Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД.
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД.
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД.
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения.
Очевидно, что учителю необходимо так организовать обучение, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Урок, мотивированный любознательностью и целенаправленным интересом, становиться для детей приятным и желанным. Именно мотивированность обучения и активизация деятельности учащихся являются одними из основных идей развивающей направленности современного урока. Учителя начальных классов должны научить ребёнка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать себя и работу своих одноклассников. Оттого, как педагог может помочь ребёнку в развитии личностных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально, является сегодня основным требованием новых стандартов.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной – источник получения информации и даже способ общения. На современном этапе, когда интерес к чтению книг снижается, в начальной школе недостаточно полноценно формируется навык чтения. От 40 до 60% детей оканчивают начальные классы с трудностями в чтении и письме. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Всем нам понятно, что процесс этот чрезвычайно трудный, который сформировать быстренько нельзя! И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей.
В настоящее время есть эффективные подходы в обучении. Они связаны с совершенствованием урока, его содержанием и структурой. В результате при построении урока чтения использую технологию продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс. При такой организации, ученик является субъектом деятельности, т. е. тем, кто учится. Данная технология ориентирована на формирование у учащихся правильного типа читательской деятельности, который представляет собой « трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до чтения, во время чтения и после чтения). Целью данной технологии является освоение способов самостоятельного понимания текста. Для реализации цели существуют разнообразные приёмы работы с текстом, которые качественно отличаются от приёмов традиционного урока.
Так, например, 1этап. Работа с текстомдо чтения развивается такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать. На этом этапе использую следующие приёмы работы: выделение героев по названию произведения, или по имени автора (опора на читательский опыт); работа с заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др. Итак, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: « Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение. 2 этап. Работа с текстомво время чтения. Важным здесь является понимание текста и создание читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача учителя на этом этапе – обеспечитьполноценное восприятие текста. На данном этапе необходим учёт специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Для выбора способа выявления восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как: чтение-слежение за учителем или аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель); самостоятельное чтение цепочкой по предложению; чтение вполголоса; чтение и нахождение отрывка к рисунку; чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено; чтение по ролям; чтение по ролям диалога, исключая слова автора; приём «живая картина» (один читает, другой мимикой лица реагирует на прочитанное.); чтение -пометка непонятных слов; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; деление текста на смысловые части; составление плана; выразительное (осмысленное) чтение. Во время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется умение включаться в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3 этап. Работа с текстомпосле чтения. Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе важно организовать коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез, аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Использую следующие виды работы: организация беседы о личности писателя; постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного); нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого «важного» места в рассказе или в стихотворении; нахождение отрывка, который мог бы прочитать презрительно, с насмешкой, радостью, строго, с мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально; анализ восприятия текста с помощью беседы; творческие задания в группах, парах; работа с дополнительными источниками информации для определения смысловой и эмоциональной направленности текста.
Итак, технология продуктивного чтения помогает организовать поисковую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становиться учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. А эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Данная технология направлена на формирование коммуникативныхуниверсальных действий: умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника (автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе. Также формируются и познавательные универсальные действия: умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках обязательно идёт формирование личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям ; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.
Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 20100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. »
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД.
Дорохина И. Н
учитель начальных классов,
МБОУ «Ильинская СОШ № 1».
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения.
Очевидно, что учителю необходимо так организовать обучение, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Урок, мотивированный любознательностью и целенаправленным интересом, становиться для детей приятным и желанным. Именно мотивированность обучения и активизация деятельности учащихся являются одними из основных идей развивающей направленности современного урока. Учителя начальных классов должны научить ребёнка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать себя и работу своих одноклассников. Оттого, как педагог может помочь ребёнку в развитии личностных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально, является сегодня основным требованием новых стандартов.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной – источник получения информации и даже способ общения. На современном этапе, когда интерес к чтению книг снижается, в начальной школе недостаточно полноценно формируется навык чтения. От 40 до 60% детей оканчивают начальные классы с трудностями в чтении и письме. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Всем нам понятно, что процесс этот чрезвычайно трудный, который сформировать быстренько нельзя! И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей.
В настоящее время есть эффективные подходы в обучении. Они связаны с совершенствованием урока, его содержанием и структурой. В результате при построении урока чтения использую технологию продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс. При такой организации, ученик является субъектом деятельности, т. е. тем, кто учится. Данная технология ориентирована на формирование у учащихся правильного типа читательской деятельности, который представляет собой « трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до чтения, во время чтения и после чтения). Целью данной технологии является освоение способов самостоятельного понимания текста. Для реализации цели существуют разнообразные приёмы работы с текстом, которые качественно отличаются от приёмов традиционного урока.
Так, например, 1этап. Работа с текстомдо чтения развивается такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать. На этом этапе использую следующие приёмы работы: выделение героев по названию произведения, или по имени автора (опора на читательский опыт); работа с заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др. Итак, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: « Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение. 2 этап. Работа с текстомво время чтения. Важным здесь является понимание текста и создание читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача учителя на этом этапе – обеспечитьполноценное восприятие текста. На данном этапе необходим учёт специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Для выбора способа выявления восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как: чтение-слежение за учителем или аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель); самостоятельное чтение цепочкой по предложению; чтение вполголоса; чтение и нахождение отрывка к рисунку; чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено; чтение по ролям; чтение по ролям диалога, исключая слова автора; приём «живая картина» (один читает, другой мимикой лица реагирует на прочитанное.); чтение -пометка непонятных слов; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; деление текста на смысловые части; составление плана; выразительное (осмысленное) чтение. Во время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется умение включаться в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3 этап. Работа с текстомпосле чтения. Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе важно организовать коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез, аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Использую следующие виды работы: организация беседы о личности писателя; постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного); нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого «важного» места в рассказе или в стихотворении; нахождение отрывка, который мог бы прочитать презрительно, с насмешкой, радостью, строго, с мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально; анализ восприятия текста с помощью беседы; творческие задания в группах, парах; работа с дополнительными источниками информации для определения смысловой и эмоциональной направленности текста.
Итак, технология продуктивного чтения помогает организовать поисковую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становиться учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. А эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Данная технология направлена на формирование коммуникативныхуниверсальных действий: умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника (автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе. Также формируются и познавательные универсальные действия: умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках обязательно идёт формирование личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям ; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.
Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 20100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.