kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания в предложениях с обращением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с обращением" нацелен на развитие навыков учащихся в опознавании, интонировании, а также пунктуационном оформлении простых предложений, осложненных обращением.Учащиеся в своей деятельности анализируют и преобразуют полученную информацию в модель, создают собственные высказывания по данным схемам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с обращением »

Урок русского языка в 5 классе


Тема: Знаки препинания в предложениях с обращением.

Цели как деятельность учеников.

М/п (познав.): преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм).

М/к (коммуникат.): участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.

4ЛР (линия развития по ОС «Школа 2100 – овладение орфографией и пунктуацией): опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.

3ЛР (умения различных видов устной и письменной речи): моделировать и употреблять в речи предложения с обращениями в соответствии с ситуацией общения.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Ответственные докладывают учителю о выполнении учащимися письменного домашнего задания.


II. Актуализация изученного на материале домашнего задания.

Уплотненный опрос.

1.У доски:

1). синтаксический разбор предложения

с обращением (из дом. упр.№ 303) –

1 учащийся (с использованием карточки-опоры «Синтаксический разбор простого осложненного предложения»);


Отпусти ты, старче, меня в море…


2). морфологический разбор глагола «гоняешь» - 1 учащийся (план и образец разбора в учебнике теории под ред. Бабайцевой В.В.);

3). работа с орфографическими карточками – 2 учащихся на местах

(с использованием орфографических словарей);

4). игра по морфологии «Узнай часть речи» - 1 учащийся (у компьютера)

2. Фронтальная работа с классом:

- Найдите в домашнем упражнении простое предложение, осложненное однородными членами.

- Чем еще может быть осложнено простое предложение?

(Обращением и вводными словами).

- Что такое обращение? Приведите примеры из домашнего задания.

( Слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью).

- Как отличать обращение от подлежащего, если они выражены существительными в именительном падеже?

(Обращение не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого).

- Какие местоимения не являются обращениями?

( Ты и вы).

- Как обращение выделяется на письме и в устной речи?

( В устной речи используется звательная интонация, на письме – запятые).

- Найдите в домашней работе предложение с распространенным обращением.

- Как графически в схемах обозначается обращение?

3. Проверка и оценивание.

Проверка учителем тетради с домашним заданием с целью выявления типичных недочетов в работе учащихся. Оценивание с комментарием.

Проверка индивидуальной работы, выполненной учащимися на доске. Учащиеся читают синтаксическую и морфологическую характеристики, отвечают на вопросы учителя и учащихся. Классное обсуждение и оценивание.

Проверка работы и оценивание по результатам компьютерной игры.

Вывод:

- Что мы знаем об обращении?

(Обращение осложняет простое предложение, но членом предложения не является; на письме выделяется запятыми).







Познавательные УУД

  1. Анализировать, классифицировать, устанавливать закономерности.

  2. Извлекать,сопоставлять и преобразовывать информацию из одного вида в другой.






Регулятивные УУД

  1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.















Коммуникативные УУД


Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Формулирование темы и целей урока.

Слайд №1

- Послушайте стихотворение. К чему призывает автор?

Всем нам при общении

Поможет обращение.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

( В.Валгина)

Дети вслух несколько раз повторяют рифмовку с целью запоминания.

- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Будем учиться ставить знаки препинания при обращении).

Запись темы урока:

Знаки препинания при обращении.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока, его цель.














IV. Углубление знаний по теме.

1.Вопросы на актуализацию знаний:

- Как вы думаете, что может помочь нам в постановке знаков препинания, если иметь в виду, что письменные знаки отражают устную речь? А что важно для устной речи?

(Интонация, пауза).

2. Наблюдение над интонированием обращений.

- Прочитайте предложения, акцентируя обращения.

Слайд №2.

Предложения на различение интонации. Знаки препинания не расставлены.

  1. Дениска ты можешь выступить в концерте?

  1. Дениска не хотел выступить в концерте.

  2. Мама не знала что я умею громко петь.

  3. Разве ты не знала мама что я умею громко петь?

4.Ты что про меня пишешь Карнаухова?

  1. Брюквин постоянно мешал Карнауховой.


- Как нужно читать обращения?

( С повышение голоса, пауза после обращения).

- Чему мы сейчас учились?

( Правильно выделять голосом обращения).

- Запишите предложения с обращениями, расставьте знаки препинания и графически обозначьте обращения.

3. Выборочное списывание с анализом обращений, их места всоставе предложений

(работа в парах).

Коллективное обсуждение результатов.

- Где находятся обращения?

( В начале, в середине и в конце предложения).

- Почему при обращении две запятые?

( Обращение стоит в середине предложения).

- Следовательно, запятая при обращении выделительный или разделительный знак?

( Выделительный).

- А что запятая разделяет?

( Части сложного предложения, однородные члены предложения).

- Какие знаки препинания вы еще знаете и к каким группам их можно отнести?

(Двоеточие, тире, знаки конца предложения)

4.Составьте схему-опору «Группы знаков препинания по их функции» (работа в группах).

Знаки препинания:

конца пр-ия ▼

. ! ? … выделительные

(двойные)

( ) , -

разделительные (одиночные)

:, ;-

5. Коллективное обсуждение схем, сравнение с эталоном.

- Почему обращения выделяются запятыми, а однородные члены разделяются запятыми?

( Обращения не являются членами предложения, а однородные члены являются членами предложения).

- Что значит двойные знаки препинания?

(Ставятся с двух сторон).

- Какие ключевые слова помогают различать выделительные и разделительные знаки препинания?

( «Между» - для разделительных и «при» - для выделительных).











Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

  2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

  3. Сжимать информацию до ключевых слов.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление схемы).






























Коммуникативные УУД

1.Взаимодействовать в группах, договариваться о совместной деятельности.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.







Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Сравнение с эталоном.

V. Открытие новых знаний.

1. Учебник (с.94) – анализ схем к пунктограмме «Знаки препинания при обращении».

- Чем схемы отличаются друг от друга?

( Местом обращений и количеством запятых).

- Какая схема особенная?

( С восклицательным знаком).

- Для чего служит восклицательный знак?

( Для выражения особой, восклицательной интонации).

- Приведите пример из домашнего задания.

( Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…)

  1. Запишите схемы в тетрадь и проиллюстрируйте своими примерами (самостоятельно).

  2. Взаимопроверка и классное обсуждение.

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию, представленную в разных формах.

2. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого.





Личностные результаты.

Стремиться к речевому самосовершенствованию.


VI. Первичный контроль знаний и умений по изученному материалу.

Тестирование с самопроверкой.


Регулятивные УУД

1.Сравнение с эталоном.

2. Оценивание по критериям.


VII. Рефлексия.

Самоанализ результатов тестирования по плану:

  1. Что нужно было сделать в задании?

  2. Как справился с заданием: полностью или с ошибками?

  3. Что вызвало наибольшее затруднение?


Регулятивные УУД

  1. Выявление области незнания.

  2. Определение пути решения проблем.

VIII, Домашнее задание.

1.УТ 22

2. № 311(схемы)





Использованные ресурсы:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Дрофа, 2005.

  2. Русский язык. Практика. 5 кл. : учебник/под ред. А.Ю. Купаловой – М.:Дрофа, 2014

3. http://w.school2100.ru

4. Черногрудова Е.П. Тесты по русскому языку:5 кл.М.: Издательство «Экзамен», 2013


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знаки препинания в предложениях с обращением

Автор: Лапшихина Любовь Ивановна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 156049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "117439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412786681"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "урок русского языка "Знаки препинания при обращениях""
    ["seo_title"] => string(55) "urokrusskoghoiazykaznakipriepinaniiapriobrashchieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "293377"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455466166"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема урока: "Обращение. Знаки препинания при обращении". "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "239634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444832916"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении"
    ["seo_title"] => string(63) "poniatiie-ob-obrashchienii-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "253411"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447595462"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обращение.Знаки препинания при обращении. "
    ["seo_title"] => string(51) "obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "234894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443544322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства