Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Цели урока:
Познакомить с условиями постановки запятой при однородных членах; выявить умение выделять грамматическую основу предложения, обозначать второстепенные члены предложения, находить обращения, однородные члены предложения, однородные члены предложения при обобщающем слове.
Развитие навыков самостоятельной работы, в группе, в паре при работе с электронным учебником, развитие мотивации к познавательной деятельности;
Воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
Планируемые результаты: обучающиеся научаться различать предложения с однородными членами, узнавать способы выражения однородных членов, научаться применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
При планировании урока использованы:
Учебник «Русский язык»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Электронный учебник 5 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-практикум.
Технические требования к уроку: компьютер, электронный учебник
План урока
I. Мобилизующий этап. Повторение. Работа в группах.
- Прочитайте словарную работу в электронном учебнике и попробуйте связать новые понятия с разделом науки о языке, который мы изучаем.
1 группа – что такое однородные члены?
2 группа - обобщающие слова.
3 группа – обращения.
Рассмотрите карточки: есть ли ошибки в предложениях. Если есть, то какие?
-Пунктуационные.
II. Формулирование теми и цели урока.
-Попробуйте определить основную тему урока и сформулировать цели урока
III. Изучение нового материала.
1.Работа над стихотворением М. Исаковского
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
- Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает?
( Обычный ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой.)
- Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста (ученые, изучающие язык).
- Что необычного в этом стихотворении? (Все стихотворение состоит из одного предложения.)
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?(Одно подлежащее и 7 сказуемых)
- На какой вопрос они отвечают? ((ветер) что сделал?)
- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)
- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).
2. Работа в парах. Работа с электронным учебником.
-Поработайте с электронным учебником, прослушайте материал, определите правила постановки пунктуационных знаков при однородных членах и обобщающем слове. Приведите примеры.
-Попробуйте назвать признаки однородных членов предложения!
Признаки однородных членов предложения:
Отвечают на один вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному слову
Обычно являются одной частью речи
Интонация перечисления
IV. Физическая разминка
Выполнение упражнений при однородных членах:
V. Закрепление изученного материала.
Индивидуальная работа. Выполнение проверочной работы в электронном учебнике. Выполнение 6 заданий. Тестовый контроль.
. Рефлексия. Итог урока
– Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.
Осталось последнее задание: нужно докончить предложения.
-Я понял….
-У меня лучше всего получилось….
-Вызвало затруднение ……
-Мне нужно поработать над….
-На столе у каждого из вас есть карточка, которая соответствует твоему настроению после урока. На этих же листочках поставьте себе оценку. Посмотрим, насколько совпали оценки, поставленные вами самими, одноклассниками и учителем
VII. Домашнее задание.
уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя в тексте однородные члены предложения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания при однородных членах предложения"»
Урок русского языка в 5 классе
Тема «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Цели урока:
Познакомить с условиями постановки запятой при однородных членах; выявить умение выделять грамматическую основу предложения, обозначать второстепенные члены предложения, находить обращения, однородные члены предложения, однородные члены предложения при обобщающем слове.
Развитие навыков самостоятельной работы, в группе, в паре при работе с электронным учебником, развитие мотивации к познавательной деятельности;
Воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
Планируемые результаты: обучающиеся научаться различать предложения с однородными членами, узнавать способы выражения однородных членов, научаться применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
При планировании урока использованы:
Учебник «Русский язык»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Электронный учебник 5 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-практикум.
Технические требования к уроку: компьютер, электронный учебник
План урока
I. Мобилизующий этап. Повторение. Работа в группах.
- Прочитайте словарную работу в электронном учебнике и попробуйте связать новые понятия с разделом науки о языке, который мы изучаем.
1 группа – что такое однородные члены?
2 группа - обобщающие слова.
3 группа – обращения.
Рассмотрите карточки: есть ли ошибки в предложениях. Если есть, то какие?
-Пунктуационные.
II. Формулирование теми и цели урока.
-Попробуйте определить основную тему урока и сформулировать цели урока
III. Изучение нового материала.
1.Работа над стихотворением М. Исаковского
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
- Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает?
( Обычный ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой.)
- Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста (ученые, изучающие язык).
- Что необычного в этом стихотворении? (Все стихотворение состоит из одного предложения.)
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?(Одно подлежащее и 7 сказуемых)
- На какой вопрос они отвечают? ((ветер) что сделал?)
- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)
- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).
2. Работа в парах. Работа с электронным учебником.
-Поработайте с электронным учебником, прослушайте материал, определите правила постановки пунктуационных знаков при однородных членах и обобщающем слове. Приведите примеры.
-Попробуйте назвать признаки однородных членов предложения!
Признаки однородных членов предложения:
Отвечают на один вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному слову
Обычно являются одной частью речи
Интонация перечисления
IV. Физическая разминка
Выполнение упражнений при однородных членах:
Хома, Хома, Хомячок
Полосатенький бочок,
Хома рано встает,
Лапки моет, шейку трет,
Подметает Хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хома хочет сильным стать!
V. Закрепление изученного материала.
Индивидуальная работа. Выполнение проверочной работы в электронном учебнике. Выполнение 6 заданий. Тестовый контроль.
VI. Рефлексия. Итог урока
– Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.
Осталось последнее задание: нужно докончить предложения.
-Я понял….
-У меня лучше всего получилось….
-Вызвало затруднение ……
-Мне нужно поработать над…..
-На столе у каждого из вас есть карточка с нарисованной мордочкой. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока. На этих же листочках поставьте себе оценку. Посмотрим, насколько совпали оценки, поставленные вами самими, одноклассниками и учителем
VII. Домашнее задание.
уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя в тексте однородные члены предложения.