kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с понятием "сложные слова" в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема    Знакомство с понятием «сложные слова»
Цели 
    научиться понимать лексическое значение сложного слова путём наблюдения над значением корней
Задачи    образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;
развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;
воспитательная: способствовать формированию познавательной активности.
Основное содержание темы
    Знакомство со сложными словами, их образование и правописание
Термины и  понятия    «Сложные слова», орфограмма гласных – соединительные гласные «о» и «е» 
Деятельность обучающихся    •    Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
•    Работа в группах и в паре
Оборудование, учебники и пособия:    УМК «Школа 2100» 
•    Учебник «Русский язык» Р. Н. Бунеева 3 класс– М. : Баласс : Школьный дом, 2012
•    Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса, пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова/ под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
•    Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию – М. : Баласс, 2012
•    Инструкция по правильному написанию сложных слов
Компьютер, демонстрационный экран

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА




Этапы урока

Ход урока

Примечание


Ι. Организационный момент





II. Формулирование проблемы.

Поиск решения.
























Ш. Определяем тему урока













Запись даты в тетрадь.

Минутка чистописания.


У нас сегодня на уроке гость – Лунтик.

СЛАЙД №1 (гиперссылка на видео)

- Как вы думаете, в природе существует такое явление как звездопад?

- Падают ли звезды с неба?

Высказывания и предположения детей.

- Как вы понимаете значение слова ЗВЕЗДОПАД?

- Какой корень в этом слове? Подберите однокоренные слова.

Запись на доске всех вариантов ответов.

м.б. звездопадный, звезда, падать, звездочка, упал, звездолет, т.д.

- Будет ли однокоренным слово упал к слову звездопад?

- А если мы разобьем все слова на две группы.

В одну группу запишем слова однокоренные к слову звезда, во вторую группу запишем однокоренные слова к слову падать. Выделим корни.

Коллективная работа - запись на доске.

ЗВЕЗДОПАД

звезда падать

звездочка спадает

звездное нападающий


- Что вы заметили? Что теперь можно сказать о слове ЗВЕЗДОПАД?

(Оно состоит из двух корней)

- А к какой же группе, относится само слово ЗВЕЗДОПАД?

(варианты ответов)


- Выделив корни слова, можно с уверенностью отнести это слово к обеим группам.


- Чем мы будем заниматься на уроке? Какая у нас сегодня тема?

(Варианты ответов. Какие слова будут сложными? Почему они сложные?)

– Запишите тему урока: СЛОЖНЫЕ СЛОВА

- Предлагаю попробовать дать толкование некоторых слов, т.е попробовать определить значение сложных слов.


СЛАЙД № 2


волна резать нос рог

волнение порез носовой рогатый


- Продолжим устно продолжить эту работу по учебнику. Упр. 124

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, пустослов – пусто говорить

-Как понимаете говорить впустую?

Варианты ответов

(Говорить зря, ничего не достигая)







Звезды с неба не падают. А что называют падающими звездами - это метеориты, то есть небольшие космические тела, которые сгорают, пока падают на землю
































Упр. 124

Развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов



IY. Развитие умений - применение знания.





















































Рефлексия



Работа с определением (с. 106).

– Какие же слова называются сложными?

Работа в паре. Сформулируйте друг другу определение. Выберите отвечающего.

(Варианты ответов)

- Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

СЛАЙД № 3 + учебник

- Что мы сейчас сделали, когда сравнивали формулировки?

(Работали с новой информацией, подтверждая свои выводы)

- Как вы думаете много в русском языке сложных слов? Попробуйте назвать несколько?

(Ответы учеников)

- А придумать свои собственные слова можно? Как это сделать?

(Взять два корня и соединить).

Работа в парах.

Придумать как можно больше сложных слов. Можно записать их в свой черновик. Выбрать отвечающего. Впоследствии заслушать 2-3 пары.

(Возможны нелепые слова, например, громколайка, крылонос, шумошаг и т.д. Если таких слов не окажется, можно детям подсказать)


СЛАЙД №4 (слонозмей, курокрыл и т.д.)

Пока вы записывали слова, я обратила внимание:

1. Как вы работали, кто из вас более активен. (Отметить детей)

2. Некоторые ребята допустили ошибки в написании сложных слов.

- Хотите узнать, как правильно писать эти слова? Открою секрет, что это новая орфограмма гласных букв.

СЛАЙД № 5

глазомер мореход

долгоносик камнепад

садовод пешеход

(Чтобы ответить на вопрос, нужно выделить корни в словах)

- Попробуйте сформулировать новую орфограмму.

(Возможны затруднения)

- Давайте прочитаем правило в учебнике.

СЛАЙД № 6

Применяем новые знания

СЛАЙД № 7

- Проверьте в своих черновиках записанные вами слова и попробуем, пользуясь инструкцией, записать несколько слов без ошибок в тетрадь и на доске. В записанных словах выделяем корни и соединительную гласную подчеркиваем.

(Запись нескольких слов, составленных учениками)

Запись под диктовку

Лесовоз, пароход, круговорот, мышеловка, сталевар, путеводитель,

древнерусский

Взаимопроверка или проверка по образцу





















Работа рассчитана на 3 минуты.








V. Итог урока.


СЛАЙД № 8


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?




VI. Домашнее задание.


Упр. 85 («Дидактический материал»).






6



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Русский язык 3 класс


Тема

Знакомство с понятием «сложные слова»

Цели


научиться понимать лексическое значение сложного слова путём наблюдения над значением корней

Задачи

образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;

развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

воспитательная: способствовать формированию познавательной активности.

Основное содержание темы


Знакомство со сложными словами, их образование и правописание

Термины и понятия

«Сложные слова», орфограмма гласных – соединительные гласные «о» и «е»

Деятельность обучающихся

  • Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

  • Работа в группах и в паре

Оборудование, учебники и пособия:

УМК «Школа 2100»

  • Учебник «Русский язык» Р. Н. Бунеева 3 класс– М. : Баласс : Школьный дом, 2012

  • Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса, пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова/ под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

  • Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию – М. : Баласс, 2012

  • Инструкция по правильному написанию сложных слов

Компьютер, демонстрационный экран








Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к ответам одноклассников, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Метапредметные результаты

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, пользоваться инструкцией

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе



Предметные умения

- умение находить, образовывать и правильно записывать сложные слова;

- находить корни слов;

- находить орфограмму гласных букв.

- использовать сложные слова в своей речи.



Просмотр содержимого презентации
«Понятия сложные слова 3 класс»

Определяем основной вопрос урока

Определяем основной вопрос урока

Лексическое значение сложных слов  Прочитайте. Определите, что обозначают эти слова. Как вы это определили? волнорез носорог Спишите слова. Подберите однокоренные слова. Как удобнее их записать? Выделите корни.  нос рог  носовой рогатый волна резать волнение порез

Лексическое значение сложных слов

Прочитайте.

Определите, что обозначают эти слова. Как вы это определили?

волнорез

носорог

Спишите слова. Подберите однокоренные слова. Как удобнее их записать? Выделите корни.

нос рог

носовой рогатый

волна резать

волнение порез

Сравниваем свой вывод с авторским

Сравниваем свой вывод с авторским

ЧТО ЗА ЧУДО – ЮДО?

ЧТО ЗА ЧУДО – ЮДО?

Понаблюдайте, какие буквы соединяют два корня в сложных словах? глазомер мореход  долгоносик камнепад садовод пешеход  глаз о мер мор е ход  долг о носик камн е пад сад о вод пеш е ход

Понаблюдайте, какие буквы соединяют

два корня в сложных словах?

глазомер мореход

долгоносик камнепад

садовод пешеход

глаз о мер мор е ход

долг о носик камн е пад

сад о вод пеш е ход

Сравниваем свой вывод с авторским Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название ?

Сравниваем свой вывод с авторским

Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название ?

Применяем новые знания Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах . Читаю (произношу) слово. 2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова. 3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о , если на мягкий или шипящий – е . 3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.

Применяем новые знания

Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать

соединительную букву о или е в сложных словах .

  • Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о , если на мягкий или шипящий – е .

3. Пишу слово.

4. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.

Итог урока    О каких словах вы узнали сегодня? Что такое сложные слова? «Все непонятные слова называются сложными».  «Все длинные слова – это сложные слова». «Слова, в которых два корня, называются сложными с ловами».

Итог урока

О каких словах вы узнали сегодня?

Что такое сложные слова?

«Все непонятные слова называются сложными».

«Все длинные слова – это сложные слова».

«Слова, в которых два корня,

называются сложными с ловами».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с понятием "сложные слова" в русском языке

Автор: Берестнева Елена Владимировна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav3klassiepotiemieznakomstvosnovymponiatiiemslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "260998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449057164"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "«Знакомство с понятием  сложное слово» Конспект урока по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(74) "znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnoie-slovo-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "135415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416919207"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Знакомство с понятием сложные слова."
    ["seo_title"] => string(39) "znakomstvo_s_poniatiiem_slozhnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "462784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521612013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства