kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4»

Урок русского языка,7 класс

Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь

Тема. Рассуждение и его виды

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову.

Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, О.В. Загоровская, учебные тексты, карта-информатор, учебники по физике и географии.

Тип урока развития речи: изучение нового материала.

Методы и приемы работы: ), работа в группах, работа по таблице и памятке, работа с книгой, творческое моделирование, метод незаконченного предложения, построение ассоциативного ряда.

Ход урока:

  1. Организация класса



  1. Актуализация опорных знаний

  1. Прием незаконченного предложения.

Группа 1

Текст – это…

Текст раскрывает…

Группа 2

Тексты бывают…

Текст-повествование отвечает на вопрос.. и состоит..

Группа 3

Текст-описание отвечает на вопрос… и состоит…

Текст-рассуждение отвечает на вопрос.. и состоит..


ІІІ. Определение темы, цели и задач урока

1.Ассоциативный ряд

Воспитанность – (интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого)

  1. Работа с текстом

  • Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность». Какими бы словами с текста пополнили этот ассоциативный ряд?

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились.

Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

  • Докажите, что это текст-рассуждение. Назовите его структурные части.

  1. Объявление темы и цели урока (слово учителя).

М.В. Ломоносов, русский писатель, ученый, общественный деятель, отмечал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Высказывается человек с разной целью, использует разные типы речи и соответствующие языковые средства. Сегодняшний урок расширит ваше представление об особенностях построения текста-рассуждения. Вы научитесь анализировать тексты-рассуждения, создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.


IV. Изучение нового материала

  1. Работа с таблицей (самостоятельная работа в группах)

Задание 1

Изучить таблицу и подготовить устные ответы на вопросы:

Чем отличается рассуждение-доказательство от рассуждения-объяснения? В каких случаях используется объяснение, а в каких доказательство?

Задание 2

Дополнить таблицу, изучив информацию на стр. 98.

Виды текстов-рассуждений

Вид рассуждения

Общие вопросы к тексту

Цель рассуждения

Структура рассуждения

Рассуждение-доказательство

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Доказательство какого-либо положения

  1. Тезис.

  2. Доказательства с примерами.

  3. Вывод.

Рассуждение -объяснение

Почему?

Толкование понятия, объяснение явления

І.Тезис (утверждение, указание на факт).

ІІ.Объяснение-комментарий.

ІІІ.Вывод

(не обязателен).

Рассуждение-размышление







Обобщение учителя.

Рассуждение начинается с утверждения, то есть тезиса. Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. 

А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части:

  • тезис (утверждение, которое нужно доказать);

  • доказательство (объяснения, доводы);

  • вывод (как и в любом сочинении). 

  1. Работа с учебной книгой.

Зачитать фрагмент рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения:

Группа 1 – с учебника по географии

Группа 2– с учебника по физике

Группа 3 – с учебника по русскому языку

  1. Самостоятельная работа

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение разного вида. 

Составить таблицу, используя информацию с учебника (§ 26)

Средства связи в разных видах текстов-рассуждений

В рассуждении-доказательстве

В рассуждении-

объяснении

В рассуждении-

размышлении






  1. Закрепление изученного материала

  1. Анализ текста (упр. 190)

Группа 1

Помогает ли название текста понять авторский замысел?

Что необходимо, чтобы музыка стала настоящим, живым искусством?

Группа 2

К какому виду рассуждения относится текст? Свое мнение обоснуйте.

Группа 3

Составить композиционную схему текста. Назвать средства связи предложений и частей текста.

  1. Творческая работа.

Используя материалы таблиц, памятки, справки, составить небольшое устное сочинение-рассуждение на предложенную тему.

Группа 1

Нужно ли учиться общению?

Группа 2

Милосердие и добродетель – верный путь к счастью

Группа 3

За природу в ответе каждый

V. Итог урока

1.Рефлексия.

Какой теоретический материал я усвоил (ла)?

Продуктивной ли была моя работа на уроке?

2.«Приём «Чистая доска».

  • Какова основная задача текста-рассуждения?

  • Какова структура текста-рассуждения?

  • Какие слова-помощники нужно использовать при создании текста-рассуждения?

VІ. Домашнее задание

§ 26

Письменное задание на выбор:

  • записать рассуждение, которое вы устно составляли на уроке;

  • найти и выписать из любого текста (учебника, журнала, газеты, книги) ту часть, в которой объясняется какое-либо явление, например, выпадение града и др.;

  • упр. 193 (1), стр. 98.






Карта-информатор


Текст–рассуждение – это такой тип речи, в котором исследуется предмет или явление, раскрываются его внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Структура текста-рассуждения

Тезис

(основная мысль)

Почему?

Доказательства

(аргументы)

а)…

б)…

Что с этого выходит?


Вывод

Потому что

Поэтому, таким образом







Памятка

Как работать над сочинением-рассуждением

1.Определите тему и основную мысль рассуждения, адресата своего высказывания.

2.Кратко и четко сформулируйте основной тезис рассуждения.

3.Продумайте основное содержание текста: подберите основные доказательства (факты из жизни, собственных наблюдений, литературы и др.), определите последовательность их изложения. (О чём лучше написать вначале? О чём – потом? О чём – в последнюю очередь?)

4.Подберите слова, соединяющие первые две части рассуждения (потому что, так как, оттого, что и др.).

5.Сделайте соответствующие выводы. Используйте для связи этих частей слова поэтому, следовательно, итак, таким образом.

6.Составьте сложный план сочинения.


Справка

  1. Нужно ли учиться общению? Я думаю, что не только нужно, но и необходимо. Почему? правда..

  2. Милосердие и добродетель. Как определить значение этих слов в толковом словаре? Неужели правда, что это путь к счастью? Думаю, что это так. Приведу пример, чтобы было понятно мое утверждение.

  3. «Берегите природу!» Мы привыкли читать и слушать такие призывы. Но кто же конкретно должен беречь ее? И от кого? От нас самих?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4

Автор: Харабарь Раиса Андреевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства