Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)»
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)
Класс: 6б
Планируемые результаты:
Предметные: повторить материал об однородных членах.
Знать: что такое однородные члены
Уметь: находить однородные члены предложения в тексте; расставлять знаки препинания при однородных членах; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения.
Метапредметные:
Личностные: сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами изучения
Коммуникативные: проявление активности для решения познавательных задач.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, корректировать собственную деятельность
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
Прочитаем текст вместе.
Если бы задаться целью и вывести породу кошек-бандитов, то идеалом ее, несомненно, был бы бабушкин кот Мартик — наш воркующий проходимец. Он удивительно всеяден и обходит разве только одно железо: ест сырую картошку, щавель, горох, потроха дичи, ягоды, конфеты, кабачковую икру, горчицу...
Трех месяцев отроду он научился открывать лапой створки кухонного буфета, годовалым стал грозой погребов и подполий, держа в состоянии боевой готовности окрестных жителей. Он выработал совершенные приемы воровства и действует там, где его меньше всего ожидают: добирается до свиных туш, подвешенных под самые потолки, вылазит из подполий и погребов, обляпанный рыбьей чешуей (рыбу любит безумно!).
Персонально для Мартика у меня припасен патрон, заряженный утиной дробью (разумеется, по просьбе соседей). Все это, однако, не мешает ему по утрам вот уже который год спокойно провожать меня на утиные перелеты, а самому строить еще более далеко идущие планы, помаргивая чистейшими глазами авантюриста.
П. П. Маракулин
- Как относится автор к пушистому собрату? Как объясните наличие патрона, припасенного автором «персонально» для своего любимца?
- Попробуем рассказать о Мартике.
- Что вытворяет котище? Чем питается? Охарактеризуем предприимчивого товарища.
- Какие синтаксические конструкции мы использовали, чтобы охарактеризовать Мартика?
- А для чего нам нужно знать об однородных членах?
- Итак, записываем тему урока.
3. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие члены предложения называют однородными?
(отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения; являются одинаковыми и равноправными членами предложения; могут быть связаны союзами или интонацией перечисления; однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения; при однородных членах могут быть обобщающие слова, они являются общим названием для всего, что обозначают однородные члены, отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены)
- На примере схем из упражнения 88 расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.
4. Повторение и формирование знаний.
Деление учащихся на группы по уровню восприятия.
Группа 1 (высокий уровень восприятия)
Задание. Проиллюстрируйте каждую схему своими примерами.
1. , ,
2. , но
3. , а
4. и
5. или
6. , и
7. , и , и
8. и , и , и
9. и , и
Группа 2 (средний уровень восприятия)
Задание. К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением. Как называются такие слова? Составьте с каждой группой слов предложения, добавив слово с общим значением так, чтобы оно стояло перед однородными членами / после однородных членов. Составьте схемы.
Задание. Проанализируйте предложения, сделайте вывод, что соединяет союз. Графически обозначьте грамматические основы предложений и однородные члены предложения. Составьте схемы. Расставьте знаки препинания.
1. Огни вспыхивали пламенели дрожали и быстро гасли.
2. Легкая синева спустилась на землю и в этой синеве жарко заблистало солнце.
3. Дюймовочка склонила голову на грудь птички но вдруг испугалась.
4. Солнце село но облака ещё сияли золотом.
Группа 4 (низкий уровень восприятия)
Выпишите союзы
Найдите и подчеркните однородные члены
Составьте схемы однородных членов
Александр очень торопился, но опоздал.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Летом картофель цветет белыми, фиолетовыми и синими цветками.
Кот ходил по дому и саду.
Старый лес зашумел ровно, неумолчно.
Рыбаки наблюдали море, ветер и тучи.
5. Изучение нового материала.
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. Из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Этот маленький человечек извлекал из инструмента мощные, смелые, полные звуки. Лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело. Глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.
- Определите тему текста и основную мысль.
(тема – игра мальчика, основная мысль – влияние музыка на человека)
- С помощью чего автор передает душевное состояние мальчика?
Однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.
6. Тестовый контроль. Самооценка.
ТЕСТ
1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…
А. на разные вопросы
В. на один и тот же вопрос
С. на какие хотят
2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …
А. относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
3. Найдите предложение с однородными членами
Хохот и песни слышались повсюду.
На весенней лужайке расцвели колокольчики.
Мы любим свою Родину.
4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:
А. Няня надевает Марине сапоги.
В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.
С. Прогулка отменяется.
5. Найдите предложение с однородными подлежащими:
Ослепительное солнце заглянуло в окно.
В лесу живут разные звери.
В лесу весело поют соловьи и кукушки.
6. Найдите предложение с однородными сказуемыми
Звезда горит и светит в темноте
Травка зеленеет , солнышко блестит
Над озером стоял туман
7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:
подлежащее
определение
сказуемое
8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
Захотел медведь меду, и полез на дерево.
Травка зеленеет , и солнышко блестит.
Мы любим зимой кататься на лыжах.
7. Итог урока. Рефлексия.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
8. Домашнее задание.
Упр. 91, или подобрать несколько предложений из художественной литературы, где однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.