РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс
Тема: «Однородные члены предложения».
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения; повторение видов предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраске (интонации) (восклицательное, невосклицательное) и наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (1минута) СЛАЙД № 2
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Что вы ждете от урока? А начнем урок с работы над словарными словами.
2.Словарно-орфографическая работа. (8 минут)
Учитель: Прочитайте слова. Все ли слова вам понятны? Вставьте пропущенные орфограммы. Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, обозначьте непроверяемую безударную гласную и объясните.
СЛАЙД № 3: Дети:
Шос-е, б-лет, тен-ис, лес-ница, в-гон, рю-зак, изморо-ь, уж-н, с-ора.
Учитель: Положите тетради рядом и сверьте с образцом. У кого задание выполнено правильно, поставьте +.
3.Актуализация знаний. (5 минут)
У: Скажите, пожалуйста, что такое предложение?
Д: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У: Чем показывают законченность мысли?
Д: Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.
У: Назовите главные члены предложения.
Д: Подлежащее и сказуемое.
У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Д: Существительным, местоимением.
У: Чем в предложении может быть выражено сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глаголом (именем существительным).
У: Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?
Д: Нет.
У: А какими ещё могут быть члены предложения?
Д: Второстепенными.
У: Для чего нужны второстепенные члены предложения?
Д: Второстепенные члены предложения поясняют главные.
4.Обобщение и закрепление материала.
1. Анализ языкового материала. (4 минуты)
У: Работа по группам.
Перед вами карточка №1. Прочитайте задание и выполните. Составить из слов предложения.
1 группа
Кусты, инеем, камыши, высокие, деревья, опушились, травы, и, блестящим.
2 группа
дни, ясные, стоят, тихие.
3 группа
похожи, Они, как, один на другой, две капли воды.
4 группа
померкла, Но вот, потянул, ясность, ветер, синего неба, западный.
5 группа
туча, закрыла, небо, пухлая.
6 группа
снег, большими, пошел, клочьями.
Через 2 минуты заслушиваем составленные предложения.
У: Зачитайте предложения, которые у вас получились.
У: Расставьте знаки препинания в своих предложениях. Докажите правильность постановки знаков при помощи схемы. На эту работу отводится 2 минуты. (Докажите, схемы на доску).
Посмотрите, я записала эти предложения. Можно ли их назвать текстом.
СЛАЙД № 5
Зимняя природа великолепна. Они как две капли воды похожи один на другой. Стоят ясные тихие дни. Кусты, деревья, камыши и высокие травы опушились блестящим инеем. Большими клочьями пошел снег. Но вот померкла яркость синего неба, потянул западный ветер. Он белым мраком одел землю. Пухлая туча закрыла солнце.
У: Запишите первый абзац правильно.(5 мин.) Проверим
( зачитывают текст 1 ученик )
Зимняя природа великолепна. Кусты, деревья, камыши и высокие травы опушились блестящим инеем. Стоят ясные тихие дни. Они как две капли воды похожи один на другой.
Но вот померкла яркость синего неба, потянул западный ветер. Пухлая туча закрыла солнце. Большими клочьями пошел снег. Он белым мраком одел землю.
У: О чем текст? Д: О зимней природе.
У: Как в тексте изображено начало снегопада и сам снегопад?
Д: Небо померкло. Поднялся ветер. Пошел снег.
У: Как понимаете выражение «снег белым мраком одел землю»?
Д: Ничего не стало видно вокруг.
У: Обменяйтесь тетрадями. Проверим (зачитывает текст 1 ученик). У кого задание выполнено правильно, поставьте +.
У: Какие члены предложения называются однородными?
Д: Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос: и относятся к одному и тому же слову.
У: Назовите в первом абзаце предложение с однородными членами.
У: Прочитайте выделенное предложение. Стоят ясные тихие дни. Что вы можете сказать об этом предложении, опираясь на схему синтаксического разбора?
Вспомните план синтаксического разбора предложения. (Форзац учебника)
Порядок синтаксического анализа простого предложения:
1)Простое/сложное,
2)по цели высказывания (простое/сложное,повест., вопрос., побуд.)
3)по интонации (восклиц., невосклиц.)
4)по наличию второстепенных членов предложения (распр., нераспр.)
Д: Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое.
У: Разберите его по членам предложения. (в тетради с комментированием). Стоят ясные тихие дни. Почему вы не поставили здесь запятую?
Д: определения употреблены в разных значениях.
У: Подберите синонимы к этим словам. (ясные- солнечные, тихие- безветренные).
СЛАЙД № 10:
Но вот померкла яркость синего неба, потянул западный ветер.
У: Что можете сказать об этом предложении? Почему оно сложное?
Д: Две грамматические основы.
У: Разберите это предложение по членам предложения и частям речи. (Комментирование с опорой на слайд)
5.Работа в парах.
СЛАЙД № 6
У: Перед вами карточка№2. Рассмотрите схемы и подберите к каждой предложение.
В феврале яркое солнце светит, но не греет.
Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Зимовать остались только воробьи, вороны, синички.
- Выполняя это задание, вы объясняли друг другу знаки препинания.
- У меня возникает вопрос: «Когда же ставятся знаки препинания при однородных членах?»
СЛАЙД № 7
Посмотрите на схемы и сделайте вывод.
(если однородные члены связаны интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая; если однородные члены связаны союзом и запятая не ставится; перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая).
6.Физкультминутка (гимнастика для глаз)
7.Самостоятельная работа по карточкам.
Положите перед собой карточку № 3.Начинайте работу.
Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________
НАШ ЛЕС.
В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим бревна на постройку изб и сараев. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани.
Вставь, где необходимо, запятые Ф.И._________________________
БЕЛКА.
У белки мягкая шерсть чуткие стоячие уши быстрые глаза и провор¬ные цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю не убивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древес¬ными почками зернами орехами семенами еловых и сосновых шишек. Зубы у белки стираются но вскоре опять подрастают.
Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________
О ВОЛКЕ.
Волк для деревни — первый враг и разбойник. Он ходит бродит около скота. Выследит овцу накинется сзади вцепится зубами в горло и зарежет. Волк дик жаден и труслив.
Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________
ПОМОЩНИКИ.
Коля Костя и Миша приехали в лагерь на день раньше всего отряда. Им дали задание: приготовить помещение к приезду мальчиков и девочек. Когда они приехали в лагерь, в доме уже мыли полы вытирали пыль. Ребята стали помогать: носили воду перетаскали с чердака все койки тюфяки и матрацы. Расставили в порядке столы стулья и тумбочки. Нарвали цветов и поставили их на столах и на окнах в банках с водой. Ребята у стали но были довольны своей работой.
А теперь я еще раз обращаю ваше внимание на текст. Прочитайте его.
8. Итог урока. Рефлексия.
Что же мы знаем об однородных членах предложения?