Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"."
Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"."
Урок русского языка (УМК «Школа 2100») 3 класс
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цели урока:
1. Дать понятие «сложные» слова.
2. Научить детей отличать сложные слова от других.
3. Узнать, как образуются сложные слова.
Ход урока:
Орг. момент :
- Как мы будем работать на уроке, выберем себе пословицу – девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»? (это значит упорно или усердно работать для достижения высокой цели, много работать.)
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Безударные согласные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм. (открыть) Что объединяет эти орфограммы? (в корне) Что такое корень?
Словарная работа. (у доски ученица вставляет пропущенные буквы, определяет орфограммы, устно подбирает проверочные слова, где возможно,)
Запись слов под диктовку: Поздний, полосатый, скользкий, хороший.
Ответ ученика,
- Что общего в этих словах? (Имена прилагательные) самооценка.
Какое умение проверяли?
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы скорее их найдите,
Правильно слова спишите.
На доске запись:
Сарока, варона, ворабьи, мухолофка.
– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Ученик Тришин И. работает у доски.
Какое умение проверяли?
На какой вопрос отвечает слово мухоловка? Кто? Что?
Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго - западе Азии. На фотографии мы видим представителя серых мухоловок, а на самом деле они разных видов и окрасок.
Венерина мухоловка — небольшое травянистое растение. В природе питается насекомыми, иногда могут попадаться моллюски. Произрастает во влажном умеренном климате на Атлантическом побережье США. Может выращиваться как комнатная культура.
– Я увидела в тетрадях учеников следующее:
– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)
Запись на доске:
мухоловка – ловит мух.
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?
- Что заметили? Как образовалось слово мухоловка? Как можно назвать такое слово? Назовите тему урока.
ТЕМА: Сложные слова.
Цели:
1. Узнать какие слова называют сложными.
2. Узнать, как образуются сложные слова.
3. Учиться отличать сложные слова от других.
Образование слов
Сам летает самолет
Пыль сосёт пылесос
Вода лазать водолаз
Пар ходит пароход
- Какие слова называются сложными? (ВЫВОД в УЧЕБНИКЕ с. 106)
- Как образуются сложные слова? СХЕМА
-Попробуйте сами объяснить образование следующих слов. Подчеркните соединительную букву. (работа в паре – по 2 слова устно)
Водопад, пешеход, камнепад, мышеловка.
ВЫВОД: - Как образуются сложные слова?
(Работа в паре на карточке)
1) Найдите лишние слова, подчеркните. Докажите.
Паровоз, паровой, скалолаз, скалистый, скакалка, самовар, сенокос.
2) Найдите сложные слова. Обозначьте корни и соединительную гласную.
Шумит на речке ледоход,
В саду хлопочет садовод.
Забавно чибисы кричат,
Ворона кормит воронят.
ИТОГ
- О каких словах вы сегодня узнали? Высказывание героев.
Незнайка: "Все непонятные слова называются сложными."
Буратино: " Все длинные слова - это сложные слова."
Афанасий: "Слова, в которых два корня, называются сложными"
- Что такое сложные слова?
Домашнее задание по группам
1.группа
Хочешь знания проверить?
Ты тогда составь слова.
Но запомни, что корней в них
Не один, а целых два! (с. 115 упр.3)
2 группа
Если творчество кипит,
Хочешь стать писателем.
Сказку можешь сочинить,
Сложные слова в ней применить.
(сочинить сказку или составить 5-6 предложений, используя сложные слова)
ИТОГ по целям. Девиз
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." »
Урок русского языка (УМК «Школа 2100»)
3 класс
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цели урока:
Дать понятие «сложные» слова.
Научить детей отличать сложные слова от других.
Узнать, как образуются сложные слова.
Ход урока:
Орг. момент :
- Как мы будем работать на уроке, выберем себе пословицу – девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»? (это значит упорно или усердно работать для достижения высокой цели, много работать.)
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Безударные согласные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм. (открыть) Что объединяет эти орфограммы? (в корне) Что такое корень?
Словарная работа. (у доски ученица вставляет пропущенные буквы, определяет орфограммы, устно подбирает проверочные слова, где возможно,)
Запись слов под диктовку: Поздний, полосатый, скользкий, хороший.
Ответ ученика,
- Что общего в этих словах? (Имена прилагательные) самооценка.
Какое умение проверяли?
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы скорее их найдите,
Правильно слова спишите.
На доске запись:
Сарока, варона, ворабьи, мухолофка.
– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.Ученик Тришин И. работает у доски.
Какое умение проверяли?
На какой вопрос отвечает слово мухоловка? Кто? Что?
Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго - западе Азии. На фотографии мы видим представителя серых мухоловок, а на самом деле они разных видов и окрасок.
Венерина мухоловка — небольшое травянистое растение. В природе питается насекомыми, иногда могут попадаться моллюски. Произрастает во влажном умеренном климате на Атлантическом побережье США. Может выращиваться как комнатная культура.
– Я увидела в тетрадях учеников следующее:
– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)
Запись на доске:
мухоловка – ловит мух.
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?
- Что заметили? Как образовалось слово мухоловка? Как можно назвать такое слово? Назовите тему урока.
ТЕМА: Сложные слова.
Цели:
Узнать какие слова называют сложными.
Узнать, как образуются сложные слова.
Учиться отличать сложные слова от других.
Образование слов
Сам летает
Пыль сосёт
Вода лазать
Пар ходит
Самолет
Пылесос
Водолаз
Пароход
- Какие слова называются сложными? (ВЫВОД в УЧЕБНИКЕ с. 106)
- Как образуются сложные слова? СХЕМА
-Попробуйте сами объяснить образование следующих слов. Подчеркните соединительную букву. (работа в паре – по 2 слова устно)