Тема урока: « Словари».
Цели:
o обобщить и систематизировать знания о словарях (уметьнаходить определенную информацию в словарях роль в речи);
o совершенствовать навыки грамматического разбора предложения
развитие умения самостоятельно добывать необходимую информацию;
o способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
o способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
o содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
- Оборудование: В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;
- В. П. Жуков, А. В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»;
- А. П. Евгеньева. «Словарь синонимов».
- учебник;
Технологическая карта урока:
Этап урока, время
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Цель этапа
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)
I. Оргмомент
Слово учителя. Приветствие.
Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.
Ребята! Недавно мы с вами писали изложение о В. И. Дале, создателе «Толкового словаря живого великорусского языка»,
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности
1.Беседа с классом.
Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне
. Ребята, а в каких ещё словарях мы можем узнать толкование лексического значения слова? (Например, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Словарь Синонимов».)
Дайте определение фразеологизмам. (Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)
Ребята, найдите в предложениях, записанных на доске, фразеологические обороты и подчеркните их. Объясните значение фразеологических оборотов с помощью словаря.
1. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу (в двух словах - коротко и просто
2. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до вечера (не разгибая спины - с большим усердием )
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урока
Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Объявление темы и целей урока
Ребята! Вы,наверное,догадались и назовете тему урока
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о словарях
Формулируют тему урока.
Фиксируют возникшее затруднение.
Отвечают на вопросы,
строят понятные для
партнера
высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод
П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
III.Актуализация
и пробное учебное действие
Работа в тетрадях
Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Ученики открывают тетради, записывают число, тему урока.
1. Синтаксическая работа (ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения).
мест. глагол фразеологический оборот предл. сущ.
Они трудились не разгибая спины до вечера. (Повеств., невоскл, простое, распр.)
Пытаются формулировать ответ
Называют словари (толковый, этимологический, словарь синонимов)
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
IV. Творческая практическая деятельность
игра
Определение роли фразеологизмов
. 2. Замените описание кратким образным фразеологизмом.
1) Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим? (Редко, да метко.)
2) Дядя Коля умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить умеет, и ремонт в квартире сделает. Как можно назвать дядю Колю? (Мастер на все руки.)
3. Дайте определение синонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-синонимы и запишите их.
1) Усердно, прилежно трудиться (не покладая рук, засучив рукава, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица).
2) Все без исключения (все как один, как один человек, от мала до велика, и стар с млад).
3) Мгновенно (в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть).
4. Дайте определение антонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-антонимы и запишите их.
1) Приносить пользу – наносить вред.
2) Не давать покоя – оставлять в покое.
3) Набраться сил – выбиться из сил.
4) Выйти из себя – взять себя в руки.
5) Набраться терпения – потерять терпение.
Вывод:
Выписывают фразеологизмы
Дают ответы, пытаются дать правильный ответ по разным признакам.
П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
V.
1.Тренировочное упражнение
Формулирование правила.
Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант
II вариант
аккорд
гаммы
2. Выпишите из словаря по одному слову:
I вариант
II вариант
заимствованное
диалектное
устаревшее
профессиональное
3. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
Взаимопроверка.
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
Систематизация знаний
Учебник стр.77
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- Объясните, по каким признакам мы представлям слова в словарях
а) словари синонимов
г) словари антонимов
д) словари иностранных слов
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
3.Работа в учебнике стр.78
Составление однокоренных слов с корнем –общ-
.
VII. Домашнее задание
1.Кто хочет, может написать словарную статью
К «новым» словам напишите 2-3 такие статьи
2.Составить кроссворд по теме «Лексика».
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта)
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).