Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности 1-2 минуты | - Ребята, у меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что мы встречаемся с вами впервые, но я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, мы доставим нашим гостям и себе минуты радости от общения и будем гордиться нашими успехами на уроке. – Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках ? - Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? (Кто часто им пользуется?) - Какими должны быть исследователи? -А лупа будет нам постоянно об этом напоминать. -Итак, уважаемые мои исследователи, начинаем наше первое исследование – открытие нового знания. - Но нашим гостям также будет предложено исследовательское задание, они должны будут внимательно наблюдать за нашей работой и подобрать слова, которые характеризуют исследователей по нашей новой теме урока. | Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Дети отвечают на вопросы: -Лупа. -Мы будем исследователями. -Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными. | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте Коммуникативные: Вступление в диалог с учителем. |
2.Актуализация знаний. Возникновение проблемной ситуации. Фиксация затруднения. | А теперь первое испытание. Сейчас будем работать в парах. ( Даны слова: стриж, грачи, дрозд, сова, вертишейка). - Прочитайте слова. - Назовите данную группу одним словом. - Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике. Найдите в каждом слове корень. - Вы справились с работой достаточно быстро, но вот 1 слово вызывает у меня сомнения. Вы разобрали слово ВЕРТИШЕЙКА так, а некоторые ребята разобрали это же слово так: ВЕРТИШЕЙКА вот так. - Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный? - Где возникло затруднение? - А почему оно возникло? (мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались) | Читают слова -Птицы. Выделяют корни. | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества. |
3.Постановка учебной задачи. Обсуждение затруднений. Построение проекта выхода из затруднения. | - Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный? - Где возникло затруднение? - А почему оно возникло? (мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались). Что мы должны сделать, чтобы разрешить нашу проблему? Шаги к успеху. 1.Познакомиться с названием этих слов. 2.Вспомнить правило нахождения корня в словах. 3.Научиться выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма. | Отвечают на вопросы. Выстраивают план выхода из затруднения. | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. |
4. «Открытие» детьми нового знания. | Шаг 1. На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас. - Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать? - Кто может сформулировать тему нашего урока? Шаг 2: Как найти в слове корень? Давайте вспомним алгоритм нахождения корня в слове. 1.Думаю над значением слова. 2.Подбираю однокоренные слова. 3.Выделяю общую часть. Шаг 3: Научиться выделять корни в сложных словах. Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. -Давайте вернёмся к слову ВЕРТИШЕЙКА. Как вы думаете, почему её так назвали? На слайде картинка с изображением птицы. Рассказ о вертишейке. - Вертишейка вьёт гнездо в дупле. Если возникает опасность, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй. На слайде появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТИТ, ШЕЙКА - Из каких слов составили слово вертишейка? - Какой корень в слове ВЕРТИТ? Подберите однокоренные слова. (Слайд ) - Какой корень в слове ШЕЙКА? Подберите однокоренные слова. (Слайд ) - ВЫВОД: Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями? Каких пунктов не хватает теперь в нашем плане? Новый алгоритм: 1.Думаю над значением слова. 2.Подбираю однокоренные слова к первому слову. 3.Выделяю общую часть. 4.Подбираю однокоренные слова ко второму слову. 5.Выделяю общую часть. -Скажите, а достаточно ли нам записать рядом два корня, чтобы получились сложные слова? -Как их назовём, если они соединяют два корня? | -Сложение. -Сложные. -Сложные слова. Дети вспоминают алгоритм. Дети высказывают предположения. -Нужны гласные. -Соединительные гласные. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: осознание значимости отобранного материала. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач |
Физминутка | Гимнастика для глаз. Покажите, как вертит шеей ВЕРТИШЕЙКА. | | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Есть еще такая птица БУРЕВЕСТНИК Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что буревестники приносят весть о приближении бури. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником. - Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК. - Спишите, слово, выделите корни. Подчеркните соединительные гласные. - Кто справился с заданием? - Как вы рассуждали? . - А как вы думаете, носороги летают? (нет) - Есть такая птичка НОСОРОГ! Догадайтесь, почему ее так назвали? - Спишите, выделите корни. Подчеркните соединительные гласные. Кто готов прокомментировать? Почему птицу так назвали (МУХОЛОВКА– ловит мух) - Догадайтесь, как зовут эту птичку? (ЧЕРНОГОЛОВКА) - А эту? (ШИЛОКЛЮВКА). -Какие соединительные гласные встретились? -Как выбрать правильную соединительную гласную? Понаблюдаем. (По эти же словам - названиям птиц) | Дети записывают слова, находят в них корни, вспоминая эталон, подчёркивают соединительную гласную. -О, Е, И. -Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем О, если на мягкий- то Е или И. | ЛР: уметь оценивать результат работы. МПР: контролировать действия в процессе выполнения задания. ПР: находить однокоренные слова, уметь находить и выделять корень в однокоренных словах, сложных словах. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Как вы думаете, сложные слова есть только в названиях птиц? В русском языке очень много сложных слов. - Посмотрите на экран. Попробуйте, самостоятельно сформулировать задание. Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, камнепад, дружба, трубочист, знания, пешеход.. | -Нет. Дети самостоятельно формулируют задание ( Выписать сложные слова, выделить в них корни) | ЛР: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план, осознание значимости умения решать учебную задачу |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторений. | Задания для групп.
Группа №1. Вам даны пазлы. Задание: Соберите картину из пазлов. Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова. Устно приготовьте отчёт по плану. План отчёта группы №1. 1. Наша группа составила картину из пазлов. 2. На картине изображены предметы: __________________, _________________, __________________. 3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________. Слова: пчеловод, рыболов, водолаз.
Группа №2. Вам даны «точечные» рисунки. Задание: Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет: лист № 1 – синим маркером; лист № 2 – красным маркером; лист № 3 – зелёным маркером. Назовите предметы, которые у вас получились. Устно приготовьте отчёт по плану. Рисунки: самолёт, паровоз, пароход. План отчёта группы №2. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. 2. На картинке изображены предметы. Это (прочитать слова): __________________, __________________, __________________. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Группа №3. Вам даны карточки с корнями слов. Задание: Составьте сложные слова с данными корнями. Назовите слова, которые у вас получились. Устно приготовьте отчёт по плану. Карточки с корнями слов: -нос- | -пряд- | -шелк- | -нос- | -утк- | -рог- | План отчёта группы №3. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Слова: носорог, шелкопряд, утконос. | Дети выполняют задания в группах, предоставляют результаты своей работы классу. | ПР (общеучебные): осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: контроль и коррекция ответов Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее Коммуникативные: умение слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в парах; |
8.Рефлексия деятельности. | -Какую задачу ставили? -Удалось решить поставленную задачу? -На подносе у меня разные оценки, выбери ту, которую ты поставил бы себе за урок и объясни почему. -Где можно применить новое знание? (Можно придумывать новые слова) | Высказывают своё мнение, отношение к уроку | ЛР: уметь оценивать результат своей работы. МПР: оценивать свои достижения. |
9.Домашнее задание. | - Ребята! Я вам предлагаю сделать замечательную «книжку-раскладушку» сложных слов с рисунками. Дома вы должны выбрать одно сложное слово, нарисовать картинку к нему, найти значение слова в словаре и выписать. А затем с учителем составить книжку. Задание по желанию: придумать свои новые сложные слова. | | |