Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Протасовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _________ /Гончарова Н.В./ подпись Ф.И.О. Протокол № ____ заседания МО от ____ _____________ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________/Мартынченко О.П./ подпись Ф.И.О. Протокол № _____ заседания МС от ____ _____________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________/Тевс Е.Г./ подпись Ф.И.О. Приказ № _____ от ____ ____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности художественно – эстетического направления
«Декоративно – прикладное искусство»
для обучающихся 1-4 класса
Рабочая программа разработана на основе программы
В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
Разработчик: Петрова Ирина Викторовна
Протасово, 2014 год
Пояснительная записка
«Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Программа разработана на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского, - 2-е изд. – М.; Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Сведения о сроках реализации программы
Программа «Декоративно - прикладное искусство», рассчитана для обучающихся 1- 4 классов, из расчёта 34 часа на каждый год.Срок реализации программы - 4 года.
Цель программы – формирование у обучающихсяхудожественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т. д. и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Пути, средства, методы достижения цели
Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованностьобучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие педагогические принципы программы:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип наглядности;
опора на интерес ребенка;
индивидуальный темп движения;
Средства достижения цели:
Аудиовизуальные, электронные образовательные ресурсы, наглядные, демонстрационные
Методы достижения цели:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию
творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия
- Беседа
-Сообщения
Неаудиторные занятия
1. Творческие конкурсы
2. Выставки декоративно-прикладного искусства
3. Соревнования
4. Викторины
5. Интеллектуально-познавательные игры
6. Творческие проекты, презентации
7. Практическое изучение строения растений
8. Конструирование из разных материалов
9. Рисование с натуры и по воображению; лепка по воображению
10. Эксперимент
11. Исследование объекта
12. Наблюдения
13. Проектная деятельность
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Основным содержанием экскурсий для первого года обучения являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы.
На практической части занятия ребята работают с природным материалом. Материалом для работы служат дерево, береста, ветки, сучья, листья и т. д. Выполняя флористические работы, обучающиеся узнают о возможности использования материалов растительного происхождения (листья, цветы, семена арбуза, дыни, тыквы, косточки сливы, вишни, скорлупа кедровых орехов, береста, кожа, ракушки и др. ).
Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.
Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.
В процессе работы учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающимичеловеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; обучающиеся должны понимать, что природа дает людям сырье идиктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага учителя;
Технологические операции, которые осваиваютОбучающиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с— разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Необходимо помнить, что обучение ребенка происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность должна вызывать положительные эмоции у детей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
· однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
· постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
· тематические - по итогом изучения разделов, тем;
· итоговые – в конце года организуется выставка практических работобучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Декоративно-прикладного искусства - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
--определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
--проговаривать последовательность действий на занятии;
--учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
--добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
--перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
--преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
--умение слушать и понимать речь других;
--умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;
--развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
--в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
В связи с отсутствием материальной базы в учебно – тематический план внесены изменения. Раздел « Морские пришельцы (работа с ракушками)» заменен, на раздел « Лепка из соленого теста и пластилина».
Учебно – тематический план 1-4 класс
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с природными материалами | 6 | 1 | 5 |
3. | Работа с бумагой | 6 | 1 | 5 |
4. | Работа с различными тканями | 6 | 1 | 5 |
5. | Кожная пластика | 6 | 1 | 5 |
6. | Лепка из солёного тестаипластилина | 6 | 1 | 5 |
7. | Отчётная выставка работ обучающихся | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание курса
1.Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2.Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса». «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций. Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. п.).
Береста — один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек- малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
3.Работа с бумагой
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
4.Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
5.Кожная пластика
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).
6.Работа из соленого теста и пластилина.
Познакомить с видами и способами лепки из пластилина и теста, с видами глиняных народных игрушек.
Практическая работа: изготовить изделия для украшения своей квартиры, подарки друзьям и близким.
7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников.
Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
Календарно-тематическое планирование для 1-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата /план | Дата/ фак | Формы внеурочной деятельности |
1-2 | Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. | 2 | | | - Сообщения; - практическая работа |
| Работа с природными материалами | 6 | | | |
3 | Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами плодов, крылатками клена и т. Д Техника безопасности при работе с природным материалом. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
4-5 | Сбор природных материалов Экскурсия в парк. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок | 2 | | |
6 | Аппликация из засушенных трав и листьев «Аквариум» | 1 | | |
7-8 | Аппликация из засушенных трав и листьев «Осенний пейзаж» | 2 | | |
| Работа с бумагой | 6 | | | |
9 | Создание занимательных игрушек из бумаги. ТБ при работе с ножницами и клеем. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
10 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Цветы в вазе» | 1 | | |
11-12 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Море и кораблик» | 2 | | |
13-14 | Аппликация из полос бумаги | 2 | | |
| Работа с различными тканями | 6 | | | |
15 | Работа с различными тканями Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. ТБ при работе с различными материалами. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
16-17 | Изготовление стрекоз и бабочек из различных материалов. | 2 | | |
18-19 | Куклы из старых перчаток. | 2 | | |
20 | Игрушки из пластиковых бутылок | 1 | | |
| Кожная пластика | 6 | | | |
21 | Изделия из кожи. Виды работ с кожей и технология её изготовления. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
22-23 | Изготовление цветов | 2 | | |
24-25 | Аппликация «Грибок» | 2 | | |
26 | Изготовление птичек | 1 | | |
| Лепка из солёного теста и пластилина | 6 | | | |
27 | Виды и способы лепки из пластилина и теста. Виды глиняных народных игрушек. | 1 | | | |
28-29 | Панно из солёного теста «Ваза с фруктами» | 2 | | | - Беседа; - практическая работа |
30-31 | Пластилиновый зоопарк. Уроки лепки из пластилина. | 2 | | |
32 | Картина из пластилина «Сова». | 1 | | |
| Отчётная выставка работ обучающихся | 2 | | | |
33-34 | Выставка работ школьников. | 2 | | | Выставка декоративно – прикладного искусства |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование для 2-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата /план | Дата/ фак | Формы внеурочной деятельности |
1-2 | Вводное занятие Технике безопасного труда при работе с различными инструментами Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о программе кружка на предстоящий учебный год | 1 1 | | | - Сообщения; - практическая работа |
| Работа с природными материалами | 6 | | | |
3 | Ознакомление с природным материалом Подборка природного материала, выполнение замысла композиции. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
4-5 | Композиция из семян растений (настенное панно). | 2 | | |
6-7 | Аппликация из природного материала «Моя сказочная птица» | 2 | | |
8 | Аппликация из природного материала «Осень» | 1 | | |
| Работа с бумагой | 6 | | | |
9 | Оригами. Японское искусство складывания бумаги - оригами | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
10 | Конструирование фигурки собаки в технике оригами. | 1 | | |
11 | Конструирование фигурки лягушки в технике оригами. | 1 | | |
12-13 | Коллективная работа «Аквариум» в технике оригами. | 2 | | |
14 | Конструирование фигурки голубя в технике оригами | 1 | | |
| Работа с различными тканями | 6 | | | |
15-16 | Знакомство с видами плетения из ниток Секреты старинных и юных ремесел | 2 | | | - Беседа; - практическая работа |
17-18 | Изготовление плетёной закладки для книг из ниток. | 2 | | |
19-20 | Изготовление плетёной закладки для книг из бумаги | 2 | | |
| Кожная пластика | 6 | | | |
21 | Изделия из кожи. Виды работ с кожей и технология её изготовления. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
22-23 | Изготовление цветов | 2 | | |
24-25 | Аппликация «Грибок» | 2 | | |
26 | Изготовление птичек | 1 | | |
| Лепка из солёного теста и пластилина | 6 | | | |
27 | Способы и приёмы лепки из пластилина и теста | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
28 | Особенности лепки по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
29 | Лепка фигуры лошадки. | 1 | | |
30 | Лепка фигуры сказочной птицы. | 1 | | |
31-32 | Лепка маленьких миров в спичечных коробках «Комната гнома». | 2 | | |
| Отчётная выставка работ обучающихся | 2 | | | |
33-34 | Выставка работ школьников. | 2 | | | Выставка декоративно – прикладного искусства |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование для 3-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата /план | Дата/ фак | Формы внеурочной деятельности |
1-2 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Введение: чему будем учиться на занятиях. | 2 | | | - Сообщения; - практическая работа |
| Работа с природными материалами | 6 | | | |
3 | Знакомство с видами архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
4-5 | Изготовление макета дома из кубиков лего. | 2 | | |
6-7 | Изготовление макета дома из спичек. | 2 | | |
8 | Изготовление макета дома из подручного материала (творческая работа). | 1 | | |
| Работа с бумагой | 6 | | | |
9 | Знакомство с видами бумаги и приемами работы с ней | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
10 | Оригами – цветы из бумаги. | 1 | | |
11-12 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. | 2 | | |
13-14 | Цветы из картона «Букет для мамы» | 2 | | |
| Работа с различными тканями | 6 | | | |
15 | Знакомство с техникой - мозаикой из яичной скорлупы. | 1 | | | |
16-17 | Изготовление мозаики из яичной скорлупы «Арбуз» | 2 | | | - Беседа; - практическая работа |
18-19-20 | Изготовление мозаики из яичной скорлупы «Моя фантазия» | 3 | | |
| Кожная пластика | 6 | | | |
21 | Изделия из кожи. Виды работ с кожей и технология её изготовления. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
22-23 | Изготовление цветов | 2 | | |
24-25 | Аппликация «Грибок» | 2 | | |
26 | Изготовление птичек | 1 | | |
| Лепка из солёного теста и пластилина | 6 | | | |
27 | Способы и приёмы лепки из пластилина и теста | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
28 | Особенности лепки по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
29 | Лепка фигуры животных. | 1 | | |
30 | Лепка фигуры птицы. | 1 | | |
31-32 | Лепка ваза с цветами. | 2 | | |
| Отчётная выставка работ обучающихся | 2 | | | |
33-34 | Выставка работ школьников. | 2 | | | Выставка декоративно – прикладного искусства |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование для 4-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата /план | Дата/ фак | Формы внеурочной деятельности |
1-2 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Введение: чему будем учиться на занятиях. | 2 | | | - Сообщения; - практическая работа |
| Работа с природными материалами | 6 | | | |
3 | Подбор отделочных материалов для изготовления персонажей кукольного театра | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
4-5 | Оформление персонажей кукольного театра в соответствии с замыслом и характером. Эскиз. | 2 | | |
6-7 | История кукольного театра. Беседа «Кукла в искусстве». | 2 | | |
8 | Авторская кукла | 1 | | |
| Работа с бумагой | 6 | | | |
9 | Эскиз в техники коллажа Эскиз и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
10-11 | Цветовой и графический ритм коллажа. | 2 | | |
12-13 | Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате. | 2 | | |
14 | Творческая работа «Наш веселый хоровод» | 1 | | |
| Работа с различными тканями | 6 | | | |
15 | Узоры из бумажных лент | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
16-17 | Смешанные базовые формы в бумажном конструировании | 2 | | |
18 | Завивка, закругления. | 1 | | |
19-20 | Проектная работа «Дом сказочного героя» | 2 | | |
| Кожная пластика | 6 | | | |
21 | Изделия из кожи. Виды работ с кожей и технология её изготовления. | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
22-23 | Изготовление цветов | 2 | | |
24-25 | Аппликация «Осень» | 2 | | |
26 | Изготовление животных | 1 | | |
| Лепка из солёного теста и глины | 6 | | | |
27 | Способы и приёмы лепки из теста и глины | 1 | | | - Беседа; - практическая работа |
28-29 | Лепка сказочной птицы | 2 | | |
30-31 | Лепка вазы с цветами | 2 | | |
32 | Лепка фруктов и овощей | 1 | | |
| Отчётная выставка работ обучающихся | 2 | | | |
33-34 | Выставка работ школьников. | 2 | | | Выставка декоративно – прикладного искусства |
| | | | | |
Перечень учебно – методическое обеспечение
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. .Дидактические материалы(демонстрационные и раздаточные).
3. Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.
4. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
5. Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.
8.. Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: инструменты для работы, индивидуальные клеенки для стола, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Приспособления: Скотч двусторонний, зажим, штемпельные подушечки.
Инструменты: ножницы с прямыми и закругленными лезвиями шило, кусачки, иголки, пинцеты, кисти (по количеству обучающихся)
Материалы: бумага, гофрированный картон, краски, калька, проволока, материал для основы (бумага, картон различной фактуры), наждачная бумага, грунтовка, лак, элементы декора.
Список литературы
1. Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. - М., 2006г. стр. 21.
2.Библер В. С. Методы художественного развития. - М., 2006 г. стр. 35.
3. Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.
4. Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.
5. Зайцева А. А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
6. Калинина Т. В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2004 .
7. Калинина Т. В., Юсупова И. В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 2005.
8. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
- http://stranamasterov. ru/technics - Страна Мастеров.
- http://nachshkola. narod. ru/magazine. html - Журнал «Начальная школа».
- http://viki. rdf. ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=9-Детские электронные презентации и клипы.
- http://magic-ork.ru/publ/types_creativity/decorate_the_interior/31-2-2 - Магиярукоделия.
Лист корректировки рабочей программы
Номер и дата внесения изменения | Основания для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменения |
ФИО | Подпись |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |