Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении
Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении
Урок проведен в 5 классе. Цели урока: сформировать понятие об обращении, его роли в предложении, научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, учить постановке знаков препинания при обращении, Урок рассчитан на работу учащихся в группе, поэтому еще одной важной целью является воспитание положительного отношения друг к другу, умения работать в группе. Работая в группе, выполняя ряд операций, учащиеся сами определяют тему, цель урока, дают определение обращению, учатся находить его в предложении, ставить знаки препинания. На уроке используется мультимедийная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении»
Тема: «ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
Цели: сформировать представление об обращении, его роли в предложении; учить находить обращение в предложении, отличать подлежащее от обращения; учить постановке знаков препинания при обращении; развивать письменную и устную речь учащихся, воспитывать интерес к русскому языку и литературе, уважительного отношения друг к другу, умение работать в группах.
Оборудование: кроссворд, карточки с предложениями, карточки со схемами предложений, презентация, тестовые задания.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте, ребята.
Мотивационный этап
. На сегодняшнем уроке нам понадобятся ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся и приобретенные навыки. Итак, начнем.
Прочитайте эпиграф к уроку.
Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Кто автор этих строк?
Перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что необходимо сегодня на уроке вам, школьникам?
Цель нашего урока: изучить новый материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
Актуализация изученного
Лингвистическая разминка (кроссворд)
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падеже. (Дополнение)
Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?. (Определение)
Получилось слово обращение.
Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении».
Расскажи нам, обращение,
Что ты значишь, что скрываешь?
Как с тобою поступать,
Чтоб нам грамотными стать!
Давайте подумаем, что же вы хотите узнать об обращении.
Дети ставят цели.
Учитель: сегодня на уроке я помогу вам узнать, что такое обращение, какова его роль в предложении, вы научитесь находить обращение и отличать его от подлежащего, будем развивать умение ставить знаки препинания при обращении.
А поможет нам в этом презентация, дидактический материал, который лежит у вас на партах и всеми вами любимые сказки А.С.Пушкина.
Комплексная работа с текстом
Пушкин - солнце нашей поэзии. Он освещает наш путь ярким светом любви к людям.
Пушкин сказал о своей няне добрые ласковые нежные слова:
Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Няня была другом и помощником для него.
У доски
Синтаксический разбор
Он освещает наш путь ярким светом любви к людям.
Задание классу в это время.
Почему Пушкина можно назвать солнцем нашей поэзии? (Солнце обогревает. Так и Пушкин согревает нас своими добрыми, прекрасными, по своему таланту, произведениями).
Выпишите предложение, в котором есть однородные члены (добрые, ласковые, нежные), которые соединяются между собой только с помощью интонации. Расставьте знаки, составьте схемы. [знаки назвать с места, схему составить на доске. Найдите еще предложение с однородными членами. Какие однородные члены в этом предложении соединены одиночным союзом и? Какое правило знаете об этой пунктограмме?
Проверка.
Постановка проблемы
Прочитайте предпоследнее предложение. Выпишите в тетрадь.
Найдите в нём слова в именительном падеже. (ты, старушка)
Мы с вами знаем, что существительные и местоимения в И. п в предложении являются подлежащими. Какое же из них является подлежащим? Или, может, их два?
С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание?
Является ли это слово смысловым отрезком?
Да, у него есть дополнительное значение – называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание.
Операционно – познавательный этап
Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.
Группа №1
1.Бабушка, постой немножко.
2.Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре.
Группа №2
1.Вот что, князь, тебя смущает?
2. Чем вы, гости, торг ведете?
Группа №3
1.Бог с тобою, золотая рыбка!
2. Здравствуй, грозная царица!
Группа №4
1.Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…
2. Свет наш Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Из какой сказки эти предложения?
К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
Из скольких слов может состоять обращение?
Делаем выводы:
Что такое обращение.
Обращение может быть распространенным и нераспространенным.
-Послушайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Какой совет вы получили в этой рифмовке?
Понаблюдайте!
Отвечаем на оставшиеся вопросы.
Где в предложении находится обращение?
Как в предложении выделяется обращение?
На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.
На письме я появлюсь - всегда рядом запятая.
Как в начале появлюсь, запятою отдалюсь.
В середину заберусь, запятыми отделюсь.
А в конце я появлюсь, запятою прицеплюсь.
Работа со схемами
Перед вами схемы предложений с обращениями
Расскажите о знаках препинаниях при обращении.
[О, …] .
[О! …] .
[ …, О , …].
[…, О] .
Устно придумаем примеры.
Поставим знаки препинания
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Объяснительное списывание. Составление схем
1.Здравствуй, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи…
2.Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человеку, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер человека.
– Ты, Витя, (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?
– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
3.Что, Соколко, что с тобою?
Графический диктант
Составить схемы предложений по группам
1. Не губи меня девица!
2.Бог вас дети наградит.
3.Что такое господа?
4. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
Физминутка
- Тянем невод, как старик из «Сказки о рыбаке и рыбке».
- Летим, как комар из «Сказки о царе Салтане».
- Собираем грибы, как царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Скачем, как царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сравнение с подлежащим
Сравним два предложения.
1.Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
2. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало.
Как можно отличить обращение от подлежащего?
1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.
2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.
3.Обращение не является членом предложения.
Выборочное списывание
Найдите предложения с обращениями, расставьте знаки препинания.
Здоровье - наше несметное богатство,…! Чтобы сберечь его, примите совет - регулярно пользуйтесь лекарствами. Лекарства эти - слова.
Да, да. Слова-лекарства: «…, как ты себя чувствуешь?», «Помоги, …,пожалуйста, если тебе нетрудно»,
«Простите,…, за опоздание».
Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, интонаций, взглядов, улыбок. Приучайтесь к ним,… . И тогда в вашем классе все будут здоровы и добры.