kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова". Урок по типу - урок "открытия" новых знаний. Имеет структуру, состоящую из 9 основных этапов. 

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового понятия "сложные слова". 

Задачи:

- образовательная: объяснить понятие «сложные слова»;

- развивающая: способствовать развитию чувства языка, орфографической зоркости;

- воспитательная: создать условия для воспитания толерантности, уважительного отношения к одноклассникам.

Оборудование: учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. 1-ая часть), карточки для парной работы, карточки для групповой работы, памятки с алгоритмом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова"»


Ф. И. О. педагога: Будареева Сыжидма Ламажаповна

Предмет: Русский язык 
Класс: 3
Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового понятия «сложные слова».

Задачи:

- образовательная: объяснить понятие «сложные слова»;

- развивающая: способствовать развитию чувства языка, орфографической зоркости;

- воспитательная: создать условия для воспитания толерантности, уважительного отношения к одноклассникам.

Оборудование: учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. 1-ая часть), карточки для парной работы, карточки для групповой работы, памятки с алгоритмом.



Технологическая карта урока 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация

 - Как мы будем работать на уроке? Какую выберем пословицу как девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»? (это значит работать упорно и усердно для достижения цели)

 Выбор девиза, настрой на рабочий лад.

 

 

  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

-  В одном словесном государстве жили-были орфограммы. Они часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята вспомнят о них и не допустят ошибки в правописании слов. Но иногда они, как дети, шалили. Вот и сейчас они спрятали свои полные названия. Вспомните полные названия этих орфограмм:

Парные (удвоенные), безударные, непроизносимые


Что объединяет эти орфограммы?


В какой части слова они встречаются?

Что такое корень слова?




Какие слова называются однокоренными?

Фронтальная работа.

Слушают учителя.











Вспоминают, рассуждают, спорят друг с другом.


Отвечают на вопросы, выявляют затруднения.

- Все они находятся в корне слова.



- Корень слова – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

- Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

 


Вспоминают полные названия указанных орфограмм:

  1. Безударные гласные в корне слова;

  2. Непроизносимые согласные в корне слова;

  3. Парные согласные в корне слова.





 




Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

3.Выявление места и причины затруднения

 - А теперь проверим, умеете ли вы находить корни в словах и выделять орфограммы? Будем работать в парах.

Беседа по выполненной работе.

- На сколько групп вы разделили слова? (учащиеся могут разделить слова на три группы и выявить «лишнее» слово или на четыре группы).

- Где возникло затруднение?

ВОДОПАД ВОДОПАД

- А почему оно возникло?





Предположите, как могут называться такие необычные слова.

Да, прочитаем определение на с. 106.

 


Парная работа.



Участвуют в беседе.







Водопад.


(мы не знаем, как выделять корни в таких странных словах, такие слова нам нигде не встречались)


Сложные.


На карточках даны слова: водитель, вода, водопад, упаду, водить, падать, водичка. Разделите слова на группы. Не забудьте выделить корни в словах и подчеркнуть орфограммы.

 

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.



4.Построение выхода из затруднения

- Кто может сформулировать тему и задачи нашего урока?


Подводящий диалог.











- Что мы будем делать для выполнения поставленных задач?

Формулирование темы урока. Запись темы.

Задачи:

  1. Понять, что такое «сложное слово».

  2. Узнать, как образуются сложные слова.

  3. Потренироваться определять корни сложных слов.


Нарисуем схему сложного слова.

Вспомним правило о том, как найти корень в слове.

А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям.
















Вырабатывается алгоритм:

  1. Думаем над значением слова.

  2. Подбираем родственные слова к первой части.

  3. Выделяем общую часть (корень).

  4. Подбираем родственные слова ко второй части

  5. Выделяем общую часть (корень).

  6. Выделяем найденные корни в сложном слове.


 

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Оформлять свои мысли в устной форме.


Представлять информацию в виде схемы.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

5.Реализация построенного проекта

Работаем над словом, которое вызвало затруднение в самом начале урока.




Таким образом, это слово имеет два корня. Значит, как мы называем такие слова, в которых есть два корня?

Теперь, когда мы справились с нашим затруднением, мы можем вздохнуть свободно, сделать физминутку.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Ребята работают по алгоритму совместно с учителем.



Повторение определения понятия «сложные слова».

 


1. Водопад: вода падает

2, 3. вода, водичка, водный – вод.

4,5. падать, падение, падал – пад.


6.в о д о п а д

Лексическое значение – вода падает

 Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения нового понятия «сложные слова»

  Развиваем умение слушать и понимать других.

Физминутка (движения: руки вверх – вниз с напряжением и расслаблением мышц ).

Сверху вниз воды каскад

Это, верно, водопад!

Здесь всегда вода спешит

И загадочно бурлит!

И срываясь с высоты

Тонны падают воды,

Образуя за собой

Брызги радуги цветной!

6.Первичное закрепление

 А теперь закрепим наш успех!

Нужно выделить корни в сложных словах, рядом с ними написать их лексическое значение (опорные сочетания слов).




И попробуйте наоборот: составить сложные слова, используя опорные сочетания слов.

Групповая работа.

Луноход

Волнорез

Пешеход

Самолет

Пылесос

Садовод



Носорог

Черноголовка

Мухоловка

Горихвостка

Буревестник

Вертишейка

Ходит по луне, резать волны, ходит пешком, сам летает, пыль сосет, сад разводит.






На носу рог, черная головка, мух ловит, горит хвост, вестник бури, шейкой вертит.


Доп.вопрос: Каким одним словом можно назвать эти 6 слов? (Птицы.)

Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова

Умение работать в группе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа по учебнику. Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Выписать это слово, выделить корни.

Кто справился с заданием? Как вы рассуждали? Прокомментируйте!

 Индивидуальное выполнение задания по алгоритму.

 Звездопад – падают звезды.



З в е з д о п а д




 

 Строить рассуждения.

8. Включение в систему знаний и повторение


Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили?

-А если эта гласная соединяет 2 корня как ее можно назвать?

- Какой вывод можно сделать?



О соединительных гласных мы с вами поговорим на следующем уроке.

Корни сложного слова соединяет гласная буква (о, и, е).


Соединительная.



Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи соединительных гласных.




На основе анализа делать выводы.

9. Рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этих целей?

-Какие слова называются сложными?

-Как выделяют корни в сложных словах?

-Какое задание было самым интересным?

-Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке.


Домашнее задание. Инструктаж:

Упр. 85 («Дидактический материал») или сочинить сказку, используя в них сложные слова.





Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Будареева Сыжидма Ламажаповна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "109539"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404727574"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_pravopisanie_slov_s_glukhimi_i_zvonkimi_soglasnymi_v_korn"
    ["file_id"] => string(6) "555330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596481427"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образы защитников Родины в музыке"
    ["seo_title"] => string(37) "obrazy-zashchitnikov-rodiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "278489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453101802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства