Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по технологии, авторской программы «Технология»: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.,«Вентана-Граф», учебника «Технология. 8 класс «: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина., В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по технологии, авторской программы «Технология»: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.,«Вентана-Граф», учебника «Технология. 8 класс «: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующей цели и задач:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного предмета "Технология" независимо от раздела учащиеся должны:
знать/уметь основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство при меняемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенныe знания и умения в практической деятельности и повседневнoй жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
3. Содержание учебного предмета
Вводное занятие (1 ч)
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе.
Технология ведения дома (15 ч)
Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда.Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения расходов.
Технология ремонта и отделки жилых помещений
Теоретические сведения. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.
Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений. Оформление приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. Применение основных инструментов для ремонтно-отделочных работ.
Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Подготовка поверхностей помещения к отделке. Нанесение на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев и пленок.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
Уход за различными видами половых покрытий. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой.
Санитарно технические работы
Теоретические сведения. Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.
Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Животноводство (8 часов)
Теоретические сведения. Биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона. Уход и содержание животных. Наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их прифилактики.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (8 часов)
Теоретические сведения. Методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов. Простейшие приемы плетения. Ажурное плетение.
Создание изделий из текстильного и поделочных материалов (8 часов)
Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории. Сырьё, материалы и приспособления. ТБ. Использование ИКТ в технологическом процессе Технология и отработка техники выполнения изделия. Требования, предъявляемые к готовому изделию. ТБ Подготовка поверхности, грунтовка, сушка изделия. Заготовка фрагментов салфетки, закрепление на изделии . Покрытие лаком готового изделия. Уход за изделиями в процессе эксплуатации
Классификация химических волокон. Способы получения. Промышленное значение при изготовлении тканей. Свойства синтетических волокон. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины ткани
Электротехнические работы (14 часов)
Теоретические сведения. Назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту. Виды освещения. Виды соединения проводов. Монтаж электрической цепи.
Проектная деятельность (14 часов)
Основные теоретические сведения.
Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве- выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Технологии выращивания основных видов сельскохозяйственных растений своего региона. Правила расчета основных экономических показателей в растениеводстве.
Практические работы.
Сбор информации об урожайности основных сельскохозяйственных культур в ЛПХ своего села. Оценка эффективности производства основных видов растениеводческой продукции в ЛПХ. Анализ проблем. Выбор и обоснование темы проекта по повышению культуры растениеводства в ЛПХ (распространение новых сортов). Составление плана выполнения проекта.
4.Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Раздел программы
Тема урока
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности
п/п
в теме
по плану
факт.
1
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
Технология ведения дома (15 часов)
2
1
Семейная экономика. Семья как экономическая ячейка общества.
1
Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности членов семьи. Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава. Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
3-4
2-3
Предпринимательство в семье.
2
5-6
4-5
Потребности семьи.
2
7-8
6-7
Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрих код
2
9-10
8-9
Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.
2
11-12
10-11
Расходы на питание.
2
13-14
12-13
Сбережения. Личный бюджет.
2
15-16
14-15
Экономика приусадебного (дачного) участка.
2
Животноводство (8 часов)
17-18
1-2
Биологические и хозяйственные особенности кроликов. Ведущие породы.
2
Изучать биологические особенности и хозяйственная ценность свиней. Основные породы свиней. Производительность труда.
Работа с журналами, в сети Интернет
Технология разведения поросят.
Изучать ведущие породы кроликов и уход за ними.
19-20
3-4
Уход за кроликами. Правила составления рационов (по образцам)
2
21-22
5-6
Биологические особенности и хозяйственная ценность свиней. Основные породы.
2
23-24
7-8
Уход за поросятами. Расчет суточных приростов массы.
2
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (8 часов)
25-26
1-2
История плетения из ивы. Материалы и инструменты. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Заготовка материала и очистка ивового прута.
2
Изучать способы пригодности ивы для плетения, наиболее известные в плетении виды ивы.
Составлять требования предъявляемые к лозе как сырью.
27-28
3-4
Простейшие приемы плетения. Выполнение заданий по изготовлению образцов плетения из ивы.
Создание изделия из текстильного и поделочных материалов. (8 часов)
33-34
1-2
Природа творчества. Художественное творчество. Выбор материалов и инструментов и приспособлений для вышивки гладью.
2
Составлять коллекции тканей из натуральных волокон животного происхождения.
Оформлять результаты исследований. Изучать свойства шерстяных и шёлковых тканей.
Определять сырьевой состав тканей. Находить и представлять информацию о шёлкоткачестве.
Оформлять результаты исследований
Изучать историю и современность народных художественных промыслов
35-36
3-4
Художественная вышивка гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки.
2
37-38
5-6
История и современность народных художественных промыслов. Выполнения элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья.
2
39-40
7-8
Технология вышивания натюрморта и пейзажа.
2
Электротехнические работы (14 часов)
41-42
1-2
Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Электрический ток и его использование.
2
Изучать потребность в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Находить и представлять информацию о видах и функциях климатических приборов.
Подбирать современную бытовую технику с учётом потребностей и доходов семьи
Изучать потребность в бытовых электроприборах. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
43-44
3-4
Принципиальные и монтажные электрические схемы.
2
45-46
5-6
Правила безопасности на уроках электротехнологии. Организация рабочего места для электротехнических работ.
2
47-48
7-8
Электрические провода. Виды соединения проводов. Устройство электрического паяльника.
2
49-50
9-10
Монтаж электрической цепи.
2
51-52
11-12
Электромагниты и их применение.
2
53-54
13-14
Электороосветительные приборы. Лампа накаливания. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение.
2
Проектная деятельность (14 часов)
55-56
1-2
Творческие проекты. Проектирование изделий.
2
Определять цель и задачи проектной деятельности.
Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу.
Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
57-58
3-4
Дизайн – спецификация и дизайн – анализ проектируемого изделия.
2
59-60
5-6
Алгоритм проектной деятельности. Разработка чертежа изделия.
2
61-62
7-8
Изготовление изделия по проекту.
2
63-64
9-10
Изготовление изделия по проекту.
2
65-66
11-12
Экономические расчеты. Затраты на материалы. Отделка. Изготовление изделия по проекту.