Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» (ознакомление)
Цели: сформировать пунктуационную грамотность, развивать навык правильной постановки знаков препинания: запятой, двоеточия, тире при однородных членах предложения.
Оформление доски
О а О … О и О и О… И О и О, и О и О… О, О О и О... И, ДА=И (СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ) А, НО, ДА =НО (РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ | ДАТА Знаки препинания в предложениях с однородными членами Запятая, двоеточие, тире | «Словообразовательная разминка». Хлеборор, нахлебник, хлебосол, хлебушек, хлебозакупка, хлебать, похлёбка, ХЛЕБ, хлебец, хлебопекарня, хлебопашец, хлеб-соль. |
Пальцами прищёлкнула да ногой притопнула. И | Решили съездить всей семьёй, да в последний момент передумали. НО Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там. А |
1.Организационный момент (1минута).
2. Проверка домашнего задания упр. 197 (1минута).
1) НО 2) И 3) И 4) И 5) А 6) И
В каких предложениях запятую при однородных членах вы не поставили?
Как связаны между собой однородные члены предложения?
(при помощи союзов). Назовите вид орфограммы, пропущенный в следующих словах: Короткий, воды, затрещали, ходили? Объясните правило написания данной орфограммы.
3.Повторение пройденного материала (2минуты).
-Что такое однородные члены предложения?
-Какими способами они могут соединяться в предложениях?
-Рассмотрите схемы и исправьте ошибки.
-Назовите признаки однородных членов предложения?
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Относятся к одному и тому же слову.
3. Сходные по лексическому значению.
4. Выполняют одну и ту же синтаксическую роль.
5. Являются одной частью речи.
4. «Словообразовательная разминка» (3 минуты).
На доске записаны слова:
Хлеборор, нахлебник, хлебосол, хлебушек, хлебозакупка, хлебать, похлёбка, ХЛЕБ, хлебец, хлебопекарня, хлебопашец, хлеб-соль.
Задание: Что вы можете сказать о данной группе слов?
Значение каких слов вам не ясно? Какие два слова не имеют ничего общего со всеми остальными словами? хлебать, похлёбка
5. Знакомство с новым материалом (5 минут).
Параграф 41, стр. 83. Прочитайте самостоятельно материал школьного учебника. Рассмотрим таблицу №17 «Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах».
6.Закрепление нового материала (5 минут).
Постройте письменно в тетрадях предложения, в которых данные слова были бы в роли однородных членов предложения с обобщающим словом, укажите синтаксическую роль, постройте схемы.
Вывод: Когда необходимо использовать двоеточие, тире в предложениях с однородными членами?
А) Анализ двух предложений (2 минуты).
Я записал в тетради однокоренные слова: хлеборор, нахлебник, хлебосол, хлебушек. О: О, О, О, О.
Хлебец, хлебопекарня, хлебопашец и хлеб-соль- однокоренные слова.
О, О, О и О – О.
Б) Упражнение 201, 1,2предложения (с объяснением).
Вывод: Для того чтобы не ошибиться в постановке тире или двоеточия, необходимо определить место обобщающего слова.
7. Самостоятельная работа ( 10 минут).
1.Утро. 2. Р..са еще (не) обсохла. 3. Крошечные в..дяные капли повисли всюду (?)на листьях (?)цветах (?)на стеблях травы.
4. (Из)за вершин д..ревьев выгл..нуло со..нце, и в тот же миг в каждой капельке в..ды зажёгся осл..пительно яркий фонарик.
5. Они были все разные (?)синие (?)розовые (?)и голубые. 6. Весь лес сиял розовым светом.
1. Определите тему текста.
2. Какова основная мысль текста.
3. Как бы вы озаглавили этот текст?
4.Определите жанр текста.
А) Сказка Б) Рассказ В) басня Г) стихотворение
5. Какой тип речи используется в данном тексте?
А) повествование
Б) рассуждение
В) описание
6. Сколько пар однокоренных слов встретилось в тексте?
А) Одна
Б) две
В) три
Г) ни одной
7. В каких предложениях нужно поставить двоеточие?
А) 3
Б) 4
В) 5
Г) 3,5
8. какое слово образовано при помощи приставки?
А) Водяные
Б) Капелька
В) Обсохла
Г) Фонарик
Проверка по парам.
По ключу проверьте друг у друга правильность выполнения задания, поставьте оценки. 4- Б 5-А 6-Б 7- Г 8-В
Нет ошибок- 5 баллов, 1 ошибка- 4 балла, 2 ошибки- 3 балла,
3 ошибки и более- 2 балла.
8. Итоги урока (2 минуты).
9. Анализ оценок за урок.
10.Домашнее задание. Параграф №41 упр. 202.
11. Заполнение анкеты.