Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения
Ход урока.
- Организационный момент.
- Словарная работа.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!.
И суп овощной оказался неплох!
Ю. Тувим
- Постановка цели.
- Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока? (Однородные члены предложения)
- Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)
- Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы
- изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)
- Какие две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)
- Что надо знать? (Признаки)СЛАЙД
- Назовите их. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)
- Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)
- Повторение. Работа с учебником
Упражнение №1 стр.134
- Какую задачу надо решить? (Пунктуационную)
- Что такое пунктуация? (Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)
- Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
- Найти грамматическую основу.
- Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
- Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
- Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
- Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,
А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.
- Постановка учебной проблемы.
¾ СЛАЙД
¾ Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора и сказку. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
- Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.
- Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь ставить запятые. (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)
- Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)
- Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении?
( Посмотреть правило в учебнике стр.131; посмотреть, как написано в сказке
А.С. Пушкина)
- Откройте учебник. Прочитайте правило.
- Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.
- Сделайте вывод.
При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.
- Закрепление.
- №2 стр.134
Придумайте и запишите предложение с повторяющимся союзом И
- Индивидуальная работа на карточках.
- Расставьте запятые. Запишите схемы.
Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!
Заходер Борис
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла.
А. Блок
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.
И залают, и завоют,
И ногами застучат
К. Чуковский
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
С. Маршак
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
К. Чуковский
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Загадка
Проверка:
- Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)
- Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
- Итог.
- Что узнали об однородных членах предложения?
- С каким новым знанием вы уходите с урока?
- Что знали до этого урока?