Мастер- класс
«Формирование УУД на уроках математики»
Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики» (слайд 1)
Задачи мастер- класса:
- Познакомить вас с перечнем УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технология проблемного диалога). (слайд 2)
Формирование УУД рассмотрим на примере урока математики в 1 классе ОС Школа 2100.
Тема урока: Задача.
Цель урока:
Сформировать представление о структуре задачи, умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. (слайд 3)
УУД, формирующиеся на данном уроке:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (слайд 4-5)
На этапе мотивации к учебной деятельности организуется актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки.
С помощью учителя уточняется тип урока, определяются шаги учебной деятельности. (слайд 6)
На данном этапе урока формируются коммуникативные УУД:
Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь других.
На этапе актуализации опорных знаний организуется работа в парах, учащимся предлагается сгруппировать предметы на картинке по определенному признаку, объяснить свой вид группировки и составить по 4 выражения. А затем к каждому выражению придумать рассказ с вопросом. (слайд 7-10)
На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные:
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей;
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме
На следующем этапе урока под руководством учителя происходит выявление места (шаг, операция) затруднения; - фиксирование во внешней речи причины затруднения. Учитель организует данный этап, предложив ребятам послушать и сравнить два рассказа, рассмотреть, чем они похожи и чем отличаются.
Проблемный вопрос фиксирует причины затруднения во внешней речи.
– Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по чтению?
– Кто знает, как на языке математики называется первый рассказ? (Затруднение). Почему вы не можете ответить? (не знаем, не изучали) (слайд 11-12)
На данном этапе формируются следующие УУД:
(Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
На этапе формулирования темы урока, постановки цели и составления плана урока учитель при помощи проблемно- диалогического организует постановку цели урока, составляется совместный план действий. (слайд 13)
Данный этап урока способствует формированию Коммуникативные УУД:.Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. РегулятивныеУУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Этап открытия нового знания строится на основе выполнения заданий учебника, с помощью организованного учителем подводящего диалога.
Учащимся предлагается прочитать два текста, выяснить, какой из данных текстов является задачей.
– Какой из этих же рассказов можно называть словом «задача»?
- Почему?
Почему не можете ответить?
- давайте сравним чем отличается 2 текст от первого? (во 1 тексте есть вопрос)
- Вы можете на него ответить?
- Значит, что должно быть в задаче? (вопрос)
Фиксированию нового знания в речи и знаках способствует работа с текстами:
Это задача? (Нет)
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Что же должно быть кроме вопроса в задаче … (данные, условие)
Это задача? (Нет)
- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)
-Значит в задаче вопрос, связан с условием.
-Давайте сделаем вывод. Из чего должна состоять задача?
С помощью учителя происходит фиксирование нового знания в речи и знаках.
При выполнении задания №2 учебника учитель организует работу в парах по составлению математического рассказа, учит оформлять условие задачи с помощью схемы, записывать решение и ответ.
- Как можно ее решить.
- В математике принято оформлять условие задачи схемой, записывать решение и ответ.
-Как вы думаете чему мы сейчас будем учится?
(правильное оформление задачи записывается в тетрадь) (слайд 14-20)
На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Умение работать по коллективно составленному плану -регулятивные УУД.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учитель организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, идет работа в паре.
Выполняя задание №3 учебника, учащиеся подчеркивают в условии ключевые слова и данные. Вызывается к доске пара, которая заполняет схему, дети на местах сравнивают свои записи с записями на доске. Затем предлагается самостоятельно записать в паре решение и ответ. А потом запись сверяется и уточняется с помощью педагога. (слайд 23)
На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).
На этапе Самостоятельной работы с проверкой по эталону учителем организуется выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверка по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками, самооценка по алгоритму. Работа строится на материале учебника, ребята выполняют задание №4. стр.37.
Эталон для самопроверки на доске. (слайд 24)
На данном этапе формируются следующие УУД: Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Этап рефлексии учебной деятельности способствует фиксации нового содержания урока. Учитель в форме диалога организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
- Какова была тема урока?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга. Какими кружочками обозначим наши действия?)
Расскажите по схеме: узнал
Я запомню
смог
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.(слайд 25-26)
На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).