kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Знаки препинания при обращениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классе Тема урока: « Знаки препинания в предложениях с обращением» Тип урока: Урок объяснения нового материала Цель урока: познакомить учащихся с обращением,его грамматическими признаками, особенностями употребления. Задачи урока: 1. Формировать умение правильно определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, отличать обращение от подлежащего. 2. Совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения. 3. Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности. Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная,фронтальная. Применяемые технологии: информационные технологии, проблемно-диалогические технологии. I.Организационно-подготовительный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Дидактические задачи этапа: - создать положительный эмоциональный настрой; - вызвать интерес к учебной деятельности. Методы: метод стимулирования познавательного интереса Приветствие. Добрый день. Я рада видеть Вас. Надеюсь на взаимность. На прошлом уроке вы порадовали своей активностью, готовностью к уроку. Надеюсь, что и сегодня вы проявите себя с хорошей стороны. II.Актуализация изученного Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - повторить теоретические сведения об однородных членах предложения;- продемонстрировать умение находить однородные члены предложения в тексте, оформлять пунктуационно. Цель, которую хочет достичь учитель : - проверить умение учащихся находить смысловые отрезки -однородные члены предложения, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы: - стимулирования: похвала; - оценивания (самооценка с помощью сопоставления с правильным ответом). Языковая разминка. Задание: открыть тетради для самостоятельных работ на странице 62. Прочитать текст, определить его тему. Выполнить задания А6,В1,В2,В3. Сверить свои ответы с ответами на доске. (слайд № 1) А6 -4 В1 -1 В2 -2,3 В3 -5 - Есть ли ошибочные ответы? - Что называют однородными членами предложения? (Однородные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют ряд признаков: а) они присоединяются к одному и тому же члену предложения б) отвечают на один и тот же вопрос; в) произносятся с перечислительной интонацией. На письме эти отрезки могут разделяться запятой. Учитель: молодцы, вы справились с заданием. III.Создание проблемной ситуации Учебная цель для учащихся: - сформулировать тему, цели урока;- изучить теоретический материал по теме «Обращение»; - освоить схему рассуждения при выделении обращения на письме; - получить представление о распространенных и нераспространенных обращениях; - научиться отличать обращение от подлежащего. Задача: - научить строить предложения с обращениями, использовать в речи, пунктуационно оформлять обращение. Формулирование проблемы, планирование деятельности Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: - организовать деятельность учащихся для освоения нового учебного материала; - подвести учащихся к пониманию того, что обращение – смысловой отрезок, называющий предмет или лицо, к которому обращаются. Поиск решения, открытие нового знания. Методы: - объяснительно-иллюстративный; - частично- поисковый; - репродуктивный; - сравнения. Сегодня мы познакомимся с новым смысловым отрезком в составе простого предложения. Каким? Это предстоит узнать. Понаблюдайте за своей речью. Какие слова вы используете, если нужно обратиться к другу, к учителю, к родным? Приведите примеры предложений с этими словами. Какова роль данных слов в предложении? Данные слова встречаются часто в повседневной жизни, в устной и письменной речи, в музыке (песнях). Прослушайте отрывки из песен, назовите слова, к которым обращаются. Какая интонация характерна для их произнесения? - Как вы думаете, как называются слова, называющие того, к кому обращаются? Записывается тема урока.Дети формулируют цели и задачи урока. Задание: выпишите из текстов упр.260 предложения с обращениями, сохраняя знаки препинания. Над обращениями поставьте О. 1. Здорово, парнище! 2. Прощай, больница! 3. Здравствуй, школа! (Задание выполняется у доски). - В каком падеже стоит обращение ? - Какие члены предложения стоят в этом же падеже? - Как отличить подлежащее от обращения? (Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь, а обращение называет предмет, к которому обращается говорящий. Задание: Постройте предложения, в которых записанные выше обращения оказались подлежащими в составе простого предложения. Прочитайте записанные предложения без обращений, изменился ли смысл? (нет) А если составленное вами предложение произнести без подлежащих, изменится ли смысл? (да) Вывод (формулируется обучающимися) Одни и те же слова могут быть и подлежащими, и обращениями. Важно различать, что означают данные слова: предмет или обращение к предмету. Смысловой отрезок - обращения можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Это еще одно отличие обращения от подлежащего. Попробуйте дать ответ на вопрос: что называется обращением? (слайд №2) Сверьте свои ответы с учебно-научным текстом на странице 139. - О чем еще вы узнали из текста? (Обращение может быть распространенным и нераспространенным, не является членом предложения). Работа в парах. Задание: составьте диалог в лицах, включив распространенные и нераспространенные обращения. - Как выделяются обращения в устной речи? Что вы заметили? Сообщение, подготовленное обучающимся:- В Древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Оно устанавливало связь между говорящим и тем, к кому обращаются. Со временем звательный падеж утрачивается, но слова – обращения остаются. В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать. Всем нам при общении поможет обращение, к людям, звездам или птицам можешь смело обратиться. При письме, не забывай, запятыми выделяй. Вопрос для наблюдения: Как выделяются обращения в письменной речи? Поясните примеры выделения обращений, используя тексты предыдущих упражнений. Задание: прочитайте текст в рамке на странице 140. Что нужно знать для правильного оформления обращений в письменной речи? Как обособим обращение, произнесенное с особой интонацией, с особым чувством? Задание: Составьте и запишите предложения, включив обращения, произнесенные с особой интонацией, так чтобы обращение стояло в начале предложения. (После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.) Вывод (формулируется учащимися) После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.) IV.Рефлексия Учебная цель для учащихся: - применять обращения в соответствии с нормами устной и письменной речи; - определять позицию обращения в предложении, пунктуационно оформлять обращения по алгоритму рассуждения. Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: - закрепить умения пунктуационного оформления обращений; - отработать практические навыки нахождения обращений в тексте. Методы: - репродуктивный;- словесный; - контроля и самоконтроля; - мотивации и стимулирования. Дифференцированная работа по упражнению 263. Задание: записать известные вам строки А.С. Пушкина. Объяснить постановку знаков препинания. Графически обозначить обращения. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. (Задание выполняется дифференцированно, у доски 3 человека) 1. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу. 2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… 3. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу… Составьте алгоритм действий, необходимых для правильного оформления обращений в письменной речи. 1. Находим обращение – смысловой отрезок. 2. Смотрим, какое место в предложении занимает. 3. Выделяем запятыми.) Слайд № 4. Задание с элементами тестирования. Задание: записать предложения с обращениями, расставить знаки препинания. 1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда. 2. Эй братец загораешь? 3. Получай свою одежду товарищ по несчастью. 4. Скажи дружище какая муха тебя укусила? 5. Мама научи меня сочинять стихи. 6. К утру мороз крепчал. - Что нового узнали ? - Что показалось самым сложным? -оцените свою работу на уроке. V.Задание на дом, включающее: Цель для учащихся: закрепить умение находить обращения в тексте, пунктуационно оформлять на письме.Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: развивать умение в нахождении обращений в тексте, пунктуационно оформлять обращения на письме Домашнее задание страница 139-140, выучить правила, упражнение 268. Задание: списать предложение, расставляя знаки препинания, графически обозначить обращения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Знаки препинания при обращениях"»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: « Знаки препинания в предложениях с обращением»

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с обращением ,его грамматическими признаками, особенностями употребления.

Задачи урока:

  1. Формировать умение правильно определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, отличать обращение от подлежащего.

  2. Совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения.

  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная ,фронтальная.

Применяемые технологии: информационные технологии, проблемно-диалогические технологии.

I.Организационно-подготовительный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Дидактические задачи этапа:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- вызвать интерес к учебной деятельности.

Методы: метод стимулирования познавательного интереса

Приветствие.

Добрый день. Я рада видеть Вас. Надеюсь на взаимность.

На прошлом уроке вы порадовали своей активностью, готовностью к уроку. Надеюсь, что и сегодня вы проявите себя с хорошей стороны.

II.Актуализация изученного

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- повторить теоретические сведения об однородных членах предложения;

- продемонстрировать умение находить однородные члены предложения в тексте, оформлять пунктуационно.

Цель, которую хочет достичь учитель :

- проверить умение учащихся находить смысловые отрезки -однородные члены предложения, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы:

- стимулирования: похвала;

- оценивания (самооценка с помощью сопоставления с правильным ответом).

Языковая разминка.

Задание: открыть тетради для самостоятельных работ на странице 62.

Прочитать текст, определить его тему.

Выполнить задания А6, В1, В2, В3.

Сверить свои ответы с ответами на доске. (слайд № 1)

А-4

В-1

В-2,3

В-5

- Есть ли ошибочные ответы?

Что называют однородными членами предложения? (Однородные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют ряд признаков:

а) они присоединяются к одному и тому же члену предложения

б) отвечают на один и тот же вопрос;

в) произносятся с перечислительной интонацией.

На письме эти отрезки могут разделяться запятой.

Учитель: молодцы, вы справились с заданием.

III.Создание проблемной ситуации

Учебная цель для учащихся:

- сформулировать тему, цели урока;

- изучить теоретический материал по теме «Обращение»;

- освоить схему рассуждения при выделении обращения на письме;

- получить представление о распространенных и нераспространенных обращениях;

- научиться отличать обращение от подлежащего.

Задача:

- научить строить предложения с обращениями, использовать в речи, пунктуационно оформлять обращение.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность учащихся для освоения нового учебного материала;

подвести учащихся к пониманию того, что обращение – смысловой отрезок , называющий предмет или лицо, к которому обращаются.

Поиск решения , открытие нового знания.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично- поисковый;

- репродуктивный;

- сравнения.

Сегодня мы познакомимся с новым смысловым отрезком в составе простого предложения. Каким? Это предстоит узнать.

Понаблюдайте за своей речью. Какие слова вы используете, если нужно обратиться к другу, к учителю, к родным?

Приведите примеры предложений с этими словами.

Какова роль данных слов в предложении? Данные слова встречаются часто в повседневной жизни, в устной и письменной речи, в музыке (песнях). Прослушайте отрывки из песен, назовите слова , к которым обращаются.

Какая интонация характерна для их произнесения?

- Как вы думаете, как называются слова, называющие того, к кому обращаются?

Записывается тема урока.

Дети формулируют цели и задачи урока .

Задание: выпишите из текстов упр.260 предложения с обращениями, сохраняя знаки препинания. Над обращениями поставьте О.

  1. Здорово, парнище!

  1. Прощай, больница!

  1. Здравствуй, школа!

(Задание выполняется у доски).

- В каком падеже стоит обращение ?

- Какие члены предложения стоят в этом же падеже?

Как отличить подлежащее от обращения?

(Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь, а обращение называет предмет, к которому обращается говорящий.

Задание:

Постройте предложения, в которых записанные выше обращения оказались подлежащими в составе простого предложения.

Прочитайте записанные предложения без обращений, изменился ли смысл? (нет) А если составленное вами предложение произнести без подлежащих, изменится ли смысл? (да)

Вывод (формулируется обучающимися) Одни и те же слова могут быть и подлежащими, и обращениями. Важно различать, что означают данные слова: предмет или обращение к предмету. Смысловой отрезок - обращения можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Это еще одно отличие обращения от подлежащего.

Попробуйте дать ответ на вопрос: что называется обращением? (слайд №2)

Сверьте свои ответы с учебно-научным текстом на странице 139.

- О чем еще вы узнали из текста? (Обращение может быть распространенным и нераспространенным, не является членом предложения).

Работа в парах.

Задание: составьте диалог в лицах, включив распространенные и нераспространенные обращения.

- Как выделяются обращения в устной речи?

Что вы заметили?

Сообщение, подготовленное обучающимся:

- В Древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Оно устанавливало связь между говорящим и тем, к кому обращаются. Со временем звательный падеж утрачивается, но слова – обращения остаются.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать.

Всем нам при общении

поможет обращение,

к людям , звездам или птицам

можешь смело обратиться.

При письме, не забывай,

запятыми выделяй.

Вопрос для наблюдения:

Как выделяются обращения в письменной речи? Поясните примеры выделения обращений , используя тексты предыдущих упражнений.

Задание: прочитайте текст в рамке на странице 140. Что нужно знать для правильного оформления обращений в письменной речи? Как обособим обращение, произнесенное с особой интонацией, с особым чувством?

Задание: Составьте и запишите предложения, включив обращения, произнесенные с особой интонацией, так чтобы обращение стояло в начале предложения. (После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.)

Вывод (формулируется учащимися) После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.)

IV.Рефлексия

Учебная цель для учащихся:

- применять обращения в соответствии с нормами устной и письменной речи;

- определять позицию обращения в предложении, пунктуационно оформлять обращения по алгоритму рассуждения.

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

- закрепить умения пунктуационного оформления обращений;

- отработать практические навыки нахождения обращений в тексте.

Методы:

- репродуктивный;

- словесный;

- контроля и самоконтроля;

- мотивации и стимулирования.

Дифференцированная работа по упражнению 263.

Задание: записать известные вам строки А.С. Пушкина. Объяснить постановку знаков препинания. Графически обозначить обращения. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. (Задание выполняется дифференцированно, у доски 3 человека)

1. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу.

2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

3. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу…

Составьте алгоритм действий, необходимых для правильного оформления обращений в письменной речи.

  1. Находим обращение – смысловой отрезок. 2. Смотрим, какое место в предложении занимает. 3. Выделяем запятыми.)

Слайд № 4. Задание с элементами тестирования.

Задание: записать предложения с обращениями, расставить знаки препинания.

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.

4. Скажи дружище какая муха тебя укусила?

5. Мама научи меня сочинять стихи.

6. К утру мороз крепчал.

- Что нового узнали ?

- Что показалось самым сложным?

-оцените свою работу на уроке .

V.Задание на дом, включающее:

Цель для учащихся: закрепить умение находить обращения в тексте, пунктуационно оформлять на письме.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: развивать умение в нахождении обращений в тексте, пунктуационно оформлять обращения на письме

Домашнее задание страница 139-140, выучить правила, упражнение 268. Задание: списать предложение, расставляя знаки препинания, графически обозначить обращения.











































Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"



Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности.

Оформление сцены: портрет поэта, фотографии разных лет, диск с песнями на стихи С.Есенина, фрагмент фильма.

“Тебе в залог я сердце оставляю…”

С.А.Есенин

I.Видеоролик.(слайд 1, 2). Учитель.

-        Ребята, гости! 2015 год объявлен годом литературы в нашей стране. Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для Вас. Сегодня предметом нашего разговора будет жизнъ, судьба, роль женщин в творчестве лирического поэта С.А.Есенина. 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая дата рождения, вторая – смерти поэта. Поэтому 2015 год знаменателен ещё и тем, что в этом году 3 октября русскому поэту Есенину исполнилось бы 120 лет. Давайте прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца «как песнь простая».

Слайд 3.

Ведущий: Сергею Александровичу Есенину, великому русскому поэту посвящается…

Как ты там Сергей Есенин?

Ты нас слышишь милый друг?

Приходи на хороводы

И вставай в веселый круг!

Расскажи нам как на небе,

В черной мгле или в раю,

Принимали на поруки

Душу грешную твою!

Ты оставил нам зарницы,

Дым печной и сердца стук,

Когда солнце льется в душу

Как дожди в зеленый луг.

Не оставил лишь свободу,

Что жила всю жизнь в тебе,

И которой не скончаться

В Англетере на трубе.

Ты живой и дышишь с нами,

Русским воздухом святым,

Возвращайся поскорее,

Мы тебя в себе храним...

Ведущий: 30 прожитых поэтом лет… много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям, что он увидел, узнал, понял».

Слайд 4, 5, 6

ученик:

Родился я в 1895 году, 3 октября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Они брали меня в лодку, отплывали от берега. Снимали с меня белье и, как щенка, бросали в воду.

Раннее детство прошло в доме деда. Мой дед Федор Андреевич был удивительный человек. Он знал наизусть великое множество народных песен и духовных стихов. По настоянию деда я рано начал учиться читать и одолел грамоту в пять лет. Особенно любила меня бабушка, Наталья Евтеевна, человек добрый, ласковый. Она рассказывала сказки, старинные предания и легенды, пела песни. Любовь к народным песням и книгам привили мне родные.

От мамы унаследовал живой впечатлительный ум. Я шел к ней со всей радостью и болью, она одна была отрадой. Она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен.

Слайд 7.

Ведущий: Гениальный поэт. Его романтически-легендарная и реально-земная жизнь всегда напряжена, драматична и глубоко противоречива. Чем глубже мы познаём её, тем полнее открывается нам единство таланта творца и человека. Гениальный поэт – всегда личность. Его душа не может быть мелкой, она всегда возвышенно- крылата, милосердна, достойна, человечна.

Ведущий:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды сердца на нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин

1-й посетитель кафе: Это так не эстетично! Какой еще Есенин! Господа! Сегодня перед нами выступит настоящий, возвышенный поэт. Говорят, он начал писать свои откровения после общения с духами на сеансе спиритизма! Просим! Просим!

Все хлопают.

2-й посетитель (поэт-декадент):

Ах, возвышенные дали!
Их немногие видали!
Смерть! Скорей приди ко мне,
Буду облаком в небе!

3-й посетитель: Божественно!

4-й посетитель: Это так возвышенно!

5-й посетитель: Поэтично!

6-й посетитель: Настоящее искусство!

Ведущий: Первым творческим этапом С. Есенина явилось начало 1910-х годов, когда поэтом было написано около 60 стихотворений и поэм. Основными темами лирики Есенина были деревня, родная природа.

Ведущий: Есенин появился в Москве на 18году жизни и поступил помощником корректора в типографию. Там работала Анна Изряднова. Она была старше поэта на 4года. Они познакомились и стали жить гражданским браком. У них родился сын Юрий. Но семейная жизнь не сложилась... Слайд 8, 9

Ведущий: Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Слайд 10

(Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915г., А.Блок)

ученик: 

Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, – 
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха. Снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Слайд 11. Дама с собачкой: Вы говорите о Есенине? Я от него в восторге! Моя Пусечка ему очень понравилась! Он так понимает животных! Мне кажется, они его тоже очень-очень любят. Моя Пусечка ему даже лапку подала!

Ведущий: Действительно, трудно найти другого поэта, который так любил братьев наших меньших. Хотя для Есенина они были просто братьями. Он себя чувствовал наравне с ними.

В кафе входит Корреспондент.

Слайд 12. Корреспондент: О чем спорите, господа? Спросите меня, я корреспондент, я все знаю. Только сейчас из театра Мейерхольда. Видел там Зиночку Райх. Она показала мне замечательные стихи Есенина!

Лебедев М. Чтение стихотворенья «Вечер черны брови насопил...»

Ведущий:         Зинаида Николаевна Райх была известной актрисой, женой Есенина. В 1920 году они расстались, но все же Райх оставалась для Есенина близким и любимым человеком. В 1924 году в Батуми поэт познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян. Между ними завязалась дружба. Так появилось удивительно красивое стихотворение «Шагане ты моя, Шагане…» 

Богута И. Чтение стихотворения «Шагане ты моя, Шагане…»

Слайд 13. Ведущий: Ей же, Зинаиде Николаевне Райх, посвящено любимое многими стихотворение «Собаке Качалова».

Чтение стихотворения «Собаке Качалова».

1-й посетитель: А кстати, об искусстве! Вы слыхали? Скоро приедет Айседора Дункан!

2-й посетитель: Как! Знаменитая танцовщица?

3-й посетитель: Да, ей рукоплескала вся Европа!

Ведущий: В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.). (Звучит стихотворение С.Есенина “Забава”).

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились – 
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути, – 
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте 
Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Слайд 14. Ведущий: Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921г.). Совместное путешествие по Европе сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Ученик:

Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть 
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет, 
Не ставьте памятник в Рязани!

В кафе присутствует сестра Есенина. Она держится особняком и молчит. На экране – танец А.Дункан слайд 15, 16

1-й посетитель: Браво!

2-й посетитель: Чувствуется Европа!

3-й посетитель: Настоящее искусство! Богиня!

4-й посетитель: Что вы, богиня! Вы слышали? Она связалась с Есениным!

5-й посетитель: Как с Есениным? Он же мужик! Грубиян!

Ведущий: Дункан погибла 15 сентября 1927 года. Танцовщица села в маленькую гоночную машину, обернула вокруг шеи длинную красную шаль и, прощально махнув рукой, сказала последние слова: “Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!”.

Агеев Д. слайд 17.

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое 
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас замучила 
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел – 
Катиться дальше вниз.

Любимая! 
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму – 
Куда несет нас рок событий.

Слайд 18.

6-й посетитель: Есенин - хулиган!

1-й посетитель: Дебошир! Скандалист!

2-й посетитель: Он связался с какими-то имажинистами!

На сцену выходят имажинисты – 3 чел.

– Имажинисты, вперед! Главное – образ!
– Слушайте настоящих поэтов!
– Эй, Серега!

Слайд 19. Поют песню «Я обманывать себя не стану»

1-й посетитель: Кошмар!

2-й посетитель: Моветон!

3-й посетитель: Это не поэзия! Слишком грубо!

4-й посетитель: Он сам называет себя хулиганом!

На сцене – чтение стих. «Исповедь хулигана».

Сестра Есенина: Я Александра, сестра Сережи. Как же вы не понимаете! Почему вы не хотите послушать его, вчитаться в строки, ведь все это выстрадано! Вы не знаете Есенина, если считаете его только гулякой!

Уходит. С этого момента появляется только на сцене.
Слайд 20. Ведущий: И ещё одно имя, она не была его женой, но очень много значила для поэта - Галина Бениславская. Любила поэзию и на одном из литературных вечеров в 1920году встретила Есенина. «Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».

Ведущий: Она фактически стала его литературным секретарем и агентом. Их общирная переписка проливает свет на их отношения, мучительные для Галины.

  Ведущий:     В 1925году в марте поэт прислал письмо:

«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину»

Слайд 21. Ведущий:     А 18сентября 1925года Есенин женится на Софье Андреевне Толстой, двадцатипятилетней внучке Л.П. Толстого. Брак не был счастливым.

Ведущий: На недолгом жизненном пути привлекательного поэта встречалось немало женщин. По-разному складывались и их отношения с Есениным.

Сестра Александра: Сергей замечательно писал о любви, потому что был любящим, нежным человеком. Он помогал нам, сестрам, и маме. Мама говорила о нем: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

Чтение стихотворения «Письмо матери».
На сцене – исполнение песни «Клен ты мой опавший…»
1-й посетитель: На самом деле мы думаем, что не любить Есенина нельзя. Он близок нам даже спустя 120 лет после его рождения. Кажется, что заговорила в его стихах сама земля русская.

Ведущий: «Гой ты, Русь моя родная!»

2-й посетитель: А кто из нас не знает этих строк: «Белая береза…»

3-й посетитель: Его стихи как картины, а он – чудесный художник. Каждый цвет имеет свое значение.

4-й посетитель: Синий, голубой, малиновый – цвета Руси, любимой Родины.

5-й посетитель: Розовый – юность, свежесть, чистота, первая любовь.

6-й посетитель: Красный – цвет осени, увядания, краткости жизни…

Ведущий: Сергей Есенин – очень русский поэт. Он немыслим без России, без ее земли, природы, и Россия помнит и любит его уже второе столетие. Себя он чаще всего представлял кленом. Да и все мы, по его мнению, «яблони и вишни голубого сада»

Сестра Есенина: Поражает, как глубоко, философски и в то же время просто он умел писать.

Песня. Не жалею, не зову, не плачу…»

1-й посетитель: Так каким же он был – Сергей Есенин?

2-й посетитель: Он был нежным, любящим.

3-й посетитель: Озорным, молодым.

4-й посетитель: Очень талантливым!

5-й посетитель: А может быть, просто вслушаемся в его слова? Послушаем самого Есенина?

Литературное кафе выходит на сцену.

6-й посетитель:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать. 
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Ведущий:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Сестра Есенина:

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

1-й посетитель:

Много дум я в тишине продумал, 
Много песен про себя сложил, 
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

2-й посетитель:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших, 
Никогда не бил по голове.

3-й посетитель:

Знаю я, что не цветут там чащи, 
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

4-й посетитель:

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

 (звучит Музыка) Чтение стихотворения Глеба Горбовского

Могу представить Блока

Согбенным старичком,

Жена белеет сбоку

И тросточка торчком.

Взрывной и непослушный,

В зигзагах бороды.

Вбегает в старость Пушкин,

И сразу с ней -на ты.

Бесстрашен и безбожен,

Весь затаённый крик!

Но все ж представить можно,

Что Лермонтов старик.

И лишь один. С гитарой,

С оравой прихлебал

Не умещался в старости,

Как я и представлял.

То чубом, то глазами,

То песней завитой,

То всей резной Рязанью

Не слез в парик седой

. Вот он стоит сквозь возраст,

И стать его пряма.

Под русскою берёзой,

Как молодость сама.

Стоит, как крест над храмом,

Как музыка земли...

И на душе - ни шрамов,

Ни пятен... от петли.

(выходит ученица и читает  стихотворение Зубковой)
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатёр,

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы - сестры русского рассвета -

Сбежались у окольницы села.

В них  жажда  жить до трепета, до дрожи.

Им повезло - он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже -

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала...

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль...

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин — то не просто имя, —

России стихотворная душа...

Ведущий: Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Ведущий: Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Слайд 22. Видеоролик под песню «До свиданья, друг мой, до свиданья»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка "Знаки препинания при обращениях"

Автор: Москвина Татьяна Викторовна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема урока: "Обращение. Знаки препинания при обращении". "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "239634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444832916"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обращение.Знаки препинания при обращении. "
    ["seo_title"] => string(51) "obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "234894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443544322"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Раздаточный материал к урокам русского языка по теме: «Знаки препинания при обращении»"
    ["seo_title"] => string(80) "razdatochnyi_matierial_k_urokam_russkogho_iazyka_po_tiemie_znaki_priepinaniia_pr"
    ["file_id"] => string(6) "408774"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492009830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priamaia-riech-znaki-priepinaniia-pri-priamoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "170284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423528295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства