II. Актуализация изученного на материале домашнего задания. | Уплотненный опрос. 1.У доски: 1). синтаксический разбор предложения с обращением (из дом. упр.№ 303) – 1 учащийся (с использованием карточки-опоры «Синтаксический разбор простого осложненного предложения»); Отпусти ты, старче, меня в море… 2). морфологический разбор глагола «гоняешь» - 1 учащийся (план и образец разбора в учебнике теории под ред. Бабайцевой В.В.); 3). работа с орфографическими карточками – 2 учащихся на местах (с использованием орфографических словарей); 4). игра по морфологии «Узнай часть речи» - 1 учащийся (у компьютера) 2. Фронтальная работа с классом: - Найдите в домашнем упражнении простое предложение, осложненное однородными членами. - Чем еще может быть осложнено простое предложение? (Обращением и вводными словами). - Что такое обращение? Приведите примеры из домашнего задания. ( Слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью). - Как отличать обращение от подлежащего, если они выражены существительными в именительном падеже? (Обращение не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого). - Какие местоимения не являются обращениями? ( Ты и вы). - Как обращение выделяется на письме и в устной речи? ( В устной речи используется звательная интонация, на письме – запятые). - Найдите в домашней работе предложение с распространенным обращением. - Как графически в схемах обозначается обращение? 3. Проверка и оценивание. Проверка учителем тетради с домашним заданием с целью выявления типичных недочетов в работе учащихся. Оценивание с комментарием. Проверка индивидуальной работы, выполненной учащимися на доске. Учащиеся читают синтаксическую и морфологическую характеристики, отвечают на вопросы учителя и учащихся. Классное обсуждение и оценивание. Проверка работы и оценивание по результатам компьютерной игры. Вывод: - Что мы знаем об обращении? (Обращение осложняет простое предложение, но членом предложения не является; на письме выделяется запятыми). | Познавательные УУД Анализировать, классифицировать, устанавливать закономерности. Извлекать,сопоставлять и преобразовывать информацию из одного вида в другой. Регулятивные УУД Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Формулирование темы и целей урока. | Слайд №1 - Послушайте стихотворение. К чему призывает автор? Всем нам при общении Поможет обращение. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. ( В.Валгина) Дети вслух несколько раз повторяют рифмовку с целью запоминания. - Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем учиться ставить знаки препинания при обращении). Запись темы урока: Знаки препинания при обращении. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока, его цель. |
IV. Углубление знаний по теме. | 1.Вопросы на актуализацию знаний: - Как вы думаете, что может помочь нам в постановке знаков препинания, если иметь в виду, что письменные знаки отражают устную речь? А что важно для устной речи? (Интонация, пауза). 2. Наблюдение над интонированием обращений. - Прочитайте предложения, акцентируя обращения. Слайд №2. Предложения на различение интонации. Знаки препинания не расставлены. Дениска ты можешь выступить в концерте? Дениска не хотел выступить в концерте. Мама не знала что я умею громко петь. Разве ты не знала мама что я умею громко петь? 4.Ты что про меня пишешь Карнаухова? Брюквин постоянно мешал Карнауховой. - Как нужно читать обращения? ( С повышение голоса, пауза после обращения). - Чему мы сейчас учились? ( Правильно выделять голосом обращения). - Запишите предложения с обращениями, расставьте знаки препинания и графически обозначьте обращения. 3. Выборочное списывание с анализом обращений, их места всоставе предложений (работа в парах). Коллективное обсуждение результатов. - Где находятся обращения? ( В начале, в середине и в конце предложения). - Почему при обращении две запятые? ( Обращение стоит в середине предложения). - Следовательно, запятая при обращении выделительный или разделительный знак? ( Выделительный). - А что запятая разделяет? ( Части сложного предложения, однородные члены предложения). - Какие знаки препинания вы еще знаете и к каким группам их можно отнести? (Двоеточие, тире, знаки конца предложения) 4.Составьте схему-опору «Группы знаков препинания по их функции» (работа в группах). Знаки препинания: ▼ конца пр-ия ▼ . ! ? … выделительные (двойные) ( ) , - ▼ разделительные (одиночные) :, ;- 5. Коллективное обсуждение схем, сравнение с эталоном. - Почему обращения выделяются запятыми, а однородные члены разделяются запятыми? ( Обращения не являются членами предложения, а однородные члены являются членами предложения). - Что значит двойные знаки препинания? (Ставятся с двух сторон). - Какие ключевые слова помогают различать выделительные и разделительные знаки препинания? ( «Между» - для разделительных и «при» - для выделительных). | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приемами отбора и систематизации материала. Сжимать информацию до ключевых слов. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление схемы). Коммуникативные УУД 1.Взаимодействовать в группах, договариваться о совместной деятельности. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Сравнение с эталоном. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Учебник (с.94) – анализ схем к пунктограмме «Знаки препинания при обращении». - Чем схемы отличаются друг от друга? ( Местом обращений и количеством запятых). - Какая схема особенная? ( С восклицательным знаком). - Для чего служит восклицательный знак? ( Для выражения особой, восклицательной интонации). - Приведите пример из домашнего задания. ( Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…) Запишите схемы в тетрадь и проиллюстрируйте своими примерами (самостоятельно). Взаимопроверка и классное обсуждение. | Познавательные УУД 1.Извлекать информацию, представленную в разных формах. 2. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого. Личностные результаты. Стремиться к речевому самосовершенствованию. |