-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора из любого спора. На доске 5 карточек: дом, рука, утка, жук, барабан, арбуз. – Назовите первый звук в каждом слове. – Составьте из этих звуков слово. (Дружба.) – Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.) – Послушайте стихотворение о дружбе. Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. -А где же учат дружить и дорожить дружбой? Крепко-накрепко дружить, С детства дружбой дорожить Учат в школе. -Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую улыбку . Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Беседа, организация звукового анализа слов «Маша» и «Миша» - А теперь вы готовы к знакомству с новой буквой. Откройте Букварь на стр. 62. – Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.) - Что делает девочка? Придумайте предложение про девочку, опираясь на картинку. Придумайте предложение про мальчика, опираясь на картинку. - Ребята, у этих мальчика и девочки есть свои имена. Девочку зовут «Маша», а мальчика – «Миша». – Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Давайте поможем детям разобраться в сложившейся ситуации. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему? 1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - Произнесите еще раз слова «Маша» и «Миша» и послушайте их первые звуки. - Какой 1звук в слове «Маша»? «Миша»? - Это звуки гласные или согласные? Почему? -Оказывается, звуки [м] и [м,] обозначаются одной буквой «М, м» (эм). - Повторите название буквы. - Назовите звуки, которые она обозначает. - На что похожа буква? (учитель также просит выйти двух детей и взяться за руки, чтобы запомнить образ буквы) - Давайте выберем букву для слов «Маша» и «Миша». - Какую букву надо поставить в начале этих слов: «М» или «м»? - Почему вы так решили? – А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.) Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан – На что похожа буква М? – Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. 2. Чтение слогов. Работа по учебнику. - Сейчас, ребята, мы будем учиться читать. - Как называется буква? - Какой твёрдый звук она обозначает? - Какой мягкий звук она обозначает? -Как вы думаете, от чего зависит, какой звук мы произнесём при чтении [м] или [м,]? - Поделимся на две группы: одна группа ребят, которые еще не умеют читать или делают это неуверенно, читают со мной. Самостоятельная работа группы учащихся - Другая группа ребят читают стихотворение Г.Виеру на с.62 Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? Прибежал веселый А, почитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме. ма – мо – мя – мы – ми му – мё – мю – мэ – ме - А теперь послушаем, как ребята, умеющие читать, подготовили чтение стихотворения. Беседа после прочтения - Какие буквы знал бык? - Какие буквы знал кот? - А какую новую букву узнали мы? - Какие звуки она обозначает? Работа в парах - А теперь давайте почитаем друг другу в паре. - I вариант читает 1 строку слогов на с.62 своему товарищу в паре; - II вариант читает 2 строку слогов на с.62 своему товарищу в паре. - Итак, с какой буквой мы сегодня познакомились? - Какие звуки обозначает буква «М»? - Перед какими гласными буква «М» обозначает твёрдый согласный звук [м]? - Перед какими гласными буква «М» обозначает мягкий согласный звук [м,]? - Молодцы. Вы работали дружно. 3. Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать». - Откройте тетрадь «Я учусь писать и читать» на с.36 Задание «Закрась. Напиши». – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м. Что получилось? - Обратите внимание: на этой странице еще два задания: первое «Сыщики». - Что надо сделать? - Надо вставить в окошки новую букву и прочитать получившиеся слова. Второе задание предложила Мудрая Сова. - Это задание называется «Шифровальщики». Надо определить, где должна находиться буква, поставить ее на свое место и прочитать слова. - Вы можете выбрать для себя одно из этих заданий и выполнить его. А можете, если захотите, выполнить оба задания. - Молодцы, а теперь давайте проверим, что у нас получилось. - Какую букву вы вставляли в окошки? – Прочитайте получившиеся слова. (мама, яма, мы, ум, имя) ) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». – Перед вами две строчки слов. – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.) – Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.) Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно. Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.) - Вспомните и скажите, что вам понравилось сегодня на уроке? - Что было делать легко? - Что было делать трудно? – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какие звуки обозначает буква М? – Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.) – Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.) – Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)? – Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.) Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. |