2. Мобилизирующее начало урока. Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность]. А) Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
...Однажды Султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие
разглядывали замок, а третьи - начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резке навалился плечом и толкнул. И - о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но у. веришь в свои силы!».
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени ка свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.
Б) Работа над моторикой. Цель: подготовить пальцы к письму.
- Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе. Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно? Видно им прохладно стало! Их укроем одеялом.
А теперь посмотрите на рисунки (дом, солнце,) и нарисуйте в воздухе эти предметы пальцами. Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв, слов.
- Число, классная работа.
2.Актуализация знаний. ^
- Прежде, чем мы начнём совершать открытия, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Как- то, много лет назад, посадили странный сад:
Не был он фруктовым, был он только словом.
Это слово - слово корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды, они нам помогут образовать новые слова.
Дорога в лесу, (лесная)
Берег, на котором растёт лес. (лесистый)
Маленький лес (лесок), (лесишко)
Растения, которые растут под большими деревьями. ( подлесок)
То, что растёт за лесом, (залесье)
Сказочный персонаж, который живёт в лесу. (Леший, Лесовичок)
Человек, который живёт в лесу, и ухаживает за лесом( лесник, лесничий)
Что можно сказать про все эти слова?
Сколько много слов мы смогли образовать от такого маленького слова. Но это еще не все слова, мы к этому заданию вернёмся, когда познакомимся с новой темой.
3.Минутка чистописания.
Тему нашего урока вы определите сами ,поработав на минутке чистописания Прочитайте предложение, составьте алгоритм работы над предложением.
Мухолофка - маленкая птичька. Алгоритм работы над предложением.
найди ошибки и исправь;
спиши без ошибок;
обозначь орфограмму. ( ученик работает у доски)- выделите корень в слове мухоловка
Я зидела в ваших тетрадях следущее...
Какой вопрос возникает? ( сколько корней в этом слове?)
Решение проблемного вопроса.
- Почему эту птицу так назвали?
(мухоловка - ловит мух)
Какой корень в слове муха?
Какой корень в слове ловит?
Есть ли эти корни в слове мухоловка?
Сколько же корней в слове мухоловка?
Какая буква соединяет эти два корня?
Как вы бы назвали эту гласную?
Как бы назвали слово с двумя корнями? ( прочти на с.89)
Как же называется тема 'нашего урока? Запишите тему и покажите с помощью схемы.
Сегодня мы познакомимся со сложными словами и узнаем как они образуются. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс , вверх
И тихонечко присесть.
Успокоился наш класс
Он послушает рассказ.
(Рассказ учащегося о мухоловке.)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
1) - Начнём своё наблюдение над сложными словами по учебнику. Упр.124
- Какие же слова называются сложными?
2) . Проектирование и фиксация нового знания.
А сейчас мы потренируемся образовывать и записывать сложные слова.
запиши слова и выдели корень.(рыболов, свинопас, вертолёт, глазомер)
собери сложные слова из рассыпанных корней..(сам пад, снег лет, сам кол, лед руб, лес кат)
образуйте и запишите сложные слова.(листья падать, пар возить, лед ходить, сад водить, голый лёд) 3)Путешествие на «птичий базар».
Приглашаю вас на птичий базар.
А что такое птичий базар? (когда в одном месте скапливается множество птиц). У вас на парте рисунки и названия птиц.
Прочитайте слова. Что интересного вы заметили в названиях птиц? Посоветуйтесь друг с другом и объясните, почему их так назвали. желтоклювый токо, белобрюхий стриж,зимородок, орлан белохвост, шилоклювка,, соловей - красношейка,молотоглав ,горихвостка
Запишите эти слова и выделите корень.
-А вот почему птичка горихвостка получила такое название, мы узнаем из упр.122., что об этом пишет Ирина Голуб.
А как это объясняет поэт Евгений Ильин.
Что общего у этого текста и предыдущего, чем они отличаются.
5-Итог урока
Итак , что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
Все непонятные слова называются сложными.
Все длинные слова называются сложными.
слова, в которых два корня, называются сложными. Возвращаемся к нашему дереву.
Какие сложные слова можно составить с корнем (лес)
Человек, который разводит лес (лесовод)
Тот, кто рубит лес (лесоруб)
Место, где валят лес( лесоповал)
Транспорт, что лес возит (лесовоз)
Место, где лес пилят (лесопилка)
Рефлексия учебной деятельности, (дети оценивают свою работу на уроке)