РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Декоративно – прикладное творчество»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Декоративно – прикладное творчество»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Декоративно – прикладное творчество» »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя образовательная школа №1»
Рассмотрено
«_____» ___________2014
Руководитель МО
_________________
Ерепилова Е.А.
Согласовано
«_____» ___________2014
Заместитель директора
по УВР
_________________
Тимохина Л.А.
Утверждено
Приказ № ___
от «___» ________2014
Директор школы
__________________
Белоусова Е.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Декоративно – прикладное творчество»
1 – 4 классы
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель: Матяш Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Этим обуславливается актуальность данной программы.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающемуся возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Способы освоения содержания программы:
занимательный способ (формирование интереса к деятельности);
репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);
креативный способ (поисково-исследовательский).
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы способствовать
их систематизации;
формировать умения следовать устным инструкциям
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Реализация данной программы основана на следующих принципах:
приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей;
непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);
обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения по программе «Декоративно – прикладное творчество» обучающийся обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности.
В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:
1.Технические знания и умения:
правила техники безопасности;
требования к организации рабочего места;
использование инструментов, материалов и приспособлений;
знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)
умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.
2.Знания о средствах выразительности:
использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.
3.Композиция:
— выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки.
4.Виды художественной деятельности:
— декоративное рисование (на основе народных традиций)
выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Уровень развития мыслительной деятельности:
образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
владение понятийным аппаратом (симметрия, фактура, квилинг)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Программа курса предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:
мини-конкурсы (обсуждение работ)
выставки
викторины
самостоятельное выполнение заданий
итоговая работа
Тематический план
1 класс 33 часа
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Беседа по охране труда.
1
1
2.
Работа с бумагой и картоном
1
7
8
3.
Работа с тканью.
1
6
7
4.
Работа с бросовым материалом.
1
13
14
5.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
5
28
33
Тематический план
2-4 классы 34 часа
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Беседа по охране труда.
1
1
2.
Работа с бумагой и картоном
1
7
8
3.
Работа с тканью.
1
6
7
4.
Работа с бросовым материалом.
1
14
15
5.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
5
29
34
У
чебно - тематическое планирование
1 класс (33 часа)/ 2-4 классы – 34 часа
№
п/п
Название разделов, темы
Всего часов
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Дата
План
Факт
1
Вводное занятие.Беседа по охране труда.Из истории происхождения ножниц. Беседа.
1ч.
Знакомить с правилами поведения на занятиях, а так же правилами пользования материалами и инструментами.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
2
Работа с бумагой и картоном
1.Рассказ «Из истории бумаги».
2.Художественное моделирование из бумаги путем складывания. 3.Панно «Лесные мотивы».
4.Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
5.Изготовление карнавальных масок.
6.Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
8 ч.
Знакомить с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте.
Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.
Производить разметку бумаги способом сгибания .
Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Анализировать и сравнивать образцы.
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
3
Работа с тканью.
1.Знакомство с наперстком.
2.Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
3.Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
4.Знакомство и шитье мягкой игрушки.
5.Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
6.Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
7 ч.
Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы.
Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы.
Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ.
Декорировать изделие нитками.
Анализировать информацию.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
4
Работа с бросовым материалом.
1. Конструирование дома для сказочных героев.
2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
3.Игрушки из пластмассовых
2.Работа с пластическими материалами.
7 ч
7ч
8ч
Решать задачи на плоскостное конструирование. Составлять композиции на плоскости в заданном формате.
Наклеивать детали на основу. Анализировать информацию. Оценивать результаты выполненной работы.
Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов "Конструктор.
Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей.
Упражняться в приемах сборки изделий.
Рассматривать и анализировать образцы.
Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям.
Производить оценку выполненной работы.
Вспомнить способы изготовления птиц, животных, растений;
создавать части коллективной работы, воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении задания;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
5
Итоговое занятия
Оформление выставочных работ
3 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3. Практические методы :ролевые игры; изготовление предметов (открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии на выставки.
Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
Методы создания положительной мотивации обучаемых:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование опрогнозируемых результатах образования.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, психологические игры, кроссворды.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.
8.Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: демонстрационный комплект инструментов для квилинга, инструменты для работы по росписи болванки матрешки, индивидуальные клеенки для стола, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Приспособления: Скотч двусторонний, зажим, штемпельные подушечки, гребень с тонкими зубцами
Инструменты: ножницы с прямыми и закругленными лезвиями шило, кусачки, иголки, пинцеты, кисти (по количеству обучающихся)
Материалы: бумага, гофрированный картон, краски, калька, проволока, материал для основы (бумага, картон различной фактуры), наждачная бумага, грунтовка, лак, элементы декора.
Литература
Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. -М., 2006г. стр. 21.
Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006 г. стр. 35.
3. Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.
Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.
Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2004 .
Калинина Т.В., Юсупова И.В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 2005.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий.
1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
2
Простые формы
4 ч.
Знакомство с простыми формами киригами.
Знакомство с условными знаками, принятыми в киригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания и вырезания модели.
Изготовление простых форм в технике «киригами»
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
3
Коробочки для упаковки подарков.
5 ч.
«Кусок торта».
«Снежинка»
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
4
Художественное моделирование
6 ч.
Конструирование птиц из бумаги
Новогодняя ёлочка
Снежинки - киригами
5
Открытки
8 ч.
Оформление композиций и поздравительных открыток.
6
Архитектура
5 ч.
Трехмерное воспроизведение архитектуры, геометрические узоры и различные повседневные объекты
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
7
Итоговое занятия
Оформление выставочных работ
3 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;