- Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)
IV. Сообщение темы урока.
- Я задумала два слова, но надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.
Схемы составляются на доске, и в блокнотах.
- В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.
- Какова же тема нашего урока?
(Знакомство с буквой «Я, я».)
Просмотр мультфильма «Буква Я».
V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).
- Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».
Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».
- Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)
VI. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке:
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы поскачем, словно зайки…
Стоп! Немножко отдохнем
И домой пешком пойдем.
VII. Работа по учебнику.
- Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.
- Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.
- А теперь «прочитаем» эти предложения.
VIII. Закрепление нового материала.
- Следующие наше задание - разгадывание кроссворда.
VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.
Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.
Задание 1: раскрасить рисунок.
Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».