kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности курса декоративно-прикладного искусства (духовно-нравственное развитие личности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной программы внеурочной деятельности  художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности курса декоративно-прикладного искусства (духовно-нравственное развитие личности)»

15


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4»







Рабочая программа внеурочной деятельности

Курса декоративно-прикладного искусства

(духовно-нравственное развитие личности)











Разработала

Уласень Алла Филаретовна,

учитель изобразительного искусства







г. Смоленск



Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 5-7 классов. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю (68 часа). Продолжительность занятия 40 минут.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудо­вых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления из­делий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:
  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

  • Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);

  • Беседы, диалоги;

  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

  • Репродуктивный (воспроизводящий);

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)

  • Индивидуальная работа;

  • Экскурсии;

  • Праздники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

- Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации;

- выставки творческих работ.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:

  • таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);

  • сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

  • постоянно действующие выставки изделий.

Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы и инструменты:

  • краски по ткани фирмы «Гамма», «Батик-акрил», «Decola» по ткани ЗХК «Невская палитра»;

  • ткань;

  • вспомогательные средства для росписи по шелку KREUL:

  • контурный состав;

  • инструменты для резерва;

  • кисти №2-10;

  • природный материал;

  • клей ПВА;

  • подрамники разных размеров;

  • кнопки;

  • хозяйственные свечи;

  • клейкая бумажная лента; соль;

  • нитки;

  • чатнинг.







СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программ студии декоративно-прикладного искусства является целостным курсом, В программу включены следующие разделы:

  1. Элементы цветоведения

  2. Свободная роспись

  3. Батик

  4. Сувениры и занимательные подарки

  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс рассчитан на 68 часов в год, то есть 2 часа в неделю. Первые два часа отводятся на введение, где рассматривается

история развития батика, знакомство с инструментами и материалами, они ведутся лекционной частью. Затем идет изучение трех крупных тем.

I тема «Элементы цветоведения» - (8 часов).

Изучает основы цветоведения. Первые часы отводятся для лекций, затем проводятся практические и экспериментальные занятия.

II тема «Свободная роспись» - (18 часов).

Включает в себя изучение акварельной техники, смешанной техники, солевой техники. Из них пятнадцать часов отводиться на практическую часть и три часа на теоретическую часть. В этой теме попутно рассматриваются основы композиции.

III тема «Батик» - (42 часа).

Знакомит учащихся с холодным батиком, узелковой техникой, краклевидной техникой. Пять часов по данной теме отводится на теоретическую часть и тридцать семь часов на практическую часть.

После изучения всех тем проводиться свободная тема. Данная практическая работа выполняется как итоговое занятие за весь период обучения. Завершает процесс обучения отчетная выставка, где проходит подведение итогов.

К каждому предложенному мной занятию я представляю цели, материально-техническое обеспечение и рекомендации к проведению занятий. А также, некоторые наглядные пособия и образцы работ.

Методические разработки к факультативному курсу «Роспись по ткани» рассчитаны на один год обучения, но при желании педагог может продолжить разработку на большее количество лет. При наличии дополнительных часов группы можно разбить на старшую и младшую. Поэтому мной разработан тематический план для учащихся старшей группы, где педагог вправе вносить свои изменения в план.

В соответствии с индивидуальными наклонностями отдельные темы, включенные в план, могу быть изменены. Свободная тема может быть предложена, как на заключительном этапе работы в студии, так и на промежуточном, когда ребята самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, применяя знания полученные ранее. Учитывая творческую активность учащихся и приобретенные навыки, руководитель может заменить рекомендуемое занятие другим по содержанию.

Техника росписи по ткани может иметь интересные цветовые решения и стать основой новых моделей. Если в студии одновременно занимаются моделированием одежды.

Педагог дополнительного образования может взять за основу этот примерный тематический план для организации самостоятельного творческого объединения «Роспись по ткани», а также данный курс может входить как один из разделов в программу творческого объединения моделирования одежды.

Требования к уровню подготовки:

При завершении обучения учащихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  1. Специальные термины, с которыми сталкиваются на занятиях;

  2. Знать названия различных техник и приемы работы с ними;

  3. Знать этапы работы;

  4. Знать название инструментов, и приемы работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на рабочем месте во время работы;

  2. Планировать, контролировать и оценивать работу;

  3. Владеть навыком выразительного использования краски;

  4. Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  5. Работать на заданную тему. Применяя эскиз;

  6. Красиво и эстетично оформить работу





Учебно-тематический план

Младшая группа

Тема

Количество часов



Всего

Теоретических

Практических

1

История развития батика.

Знакомство с инструментами и материалами.


2


I

Элементы цветоведения

8

2

6

2-3

Теория гармонического сочетания цветов. Изготовление открытки

4

2

2

4

Цветовая гамма теплых цветов

2



5

Цветовая гамма холодных цветов

2



II

Свободная роспись

18

3

15

1-3

Акварельная техника

6



4-6

Техника вымывания

6



7-8

Роспись по грунтованной ткани

4



9

Смешанная техника

2



III

Батик

42

5

37

1-2

Холодный батик

Линия. Виды линий. Нанесение разъединяющих средств. Передача своего настроения через линию и пятно

4

1

3

3

Создание композиции из различных видов линий на контрастном или гармоническом построении родственных цветов

2


2

4

Выполнение пейзажа в акварельной технике с небольшим количеством линий

2


2

5-6

Изготовление эскиза бабочки. Перенос контура на ткань. Контурный рисунок на ткани. Роспись бабочки

4

1

3

7

Техника послойной росписи. Роспись фантастических цветов с помощью скрытых контуров

2


2

8

Закрепление техники послойного нанесения красок. Изображение пейзажа

2


2

9-10

Лессировка слой за слоем. Выполнение натюрморта из прозрачных предметов

4

1

3

11

Способ набойки

2


2

12-13

Работа по трафарету. Роспись салфетки, скатерти и т.д.

4


4

14

Горячий батик. Узелковая техника

2


2

15

Краклевидная техника

2


2

16

Техника резервирования горячим воском (одно перекрытие)

2


2

17

Техника послойной росписи воском (несколько перекрытий)

2


2

18-19

Собственное творчество. Свободная тема по выбору

4


4

20

Отчетная выставка

2


1

21

Итоговое занятие

2

1

1

Итого: 68



Старшая группа


Тема

Количество часов

Виды деятельности

Дата

Всего

Теоретических

Практических

1

Экскурсия в музей «Русский лен».

2



2


Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность

2,09;

Тематическое творчество

2

Выбор тематики. Обсуждение.

2

0.5

1.5

Трудовая, художественное творчество.

9,09;

3-4

Работа над темой. Сбор наглядного материала. Наброски, зарисовки. Отбор наиболее удачных для выбранной темы вариантов.

4



1



3

Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность

16,09

23,09;


5-7

Работа над эскизами.

6

1

5

Художественное творчество

30.09; 7.10; 14.10

8

Проработка эскизов в цвете.

2

0.5

1.5

Художественное творчество

21.10;

9-11

Обсуждение и выбор техники для работы. Перевод рисунка на ткань. Нанесение контура.



6



1



5

Познавательная, трудовая, , художественное творчество

28.10; 11.11; 18.11

12-13

Первая цветовая проработка от светлого к темному.

4


4

Художественное творчество

25.11; 2.12

14-17

Работа над темой в технике батик.

8



2



6

Художественное творчество

9.12; 16.12; 23.12; 13.01;


18

Декорирование работы.

2


2

Познавательная, художественное творчество

20.01

19

Оформление работы.

2

0.5

1.5

Трудовая

27.01;

20-21

Посещение художественных салонов и мастерских.

4



4


Досугово - развлекательная

3.02; 10.02;


Эксперименты с батиком

22-23

«Коллаж». Работа над декоративным панно. Определение тематики. Сбор материала. Зарисовки, эскизы.

4



1



3

Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность

17.02; 24.02;

24-25

Обсуждение КТР. Подбор материала. Распределение работы (2-3) человека.

4



0.5



3.5

Познавательная, художественное творчество

2.03; 9.03;

27-30

Работа над панно.

8

1

7

Художественное творчество

16.03; 30.03; 6.04; 13.04;

31

Декорирование и оформление работы.

2

0.5

1.5

Художественное творчество

20.04;

32-33

Собственное творчество.

4


4

Художественное творчество

27.04; 4.05


34

Отчетная выставка.

2


2

Досугово - развлекательная

11.05

Итого: 68

Информационно-методическое обеспечение:



  1. Р.В. Вайткявичене. Первоосновы техники батика. - Школа и производство, 1987 г. №8, с. 54.

  2. Журнал «Валентина» Роспись по шелку. - 1995 г. №1.

  3. Книга для девочек, - составитель О.Н. Кагановская - М. «Колос», 1999 г.

  4. Искусство батика. Издательство «Внешсигма». Издательство Москва 2000г. Редактор Ивахнов А.

  5. Роспись по ткани. Сараева Юлия Сергеевна. Ростов на Дону «Феникс» 2000 г..

  6. Н.Я. Григорьева. «Роспись по ткани». Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург. 2001 г.

  7. Sandra. Вязание. Лицензионный журнал Издательского Дома ОВА-ПРЕСС. №12. 2000 г.

  8. Л.Н. Миронова. Цветоведение. Минск «Вышейшая школа» 1984

  9. Анна М. Батик. Минск: Харвест, 2010









Электронные ресурсы

http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506

http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4057

Программ студии декоративно-прикладного искусства является целостным курсом, который включает в себя такие виды декоративно-прикладного искусства:

  • роспись по ткани (батик),

  • роспись по стеклу,

  • сувениры и занимательные подарки

  • применение природного материала в батике.

При наличии дополнительных часов в программу студии могут быть введены занятия по тестопластике и бисероплетению.









Автор Уласень А.Ф.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уласень Алла Филаретовна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245799

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства