Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма"
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветная гамма» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала интегрированная программа: 5-8(9) классы [Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова]. - М.: Вентана-Граф, 2013). Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2013.
Программа по внеурочной деятельности «Цветная гамма» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Целью программы по внеурочной деятельности «Цветная гамма» является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения программы по внеурочной деятельности «Цветная гамма» на год: Углубленное изучение полученных знаний.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
Важное направление в содержании программы «Цветная гамма» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Цветная гамма» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Цветная гамма» предусматривает задания поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала учащихся реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к творчеству во внеурочное время.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение работы, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Данная рабочая программа рассчитана на 35часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма" »
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /________________/
ФИО
«28» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по ВР МБОУ «СОШ № 14»
Володина С.В.
«28» августа 2015 г
«Утверждено»
Руководитель
МБОУ «СОШ № 14»
___________ / Полякова В.А. /
ФИО
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
ЦЫГАНОВОЙ ДАРЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
Кружок «Цветная гамма»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2015 г
2015 – 2016 учебный год
город Нижневартовск
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветная гамма» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала интегрированная программа: 5-8(9) классы [Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова]. - М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2013.
Программа по внеурочной деятельности «Цветная гамма» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Целью программы по внеурочной деятельности «Цветная гамма» является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения программы по внеурочной деятельности «Цветная гамма»на год: Углубленное изучение полученных знаний.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитиеспособности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
Важное направление в содержании программы «Цветная гамма» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Цветная гамма» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Цветная гамма» предусматривает задания поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала учащихся реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к творчеству во внеурочное время.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение работы, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Данная рабочая программа рассчитана на 35часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Цветная гамма»
Личностные УУД
1. формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на кружке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации.
3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
4. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
5. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка « Цветная гамма» и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование кружка «Цветная гамма» 5 класс
Раздел ( общее количество часов на изучение)
Формируемые УУД
№
Тема урока
Тип урока
Предметные результаты
понятия
Ууд
Кол-во часов
Дата проведения по факту
1
Раздел1. Живопись (5 часов)
Цветовой круг, теплые, холодные цвета
Урок изучения нового материала
Беседа о художественных материалах, инструктаж о технике безопасности. Беседа о грамотном рисовании
Различать Основные и дополнительные цвета
Создавать Рисунок используя основные, дополнительные цвета.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.
Понимать, как и когда появилось искусство
Цветовой круг
Основной цвет
Теплые, холодные цвета.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
1 час
2
Воспоминание об осени
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы аппликации.Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции.
Натюрморт из сухих осенних листьев. Работа на плоскости
Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами.
Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений.
Импровизация
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать свою работу с другими. Коммуникативные УУД УчитСотрудничать с другими людьми
1 час
3
Натюрморт в теплой гамме.
Комбинированный урок
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие композиционных знаний.
Выполнение натюрморта из 3 предметов. Соблюдение правил освещения
Работа на плоскости
Понимать, что такое натюрморт. Уметьвидеть и передавать пропорции предметов.
Формировать чувство реалистичного изображения предметов.
Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.
Уметьвыражать свои мысли. Анализировать постановку. Уметьсоздавать картину в целом.
Композиция
гармония
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Учится анализировать ход и способ действий Коммуникативные УУД
Учется составлять составлять план действий.
1 час
4
Натюрморт в холодной гамме.
Комбинированные уроки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие композиционных знаний.
Выполнение натюрморта из 3 предметов. Соблюдение правил освещения
Работа на плоскости
Понимать, что такое натюрморт. Уметьвидеть и передавать пропорции предметов.
Формировать чувство реалистичного изображения предметов.
Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.
Уметьвыражать свои мысли. Анализировать постановку. Уметьсоздавать картину в целом.
Композиция
гармония
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Учится анализировать ход и способ действий Коммуникативные УУД
Учется составлять составлять план действий.
1 час
5
Осенний листопад
Комбинированные уроки
Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что осенью природа имеет свои особенности.
Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Работа на плоскости
Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
Раздел 2. Рисунок (6 часов)
6
Бытовой натюрморт
Комбинированные уроки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике объектов, их взаимодействию с окружающим предметами в натюрморте. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Работа на
Выполнение натюрморта в технике «штриховка»
плоскости
Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.
Использовать в работе графические материалы.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм предметов. Передавать с помощью штриха в форме разное настроение. Делать Отработка штриха при показе фактуры поверхности.
Бытовой натюрморт
штрих
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
1 час
7
Рисунок – основа изобразительной деятельности. Зарисовка с натуры отдельных растений.
Урок изучения нового материала
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами.
Работа на плоскости
Выполнение натюрморта в технике «штриховка»
Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.
Использовать в работе графические материалы.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм предметов. Передавать с помощью штриха в форме разное настроение. Делать Отработка штриха при показе фактуры поверхности.
Рисунок
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
1 час
8
Постановка натюрморта из геометрических форм (фигур) в тоне.
Комбинированные уроки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике объектов, их взаимодействию с окружающим предметами в натюрморте. Развитие наблюдательности.
Работа на плоскости
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.
Использовать в работе графические материалы.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм предметов. Передавать с помощью штриха форму предмета. Делать Отработка штриха при показе фактуры поверхности.
тон
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
9
Кошка которая охотится за звездами
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о анималистическом жанре
Работа на плоскости
Анималистка. Анатомия животных, цвет, пластика, образ жизни животных
Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Передавать с характер изображаемого объекта.
Анималистический жанр
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
10
Портрет
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любое изображение портрета имеет свои особенности.
Основы построения человеческого лица
Работа на плоскости
Осваивать умение грамотного построения лица
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
портрет
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать анализ хода и способа действий;
Коммуникативные УУД
Учится составлять план действий
1 час
11
Фигура человека
Урок изучения нового материала
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о пропорциях человека; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами .
Анатомия человека. Правила построения фигуры человека
Работа на плоскости
Работать с натурой — передавать пропорции фигуры графическими материалами (карандаш).
Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно.
Анатомия
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
1 час
Раздел 3. Композиция (6 часов)
12
Иллюстрирование мультика «Муха цокотуха»
Урок изучения нового материала
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения.
перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке .Сочинение композиции для литературного персонажа, который можно было бы использовать в сюжетной картине ( муха цокотуха купила самовар…)
Работа на плоскости
Уметь самостоятельно составлять композицию.
Учитьсяраспределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять иллюстрацию с передачей смысла.
иллюстрация
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации.
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками ;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
1час
13
Декоративное дерево
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Сочинение декоративной композиции.
Рисование дерева, которого нет в природе
Работа на плоскости
Развивать способность к коллективной работе над одной большой композицией.
Уметьпередавать линию горизонта и перспективу улицы.
Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию,
структурировать найденную информацию в нужной форме Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
14
«Ёлочные украшения» в цвете.
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Сочинение декоративной композиции.
Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать праздничное настроение с помощью цвета.
Изображать предметы грамотно соблюдая законы композиции.
Регулятивные УУД У учится осознавать того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД анализирует ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
15
« Зимний город» Гроттаж.
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Изображение пространства. Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать пространство
Изображать предметы грамотно соблюдая законы композиции.
гроттаж
Регулятивные УУД учится осознавать того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД анализирует ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
16
«Зимние забавы»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Изображение пространства. Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать настроение с помощью цветовых пятен Изображать предметы грамотно соблюдая законы композиции.
Регулятивные УУД учится осознавать того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД анализирует ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
17
«Новогоднее настроение»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Изображение пространства. Выразительные возможности композиции. Выполнение композиции.
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать настроение с помощью цветовых пятен Изображать предметы грамотно соблюдая законы композиции
Регулятивные УУД учится осознавать того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД анализирует ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
Раздел 4 . Лепка из соленого теста. (6 часов)
18
« Игрушка на елку»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
Регулятивные УУД учится осознавать того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
19
« Новогодний Сувенир»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
УУД анализирует Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану ход и способ действий;
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
1 час
20
Плоская композиция
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа на плоскости
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
1 час
21
Объемная игрушка
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа в объёме по воображению
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
22
Цветы, фрукты.
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа в объёме по воображению
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
23
Подсвечник
«Домик»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану
Работа в объёме по воображению
Развивать способность работы над декоративной композицией.
Уметьпередавать изготавливать игрушку из соленого теста Изображать расписывать игрушку с учетам выбранной тематики
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
Раздел5. Оформительские работы (4 часа)
24
Шрифт
Урок изучения нового материала
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представлений учащихся о том что такое художественный шрифт.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
25
Орнамент
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
История и виды орнамента
Работа на плоскости
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Уметьпередавать в композиции характерные черты орнамента Уметь различать виды орнаментов. Соблюдать в работе последовательность выполнения орнамента.
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Учиться работать в группе:
а) учиться планировать работу;
б) учиться распределять работу по этапам
в) понимать общую задачу выполнения работы
г) уметь выполнять различные виды орнамента
1 час
26
Плакат к празднику 8 марта
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
История и виды орнамента
Работа на плоскости
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Уметьпередавать в композиции характерные черты орнамента Уметь различать виды орнаментов. Соблюдать в работе последовательность выполнения орнамента.
плакат
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Учиться работать в группе:
а) учиться планировать работу;
б) учиться распределять работу по этапам
в) понимать общую задачу выполнения работы
г) уметь выполнять различные виды орнамента
1 час
27
Плакаты и стенгазеты
История и виды орнамента
Работа на плоскости
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Уметьпередавать в композиции характерные черты орнамента Уметь различать виды орнаментов. Соблюдать в работе последовательность выполнения орнамента.
История и виды орнамента
Работа на плоскости
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Уметьпередавать в композиции характерные черты орнамента Уметь различать виды орнаментов. Соблюдать в работе последовательность выполнения орнамента.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
1 час
Раздел 6. Декоративно- прикладное искусство (8 часов)
28
Декоративное начало в изобразительном искусстве. Иллюстрация.
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Работа на плоскости
Уметь самостоятельно составлять композицию.
Учитьсяраспределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять иллюстрацию с передачей смысла.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
1 час
29
«Вальс цветов»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Работа выполненная на плоскости Композиция выполненная в технике- аппликация.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
30
Декоративное панно « На балу»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Работа выполненная на плоскости Композиция выполненная из смешанных материалов.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
31
Нарядные декоративные вазы
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Работа в объёме по воображению Декорирование стеклянной бутылки бечевкой, шпагатом.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
32
Нарядные декоративные вазы
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке. Выполнение декоративной композиции по четкому плану.
Работа в объёме по воображению Декорирование стеклянной бутылки бечевкой, шпагатом.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
33
«Бросовый материал»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения.
перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа по подсказке .Сочинение композиции для литературного персонажа, который можно было бы использовать в сюжетной картине ( муха цокотуха купила самовар…)
Работы из бросового материала современных художников.
Бросовый материал
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
в) понимать общую задачу
г) уметь выполнять свою работу
1 час
34
Разработка и реализация проекта из бросового материала «Вторая жизнь!»
Урок комбинированный
Развитие фантазии и воображения.
перевод наблюдаемого в художественную форму.
Самостоятельная работа в поиске информации,
Работа выполненная на плоскости Композиция выполненная из смешанных материалов. Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам.
Уметьработать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
1 час
35
Защита проекта из бросового материала «Вторая жизнь!» Выставка работ.
Урок итоговый:
Защита проектов, анализ выполненных работ.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
1 час
Уровень результатов работы по программе кружка «Цветная гамма» в 5 класс :
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на художественных выставках и конкурсах внутри школьного, городского, регионального, окружного уровня, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Формы внеурочной деятельности
Занятия детских объединений художественного творчества
Через систему воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
Через формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. (реализация проекта)
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность .
Критерии по которым изучается динамика развития учащихся в кружке « Цветная гамма» в течении учебного года, характер изменения развивающей образовательной среды и взаимодействия с семьями воспитанников (динамика развития).
Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов:
опрос (анкетирование, интервью, беседа),
проективные методы,
психолого-педагогическое наблюдение (включённое и узкоспециальное) и эксперимент,
анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы).
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод изучения развития и социализации обучающихся.
Возможные виды динамики:
1. Положительная динамика— увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
2. Отсутствие (инертность) положительной динамикиподразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
3. Устойчивость (стабильность) высоких показателейна интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.
Итоговый результат внеурочной деятельности - «Портфолио»
Основное назначение портфолио – это документальные подтверждения успехов в обучении и внеурочной деятельности по интересам, которые прямо или косвенно связаны с выбранной сферой обучения или будущей профессиональной деятельностью.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе «Цветная гамма» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Планируемые результаты
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
Список литературы:
Н. И. Пьянкова «Изобразительное искусство в современной школе» М., 2006
В. Визер «Живописная грамота, система цвета в изобразительном искусстве» М., 2006
В. Визер «Живописная грамота, основы портрета» М., 2007
Л. Жорретт «Римунок» М., 2004
О. В. Иванова «Акварель: Практические советы» М., 2002
Е. А. Гурбина «Занятия по прикладному искусству» М., 2009
Н. И. Платонова «Энциклопедический словарь юного художника» М., 1983