне моря, у вас кончается кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь. Могут

ли водоросли вам помочь? Как?



Подведение итогов.

Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

  • Что нового вы узнали о значении водорослей?

  • Нам как и в фильме фрагмент, которого мы смотрели в начале урока помогают водоросли.

Вывод: Водоросли – основные производители водных экосистем. Человек использует водоросли в пищу и в качестве сырья для промышленности.



Домашнее задание: § 22. Задачи 22.6, 22.9, 22.11 из задачника-практикума (одну на выбор).

компьютер, проектор

Регулятивные УУД

1. Cформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

























Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

































































Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.








































Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


















Список литературы


  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002

  2. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.

  3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа: плюс-минус. – 1999. -№ 5,6,7,8

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа -2000. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.

  5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. http://www.school2100.ru/

  6. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. («Обо всём живом»). 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

  7. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан..- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

  8. Вахрушев А.А. Биология, 5 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обо всём живом» / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100»).

  9. Вахрушев А.А. Биология, 6 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Они растут, цветут и пахнут» / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Проблемно-диалогическое обучение. Сайт Мельниковой Е.Л. http://pdo-mel.ru/

  11. http://www.school2100.ru/

  12. Фрагмент из кинофильма ««Гарри Поттер и кубок огня»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей" ОС "Школа 2100"

Автор: Косолапова Лидия Геннадиевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства