I. Орг. момент Цели: создание положительного самоопределения на уроке. Средства: беседа (добрые пожелания). Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение. | Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. Начинаем урок русского языка. А какие секреты слов ты хотел бы узнать? Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов. | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности. Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для работы на данном уроке. Средства: фронтальная беседа, мыслительная гимнастика Результат: готовность учащихся к воспроизведению известных способов работы над заданной темой. III. локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений. Цель: уточнить цель дальнейшей деятельности на уроке и тему самого урока. Средства: побуждающий к проблеме диалог, | – Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. - Найдите значения выражения: 1 слагаемое 29, второе слагаемое 5, найди значение суммы. (Ответ не дают) - Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 33 и 5. (38) - А что мы складываем в обычной жизни? Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан… - А на уроке математики? Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, .. - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте. [л*] [э] ле са ∩ ^ В дров не лесу нашёл. А предложения можно сложить в текст Прочитайте словосочетания Голубые глаза Русые волосы Седая борода Чёрные брови Широкие плечи (выделите основу) Можно ли сложить словосочетвния? Какова тема нашего урока? Мы получили словесный портрет. Посмотрите теперь на доску, подходит ли это описание к портрету. Вы узнали, кто это? (Илья Муромец) Посмотрите на картину В. Васнецова. Где расположен Илья Муромец на картине «Три богатыря»? Почему он в середине? Как вы думаете, Илья Муромец – это сказочный герой или это человек, который жил в Древней Руси? Оказывается, был такой мужчина, который жил около русского города Мурома в селе Карачарово. Лежал он на печи до 33 лет, т.к. он болел и не двигался. А когда выздоровел, приобрел он силу неведомую. Силу свою он решил применить для защиты своей Родины - Руси-матушки. Фамилию свою он получил в честь города Мурома. И поэтому сейчас встречает гостей современный город Муром памятником Илье Муромцу. (Слайд) До сих пор в городе Муроме сохраняется память об этом человеке. Например, в селе Карачарове восстанавливают церковь, которую заложил Илья Муромец. (Слайд) А в храме находятся мощи Ильи, т. к. он причислен к лику святых. (Слайд №8) Где же люди описывали жизнь и подвиги Ильи Муромца? Прочитайте слова. Подходят ли эти черты характера Илье Муромцу? Объясните значение данных слов. Трудолюбивый Милосердный Свободолюбивый Добродушный - Чем похожи эти слова? - А что в сложных словах является орфограммой? | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Развитие мыслительных операций. Повторение правописания слов с безуд. гласными Повторение правописания слов с непроверяемыми безударными гласными Обогащение словарного запаса учащихся. Повторение словообразования Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
IV Этап включения в систему знаний и повторение. | Исследовательская работа учащихся. А сейчас вы будете работать в парах и займетесь исследованием. На партах у вас план исследования. Работайте по плану. Слайд № План исследования Прочитайте слова группами. В каждой группе найдите сложные слова и выпишите их. Обозначьте корни. Выделите соединительную гласную. Перезвон, пустозвон, позвонил Лежебока, залежи, полежать Подушка, великан, великодушный Разберите его по составу перезвон. Докажите, что оно не сложное. Ребята а кто допустил ошибку? А почему? | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Представлять информацию в виде схемы. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка | Составь из рассыпанных корней сложные слова и объясни их лексическое значение.(ученики составляют слова у доски ) Лед – о – ход Сам – о - вар Рыб – о – лов Вод – о – лаз Стал - е - вар Пар – о - ход Пчел – о – вод Звез д– о - пад Книг – о - люб Везд – е - ход Коф – е – варка Мяс – о – рубка. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки ставим мы в разлёт, Появился самолёт, Мах крылом туда-сюда. делай «раз» и делай «два». Вправо, влево наклонись! Опустили руки вниз, И на место все садись! | Формирование умения выявлять затруднения при применении нового знания Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в образовании сложных слов Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы Развитие мыслительных операций Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить соответствие целей и результатов деятельности и спланировать дальнейшую деятельность Средства: беседа Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результатов. | Игра-диалог «Блицопрос» Какие слова называются сложными? Как мы можем убедиться в том, что слово сложное? Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова) Какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (гласные О и Е) Как они называются? Какая новая орфограмма есть в сложных словах? Когда пишутся соединительные О или Е в сложных словах? Приведите примеры сложных слов. Все учащиеся класса по цепочке называют сложные слова - Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице знаний»: красный цвет, если испытываете затруднение; жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |