kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных  членов предложения

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла 
Картошку, капусту, морковку, горох, 
Петрушку и свеклу. Ох!. 
 

Накрытые крышкою, в душном горшке 
Кипели, кипели в крутом кипятке 

 Картошка, капуста, морковка, горох, 
Петрушка и свекла. Ох!. 
И суп овощной оказался неплох! 

                                         Ю. Тувим

  1.  Постановка цели.
  • Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока?  (Однородные члены предложения)
  • Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)
  • Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы
  • изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока?  (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)
  • Какие  две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)
  • Что надо знать? (Признаки)СЛАЙД
  • Назовите их. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)
  • Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)
  1. Повторение. Работа с учебником

Упражнение №1 стр.134

  • Какую  задачу надо решить? (Пунктуационную)
  • Что такое пунктуация? (Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)
  • Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
  1. Найти грамматическую основу.
  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
  5. Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,

А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.

  1. Постановка учебной проблемы.

¾     СЛАЙД

¾      Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора и сказку. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

  • Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.
  • Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь  ставить запятые.  (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)
  • Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)
  • Как же убедиться, кто  правильно расставил знаки препинания в стихотворении?

 ( Посмотреть правило в учебнике стр.131; посмотреть, как написано в сказке

 А.С. Пушкина)

  • Откройте учебник.  Прочитайте правило.
  • Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина. 
  • Сделайте вывод.

При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.

  1. Закрепление.

- №2 стр.134

Придумайте и запишите предложение с повторяющимся союзом  И

  1.  Индивидуальная работа на карточках.
  • Расставьте запятые. Запишите схемы.

Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!

                               Заходер Борис 

Река, распевая, несла

И синие льдины, и волны,

И тонкий обломок весла.

                         А. Блок

В эту комнату толпою

Умывальники влетят.

И  залают,  и завоют,

И ногами застучат

                 К. Чуковский 

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

                         С. Маршак  

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
                 К. Чуковский 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

                     Загадка 

Проверка:

  •  Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)
  • Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
  1. Итог.
  • Что  узнали об однородных членах предложения?
  • С каким новым знанием вы уходите с урока?
  •       Что знали до этого урока? 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами."»

Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами.

Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. Словарная работа.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла 
Картошку, капусту, морковку, горох, 
Петрушку и свеклу. Ох!.. 

Накрытые крышкою, в душном горшке 
Кипели, кипели в крутом кипятке 

Картошка, капуста, морковка, горох, 
Петрушка и свекла. Ох!.. 
И суп овощной оказался неплох! 

Ю. Тувим


  1. Постановка цели.

  • Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока? (Однородные члены предложения)

  • Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)


  • Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы



  • изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)




  • Какие две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)


  • Что надо знать? (Признаки)СЛАЙД

  • Назовите их. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)


  • Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)



  1. Повторение . Работа с учебником

Упражнение №1 стр.134

  • Какую задачу надо решить? (Пунктуационную)

  • Что такое пунктуация? (Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)

  • Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.

  1. Найти грамматическую основу.

  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.

  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.

  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.

  5. Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,

А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.



  1. Постановка учебной проблемы.

  • СЛАЙД
  • Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора и сказку. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.


  • Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.

  • Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь ставить запятые. (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)

  • Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)

  • Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении?

( Посмотреть правило в учебнике стр.131; посмотреть, как написано в сказке

А.С. Пушкина)

  • Откройте учебник. Прочитайте правило.

  • Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.

  • Сделайте вывод.

При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.


  1. Закрепление.


- №2 стр.134

Придумайте и запишите предложение с повторяющимся союзом И

(вывод)


Индивидуальная работа на карточках.

  • Расставьте запятые. Запишите схемы.

Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!

Заходер Борис


Река, распевая, несла

И синие льдины, и волны,

И тонкий обломок весла.

А. Блок

В эту комнату толпою

Умывальники влетят.

И залают , и завоют,

И ногами застучат

К. Чуковский


Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

С. Маршак


Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
К. Чуковский



Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Загадка



Проверка:

  • Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)

  • Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.


  1. Итог.

  • Что узнали об однородных членах предложения?

  • С каким новым знанием вы уходите с урока?

Что знали до этого урока?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Однородные члены предложения. Знаки препинания с однородными членами."

Автор: Бузинская Вера Николаевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "113565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410466007"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания при однородных членах предложения""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "289821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454863016"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-odnorodnymi-chlienami"
    ["file_id"] => string(6) "127175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415279277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока "Однородные и неоднородные определения" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-odnorodnyie-i-nieodnorodnyie-opriedielieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423925097"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока в 9 классе Тема урока: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_v_9_klasse_tema_uroka_odnorodnye_chleny_predlozheniia_znaki_prepi"
    ["file_id"] => string(6) "580213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620736354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства