-
Интегрированный урок по русской грамоте в 1 классе по теме: «Звуки [н], [н']. Буквы Нн.»
Тема: Звуки [н], [н']. Буквы Нн.
Цель урока: познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н,н.
Задачи урока:
Образовательные: учить отличать эти звуки от других согласных звуков, и букву Н, от других букв; учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Развивающие: развивать фонематический слух; зрительное восприятие; связную речь; мышление; память.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, умение работать в парах, в группах.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (POWER POINT), учебник «Букварь», Пропись № 1, сигнальные карточки, аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка», картинки трёх поросят, вырезанные из бумаги «кирпичики», карточки с письменными буквами У,и, Т, т, ; а, о, у,ы,м., карточки с рисунками и схемами, печатные буквы Н по количеству детей.
Ход урока.
1. Оргмомент. (Слайд 1)
а) Психологический настрой.
- Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее:
- Начнём скорей урок.
б) Постановка цели и учебных задач урока.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросёнка» (1 куплет с припевом)
- Чья это песенка? (трёх поросят). (Слайд 2)
- О чём она? (о том, что всем нужен дом)
- Для чего нужен дом? (в доме можно спрятаться от опасности, от жары и холода)
- «My home is my castle» как говорят англичане, «Мені? ?йім мені? ?амалым» - так говорят казахи, что в переводе означает «Мой дом – моя крепость».
- Сегодня мы с вами будем помогать, поросятам строить прочный дом. Кирпичик за кирпичиком, так же, как вы поднимаетесь по лесенке знаний ступенька за ступенькой.
- Вспомните, как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф – Нуф)
- Чтобы узнать тему урока вам надо выделить первый звук в каждой кличке поросёнка.
- Кто уже догадался, какая тема урока? (звуки [н], [н'], буквы Н н). (Слайд 3)
- Какую цель мы поставим на урок, чему вы будете учиться? (познакомимся со звуками и буквами, научимся отличать их от других звуков и букв, научимся писать букву и читать с новой буквой).
2. Ситуация успеха. Повторение пройденного.
- Что бы построить прочный дом мы должны правильно выполнять все задания на уроке.
а) Первое задание. (Приложение 1)
На наборном полотне, в верхнем ряду, поставлены письменные буквы У, и, Т, т.
- Каких букв не хватает? (строчной буквы у и заглавной буквы И)
- Почему вы так решили? (т.к. буквы Т есть и строчная и заглавная)
В нижнем ряду на наборном полотне поставлены письменные буквы у, о, а, м, ы.
- Какая буква лишняя? (м)
- Почему? (потому что она обозначает согласный звук, а все остальные гласные звуки)
- Молодцы! С заданием справились, вот и первый кирпич дома для поросят
(прикрепить на доске).
б) Второе задание (в группах) Самостоятельная работа.
- Составьте схемы слов, обозначьте звуки цветом : 1 группа- Тима, 2 группа – Тома.
Взаимопроверка.
- Чем отличаются эти слова? (гласными звуками в первом слоге)
- Как влияет гласный звук на согласный т? (с гласным о согласный твёрдый, с гласным и согласный мягкий)
- Правильно! Хорошо! Вот и второй кирпич для дома (прикрепить рядом с первым)
- Фундамент дома для поросят уже готов.
4.Работа по новой теме.
1) Знакомство с новым звуком и буквой (Приложение 2)
- Как же звали трёх поросят? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф)
- Сначала каждый из них строил свой дом. Наф – Наф строил дом каменный, а Ниф – Ниф и Нуф-Нуф строили из соломы и хвороста. А вот чтобы узнать, кто строил из соломы, а кто из хвороста вы должны догадаться по схемам. На словах схемах нарисованы домики.
- Так кто же мог строить домик из соломы? - А кто из хвороста? – Почему?
( Нуф –Нуф из соломы, потому что первый звук произносится твёрдо, а Ниф – Ниф из хвороста, потому что первый звук произносится мягко).
- Вы правильно ответили на вопросы и ещё два кирпича добавляются к домику ( кирпичи прикрепить над первым и вторым).
2) Выделение нового звука [н], [н']
- Произнесите первый звук в слове Нуф- Нуф
- Как он произносится? (твёрдо)
- Произнесите первый звук в слове Ниф- Ниф.
-Как он произносится? (мягко)
- Произнесите эти звуки ещё раз.
- Какие это звуки? (согласные, потому что при произношении встречается преграда)
- Закройте ушки ладошками. Произнесите эти звуки снова.
- Что ещё можно о них сказать? (они звонкие, потому что произносятся с шумом и голосом).
3) Распознавание нового звука в словах (Слайд 4)
- Что вы видите на экране? Назовите. Какой звук вы слышите в начале слов?
- Покажите сигнальными карточками твёрдый или мягкий звук.
(носорог, нитки, ноль, ножницы)
- С заданием справились отлично! Добавляем ещё один кирпичик к домику.
4) Знакомство с буквами Н н
– Можем ли мы увидеть звуки [н], [н‘]? (нет, звуки мы слышим и произносим)
– Звуки [н], [н‘] мы обозначим буквой.
- Поднимите руки, кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [н], [н’] ? (буква эн)
- Откройте Букварь.- Посмотрите в Букваре на эту букву в верхнем углу.
- Чем похожи и чем отличаются печатные буквы? (Отличаются размером, похожи написанием).
- Почему буквы напечатаны на прямоугольнике, разделённом на зелёный и синий цвет? (Потому что эти буквы могут обозначать в словах твёрдые и мягкие звуки).- На что похожа буква Н? Что она напоминает вам? (лесенку, кровать) (Слайд 5)
- Буква н, сказать вам можно, очень на кровать похожа.
- Вспомните, для чего используют большую букву?
(С большой буквы начинается предложение. Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия сел, городов, рек пишутся с большой буквы).
5) Местонахождение буквы н на ленте букв.
- В каком ряду буква Н на ленте букв? (в верхнем ряду)
- Почему? (Потому что она обозначает звонкий согласный звук).6) Работа по карточке ( работа в группе) (Приложение 3)
- Поросята приготовили для вас задание, выполнив его, мы положим ещё один кирпич к нашему домику.
- Найдите в этом отрывке изучаемую букву «н» и подчеркните ее карандашом.
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Книга у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, книгу.
- Сколько букв нашли? (18)- Правильно! Строим дом дальше (добавить ещё один кирпич)
5. Физминутка (музыкальная, упражнения под песенку поросят)
7) Письмо букв заглавной и строчной ( Слайд 6)
а) знакомство с письменной строчной буквой н
- Из каких элементов состоит буква н? (Из наклонной прямой линии, перекладинки, наклонной прямой с закруглением внизу вправо.)
Объяснение учителем написания строчной буквы н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.- Пропишите букву в воздухе.
-Пишем наклонную палочку (на себя ), возвращаемся по написанному до середины линии, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии. Затем пишем не отрывая руки наклонную линию с закруглением внизу.б) знакомство с заглавной письменной буквой н
- Из каких элементов она состоит? (Из наклонной линии с петлёй внизу, перекладинки, наклонной линии с петлёй вверху и с закруглением внизу вправо.)
Объяснение учителем написания заглавной буквы Н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.- Пропишите букву в воздухе.
- Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Пишем
наклонную линию вверх, затем ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляем петельку влево и ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пересекаем её и ведём вверх - вправо, делаем петлю влево и пишем наклонную прямую до нижней линии рабочей строки и закругляем вправо.
8) Чтение слогов в Букваре- Назовите слоги, где звук [н] твёрдый? Где звук [н‘]?
- Дополните слоги (на, но, ну, ни) до целого слова.
9) Игра «День – ночь»-Прочитайте слово на наборном полотне (ОН.)
- Ночь.(Дети закрыли глаза, в это время учитель добавляет букву а.)
- День. (Дети открывают глаза, читают слово ОНА.)
- Ночь (Дети закрыли глаза, учитель меняет букву а на букву и.)
- День. (Дети открывают глаза и читают слово ОНИ.)
Дети читают эти слова в Прописи, объясняют значения этих слов и затем пишут их в тетради после объяснения и показа учителем на доске.
- Вы хорошо справились с заданием, поэтому закладываем ещё один кирпич к дому для поросят (прикрепить на доску).10) Письмо слогов в прописи.
- Обратите внимание на соединение буквы н с другими буквами.
11) Чтение слов и предложений.
а) чтение слов в Букваре ( хором и цепочкой)
- Объясните значение слова ноты; (1. Графическое изображение музыкального звука, а также сам звук. (Словарь С.И.Ожеroва).
- Прочитайте слова, где звук [н] твёрдый? (мягкий)
- Прочитайте слова с удвоенными согласными. (Инна, Нонна)
б) чтение предложений (Слайд 7)У Нины ноты.
- Сколько слов в предложении?
- Как записывается предложение?12) Письмо предложений в прописи (с комментированием)
У мамы Нонна.
(В этом предложении 3 слова. Первое слово У пишем с большой буквы. Второе слово мамы, третье слово Нонна - это имя, пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.)6. Развитие речи.
- Рассмотрите картинку в Букваре.
- Что изображено на картинке?
- Куда пошла Нина?
- Что она собирала?
- Кто сидел за кустами малины?
- Кого увидела Нина?
- Как ты думаешь, чем кончилась эта история? Придумай её конец.
- Прочитайте рассказ «Нина и Миша» к этой картинке, дополнив предложения пропущенными словами (вслух, про себя, шёпотом).
7. Рефлексия (Приложение 4)- Ну, вот наш дом почти готов. Чего не хватает? (крыши). Её мы поставим, когда ответим на вопросы.
- С какими звуками вы познакомились на уроке? Дайте характеристику.
- Назовите букву, которой обозначают эти звуки.
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.
- Достигли мы целей урока или нет?
- В чём испытывали трудности?
- На листочке раскрасьте букву Н и оцените свою работу на уроке.
- Если работали в течении урока очень хорошо - в зелёный цвет,
если в чём -то испытывали затруднение – в красный цвет.8. Итог урока.
- Посмотрите, какой прочный дом теперь у поросят. И не страшен им серый волк.
- Как вы считаете, доброе дело мы с вами совершили, помогая поросятам строить дом? (ответы детей)
- Давайте их туда заселим (Слайд 8)
- А вам я желаю в будущем прочных знаний в жизни и ещё много добрых дел.
После уроков можно посмотреть мультфильм « Три поросёнка».