kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с понятием сложные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект урока по русскому языку по теме "Знакомство с понятием "сложные слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с понятием сложные слова.»

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».




Тип урока: освоение новых знаний.



Форма урока: урок – исследование.


Дидактическая цель: Создать условие для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.



Цели по содержанию:

образовательная:

- способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;

развивающая:

- развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.



Методы обучения:

- Метод проблемного изложения.

- По источнику информации:

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные.

-По уровню познавательной деятельности:

  • частично-поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные.



Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная (постоянного и сменного состава), групповая.



Средства: Учебник “Русский язык” 3 класс. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Оборудование:

  • маркеры;

Демонстрационный материал:

  • карточки со словами для первичного закрепления.

Карточки для индивидуальной работы:

  • группа слов для первичного закрепления;

  • задания и планы работы для групповой работы.

ТСО: проектор, ноутбук, презентация.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

1-2 минуты

    1. - Ребята, у меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что мы встречаемся с вами впервые, но я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, мы доставим нашим гостям и себе минуты радости от общения и будем гордиться нашими успехами на уроке.


– Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках ?


- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? (Кто часто им пользуется?)



- Какими должны быть исследователи?






-А лупа будет нам постоянно об этом напоминать.


-Итак, уважаемые мои исследователи, начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.


- Но нашим гостям также будет предложено исследовательское задание, они должны будут внимательно наблюдать за нашей работой и подобрать слова, которые характеризуют исследователей по нашей новой теме урока.


Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.




Дети отвечают на вопросы:

-Лупа.


-Мы будем исследователями.


-Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными.

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте

Коммуникативные:

Вступление в диалог с учителем.

2.Актуализация знаний.






Возникновение проблемной ситуации.



Фиксация затруднения.



А теперь первое испытание.

Сейчас будем работать в парах. ( Даны слова: стриж, грачи, дрозд, сова, вертишейка).

- Прочитайте слова.

- Назовите данную группу одним словом.

- Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.


Найдите в каждом слове корень.

- Вы справились с работой достаточно быстро, но вот 1 слово вызывает у меня сомнения. Вы разобрали слово


ВЕРТИШЕЙКА так, а некоторые ребята

разобрали это же слово так: ВЕРТИШЕЙКА вот так.

- Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?

- Где возникло затруднение?

- А почему оно возникло? (мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)




Читают слова

-Птицы.

Выделяют корни.

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

Регулятивные:

управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


3.Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?

- Где возникло затруднение?

- А почему оно возникло? (мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались).


Что мы должны сделать, чтобы разрешить нашу проблему?

Шаги к успеху.

1.Познакомиться с названием этих слов.

2.Вспомнить правило нахождения корня в словах.

3.Научиться выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.


Отвечают на вопросы.



Выстраивают план выхода из затруднения.

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы.


4. «Открытие» детьми нового знания.

Шаг 1.

На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.


- Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части?

Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Шаг 2: Как найти в слове корень?

Давайте вспомним алгоритм нахождения корня в слове.

1.Думаю над значением слова.

2.Подбираю однокоренные слова.

3.Выделяю общую часть.


Шаг 3: Научиться выделять корни в сложных словах.

Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА.

-Давайте вернёмся к слову ВЕРТИШЕЙКА. Как вы думаете, почему её так назвали?

На слайде картинка с изображением птицы. Рассказ о вертишейке.

- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. Если возникает опасность, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

На слайде появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТИТ, ШЕЙКА

- Из каких слов составили слово вертишейка?

- Какой корень в слове ВЕРТИТ? Подберите однокоренные слова. (Слайд )

- Какой корень в слове ШЕЙКА? Подберите однокоренные слова. (Слайд )

- ВЫВОД:

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями?


Каких пунктов не хватает теперь в нашем плане?

Новый алгоритм:

1.Думаю над значением слова.

2.Подбираю однокоренные слова к первому слову.

3.Выделяю общую часть.

4.Подбираю однокоренные слова ко второму слову.

5.Выделяю общую часть.


-Скажите, а достаточно ли нам записать рядом два корня, чтобы получились сложные слова?

-Как их назовём, если они соединяют два корня?




-Сложение.


-Сложные.



-Сложные слова.




Дети вспоминают алгоритм.




Дети высказывают предположения.























-Нужны гласные.


-Соединительные гласные.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

осознание значимости отобранного материала.


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач


Физминутка

Гимнастика для глаз.

Покажите, как вертит шеей ВЕРТИШЕЙКА.




5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Есть еще такая птица БУРЕВЕСТНИК

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что буревестники приносят весть о приближении бури. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.

- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК.

- Спишите, слово, выделите корни. Подчеркните соединительные гласные.

- Кто справился с заданием?

- Как вы рассуждали? .

- А как вы думаете, носороги летают? (нет)

- Есть такая птичка НОСОРОГ! Догадайтесь, почему ее так назвали?

- Спишите, выделите корни. Подчеркните соединительные гласные. Кто готов прокомментировать?

Почему птицу так назвали (МУХОЛОВКА– ловит мух)

- Догадайтесь, как зовут эту птичку? (ЧЕРНОГОЛОВКА)

- А эту? (ШИЛОКЛЮВКА).


-Какие соединительные гласные встретились?

-Как выбрать правильную соединительную гласную? Понаблюдаем. (По эти же словам - названиям птиц)







Дети записывают слова, находят в них корни, вспоминая эталон, подчёркивают соединительную гласную.





-О, Е, И.


-Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем О, если на мягкий- то Е или И.

ЛР: уметь оценивать результат работы.

МПР: контролировать действия в процессе выполнения задания.

ПР: находить однокоренные слова, уметь находить и выделять корень в однокоренных словах, сложных словах.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Как вы думаете, сложные слова есть только в названиях птиц?

В русском языке очень много сложных слов.


- Посмотрите на экран. Попробуйте, самостоятельно сформулировать задание.

  • Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, камнепад, дружба, трубочист, знания, пешеход..


-Нет.

Дети самостоятельно формулируют задание ( Выписать сложные слова, выделить в них корни)

ЛР: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план, осознание значимости умения решать учебную задачу


7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.















































Задания для групп.



Группа №1.

Вам даны пазлы.

Задание:

  1. Соберите картину из пазлов.

  2. Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.

  3. Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. На картине изображены предметы:

__________________,

_________________,

__________________.

3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.

Слова: пчеловод, рыболов, водолаз.





Группа №2.

Вам даны «точечные» рисунки.

Задание:

  1. Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:

    • лист № 1 – синим маркером;

    • лист № 2 – красным маркером;

    • лист № 3 – зелёным маркером.

  2. Назовите предметы, которые у вас получились.

  3. Устно приготовьте отчёт по плану.

Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

План отчёта группы №2.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.

2. На картинке изображены предметы.

Это (прочитать слова):

__________________,

__________________,

__________________.

  1. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.



Группа №3.

Вам даны карточки с корнями слов.

Задание:

  1. Составьте сложные слова с данными корнями.

  2. Назовите слова, которые у вас получились.

  3. Устно приготовьте отчёт по плану.

Карточки с корнями слов:

-нос-

-пряд-

-шелк-

-нос-

-утк-

-рог-

План отчёта группы №3.

1. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, шелкопряд, утконос.


Дети выполняют задания в группах, предоставляют результаты своей работы классу.

ПР (общеучебные): осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее



Коммуникативные: умение слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

согласованность при работе в парах;




8.Рефлексия деятельности.

-Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-На подносе у меня разные оценки, выбери ту, которую ты поставил бы себе за урок и объясни почему.

-Где можно применить новое знание? (Можно придумывать новые слова)

Высказывают своё мнение, отношение к уроку

ЛР: уметь оценивать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

9.Домашнее задание.

- Ребята! Я вам предлагаю сделать замечательную «книжку-раскладушку» сложных слов с рисунками. Дома вы должны выбрать одно сложное слово, нарисовать картинку к нему, найти значение слова в словаре и выписать. А затем с учителем составить книжку.

Задание по желанию: придумать свои новые сложные слова.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с понятием сложные слова.

Автор: Клещевникова Татьяна Вячеславовна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Знакомство с понятием "сложные слова" в русском языке "
    ["seo_title"] => string(57) "znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "102831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402554566"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav3klassiepotiemieznakomstvosnovymponiatiiemslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "260998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449057164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Знакомство с понятием "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(39) "znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420567557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "«Знакомство с понятием  сложное слово» Конспект урока по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(74) "znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnoie-slovo-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "135415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416919207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства