Урок по предмету «Русский язык. (Обучению грамоте)» для учащихся 1-х классов общеобразовательных школ букварного периода. Даная разработка урока поможет учителям в проведении занятия по нахождению и распознаванию детьми звука [ж] в словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звук [ ж ]. Обозначение его буквами Ж, ж.»
Ключко Клавдия Николаевна,
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа 52 г.Донецка»
ТЕМА. Звук [ ж ]. Обозначение его буквами Ж, ж.
Аннотация.
Урок по предмету «Русский язык. (Обучению грамоте)» для учащихся 1-х классов общеобразовательных школ букварного периода. Даная разработка урока поможет учителям в проведении занятия по нахождению и распознаванию детьми звука [ж] в словах.
ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком [ж] и его особенностями, познакомить с буквами Ж, ж; учиться читать слоги и слова с буквой ж; работать над нормами орфоэпического произношения; расширять словарный запас учащихся; развивать воображение и устную речь; прививать любовь к чтению, чувство внимательного отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
рисунок луга с клеящимися к нему цветами;
рисунок жука;
табличка с буквой Ж;
"Город букв";
слоговая таблица;
рисунок домика;
таблички со словами;
рисунок парохода.
ТИП УРОКА: нестандартный урок (урок-путешествие).
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Ребята, на сегодняшнем уроке обучения грамоте у нас присутствуют гости. Давайте повернемся к ним, подарим наши улыбки и поздороваемся. Начнем нашу работу с того, что умоемся струями волшебного фонтана (дети подставляют ладошки, делая вид, что умываются). Пусть он сделает нас добрее, внимательнее друг к другу на сегодняшнем уроке. Какие воспитанные дети учатся у меня в классе!
Объявление темы и целей урока.
Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам закрыть глазки и немного помечтать. Мы отправляемся в летнюю пору, на цветущий луг для проведения урока (звучит музыка, дети закрывают глаза, учитель вывешивает картинку луга без цветов). Силой мысли мы очутились на лугу - только он совсем не цветущий. Украсить его цветами предстоит нам: каждое правильно выполненное задание на уроке поможет распуститься на лугу цветку. А работы предстоит много.
-Мы повторим изученную на прошлом уроке букву.
-Выучим новую букву.
- Потренируемся в чтении слов с новой буквой.
Актуализация опорных знаний:
Фронтальная беседа:
Вспомните, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Какой звук она обозначает?
Что вы знаете об этом звуке?
Проведение игры" Волшебный домик".
Давайте прочитаем слоги с изученной буквой (дети читают слоги со слоговых таблиц хором и индивидуально).
Игра " От рассвета до заката"
Слоги читаете вы правильно. Проверим, как сможете прочитать слова с этой буквой (дети читают слова с табличек индивидуально , разделяя слова на слоги, определяя ударение).
4. Фронтальная беседа:
Какое буквосочетание образует эта буква с буквой и?
Что знаем о правописании этого буквосочетания?
Итог:Молодцы! Хорошо запомнили букву ш. Действительно, она обозначает звук [ш], всегда твердый согласный. Буквосочетание -ши- всегда пишется с буквой и. После наших хороших ответов на лугу распускается цветок (учитель прикрепляет цветок к лугу).
Изучение нового материала.
Знакомство со звуком [ж].
Беседа. Давайте присмотримся к нашему лугу, кого мы можем увидеть на лугу? Вы слышите, раздается жужжание... И мы встречаем... А кого мы встречаем, узнаете, отгадав загадку:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
Кто же это? ( Жук).
(вывешиваю рисунок жука)
*Звуко-слоговой анализ слова жук:
Составьте звуковую цепочку слова жук.
Сколько в слове слогов? Почему? Каким правилом воспользовались?
Произнесите первый звук. Дайте его характеристику.
Произнесите второй звук, дайте его характеристику.
Произнесите третий звук, дайте его характеристику.
Давайте заменим звуки изученными буквами.
Еще раз хором произнесем первый звук. Какой буквой его обозначим?
Как вы считаете, где она будет жить? (Поселим ее на улице Согласных, в переулке Звонких согласных). Эта буква крепко дружит с глухой буквой ш. Эти две буквы образуют неразлучную пару по звонкости и глухости ж-ш. Таких пар будет ровно шесть. Сегодня мы познакомились с первой парой.
Чистоговорки:
Потренируемся в произношении звука [ж ].
Жи-жи-жи - здесь живут ужи.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Работа над скороговоркой:
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Итог: Что это за буква? Какой звук обозначает буква ж? Какой это звук? Где живет в "Городе букв" буква ж? С кем она дружит? Наши хорошие ответы помогли распуститься новому цветку.
Физминутка
Закрепление материала.
Букву выучили. Давайте научимся читать слоги с буквой ж.
Игра "Пароход" (чтение хором и индивидуально).
Работа с учебником.
Чтение слогов парами:
«чтение слов с раскрытием лексического значения (поясняет значение слов мальчик Знай-ка - заранее подготовленный ученик).
Жасмин - садовый кустарник с резким душистым запахом.
Журналист - человек, пишущий для газет и журналов сообщения. Это профессия.
Жатва - время уборки хлебных культур.
Жаворонок- певчая птица.
Работа над текстом (включается запись пения птиц).
Послушайте песню жаворонка. Она привела к нам на луг гостей.
*Работа с иллюстрацией.
Кого мы видим на рисунке?
Что делают дети?
В какую игру играют дети?
Кто водит?
В какие игры вы любите играть?
Чтение текста "цепочкой", хором, эстафетой. Озаглавьте текст. Прочитайте только восклицательные предложения.
Беседа по содержанию:
- Где играли дети?
- В какую игру они играли?
-Кто водит?
-Что можно сказать о взаимоотношениях детей, играющих на лугу?
- Почему вы так решили?
- Как мы должны относиться друг к другу?
*Игра "Телевизор".
Итог:Подведем итоги работы с учебником. Научились читать слоги, слова с буквой ж. Пополнили свой словарный запас. Благодаря нашим ответам на лугу распустился новый цветочек.
ФИЗМИНУТКА
Посмотрите, как преобразился наш луг. Давайте представим, что мы сидим среди душистого разнотравья. Назовите животных, в названии которых есть звук ж. Вы слышите, кто-то разговаривает... Это хочет нам рассказать свою историю черный жук.
ИСТОРИЯ ЖУКА
Большой черный жук устроил себе уютное жилище в старом пне. У него получилась отличная квартирка. Вскоре он встретил жучиху, и у них появились семь малышей. Однажды, когда жук нес домой маленький зеленый листочек к ужину, его увидели два мальчика. Жук им очень понравился, и они решили забрать его домой. Они поймали жука и посадили в коробку. Дома, рассматривая жука, мальчики увидели, что жук был очень обеспокоенный, он изо всех сил пытался найти выход из картонного плена. Друзья решили отнести жука в школу и показать детям и учителю. Принеся жука в школу, они рассказали всю историю, начиная в того момента, как они увидели жука, куда-то спешащего. Самая маленькая девочка спросила: "Кому же он нес зеленый листочек?" Призадумались дети. Учительница предложила отнести жука туда, где нашли его ребята. Так и сделали. Жук, увидев старый пень, страшно обрадовался и поспешил к своей семье. Маленькая девочка сказала: "Наверное, он сейчас будет рассказывать, как чудом спасся из рук великанов". В действительности, так оно и было. Возвратившись в школу, дети стали рисовать в альбомах жуков. А самая маленькая девочка нарисовала жука-маму, жука-папу и семь маленьких жучат.
Понравилась ли вам история?Смог бы жук прожить в неволе?
Что случилось бы с его семьей, если бы он не вернулся?
Чем маленькая девочка отличалась от других?
Как нужно относиться к окружающей нас природе?
Кто нуждается в нашей помощи?
VI .Итог урока.
Посмотрите, как преобразился наш луг.
Ядумаю, что со своей задачей мы справились: луг оживили цветами.
-С какой буквой познакомились?
-Какой звук она обозначает?
-Дайте ему характеристику.
-С кем дружит буква ж, образуя пару по звонкости и глухости?