Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Учитель: Фаустова Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №45 г.Белгорода»
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова , Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2012 год
4. Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.
5.Цели урока:
- Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
6.Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* раздаточный материал;
* сигнальные карточки
* учебники, тетради.
7. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка.
Постановка учебной задачи
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.
Прочитайте записанные на доске слова:
Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия)
А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).
(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.
Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.
Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения.
Разбирать разберу
Отпирать отпереть
Задирать задеру
Вытирать вытереть
Замирать замереть
Блистать блестеть
Расстилать расстелить
Выжигать выжег
Построение проекта выхода из затруднения
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)
Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации
Составляют план достижения цели и определяют средства
Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.
На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление.
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, моделирование, смысловое чтение; логические – подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров
Координирует работу в группах
Работа в группах.
Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.
Назовите опознавательный признак орфограммы.
Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.
Первичное закрепление
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция. Оценка действий партнера
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
Работа в группах
Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Работа в группах
2 группы составляют алгоритм.
- Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.
- Вспомнить корни с чередованием и их значения.
- Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
- Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.
2 группы составляют схему
1 группа составляет таблицу.
Первичное закрепление.
1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.
а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка
б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.
в) выполнение онлай теста в
http://school-assistant.ru/(по желанию)
Физкультминутка
Личностные: смыслообразование; регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, оценка действий партнеров
Организует деятельность по проведению физкультминутки
1 ученик проводит физкультминутку, подготовленную самостоятельно
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Организует деятельность по применению новых знаний
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.
Самостоятельная работа.
- Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
- Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)
- Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)
- Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)
- Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит , ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)
- Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)
- Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)
самопроверка по эталону
Подведение итогов
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание
Организует деятельность по формулировке выводов
Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и, а при каком – е?
Формулируют выводы
Инструктаж домашнего задания
Личностные: смыслообразование; регулятивные: волевая саморегуляция
- Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»
- Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.
Запись в дневники
Рефлексия
Личностные: смыслообразование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия
Организует рефлексию
Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…
Самым интересным для меня было …, потому что…
Я бы еще хотел узнать о …, потому что…
Или составляют синквейн по теме «Урок».