Знаки препинания при однородных членах предложения
Знаки препинания при однородных членах предложения
Урок - проект русского языка в 10 классе. Тема: "Знаки препинания прои однородных членах". Цели урока: 1. Образовательная: повторить, систематизировать, закрепить знания и умения по данной теме, закрепить сформированные ранее умения и навыки постановки знаков препинания. 2. Воспитательная: Воспитание уважительного отношения к родному языку. Формирование жизенно необходимых качеств: работоспособности, внимательности, способности к сотрудничеству. 3. Развивающая: Развитие аналитических способностей школьников: умение сопоставлять, делать выводы, развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний, которые способствуют на экзамене результативному выполнению задания С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при однородных членах предложения »
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Знаки препинания при однородных членах».
Цели урока:
Образовательная: повторить, систематизировать, закрепить знания и умения по данной теме, закрепить сформированные ранее умения и навыки постановки знаков препинания.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к родному языку. Формирование жизненно необходимых качеств: работоспособности, внимательности, способности к сотрудничеству.
Развивающая: развитие аналитических способностей школьников: умение сопоставлять, делать выводы, развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний, которые способствуют на экзамене результативному выполнению задания С.
Ход урока.
Проблемные вопросы было предложено обдумать дома:
Когда запятая ставится.
Когда запятая не ставится.
Знаки препинания при обобщающих словах.
На этапе организации этой деятельности класс делится на 5 групп. Каждая группа (5 человек) получает задание.
Первый этап подготовки (сбор информации) теоретическое осмысление материала.
Первая группа сообщает о постановке запятой, если однородные члены соединяются сочинительными союзами.
Перед противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако.
Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки. (Л. Толстой).
Дни стояли пасмурные, однако теплые. (С. Аксаков).
2. Перед второй частью парных союзов не только … но и, как … так и, не так … как и двойных союзов если … то, хотя … но.
Лицо его было желто, сморщено и не только грустно, но и глубоко несчастно. (Л. Толстой).
3. Перед повторяющимися соединительными или разделительными союзами.
Дробится, и плещет, и брызжет волна мне в очи соленой влагой.
(А.К. Толстой).
Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или отца его, или для самих себя.
(А. Гончаров).
Вторая группа готовит материал о том, когда запятая не ставится.
1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами и, или, либо, да (= и).
Он лежал на спине и смотрел сквозь ветви на потемневшее небо.
(В. Гаршин)
2. При повторяющемся союзе и, если однородные члены образуют тесное смысловое единство или фразеологический оборот.
Катерина Львовна и краснела и задыхалась от счастья. (Н. Лесков).
3. Во фразеологических оборотах: ни два ни полтора, ни взад ни вперед, и вашим и нашим.
На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (А. Пушкин).
При однородных членах могут стоять обобщающие слова, которые имея более широкое значение, обобщенно выражают значение однородных членов, дают общее наименование тому, что перечисляется, например:
Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется. (И. Тургенев).
И третья группа готовит об этом материал.
1. Если обобщающее слово предшествует однородным членам, то после него ставится двоеточие.
Все было непривлекательно: небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров. (К. Паустовский).
2. Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.
Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было. (Д. Мамин-Сибиряк).
3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.
Повсюду: в клубе, на улице, на скамейках у ворот, в домаз – происходили шумные разговоры. (В. Гаршин).
4. Если после обобщающих слов стоят пояснительные союзы а именно, то есть, как-то, вводное слово например, то перед последними ставится запятая, а после них двоеточие.
К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. (С. Аксаков).
5. Если после однородных членов перед обобщающим словом употребляются вводные слова одним словом, словом, имеющие значение итога, то перед последними ставится тире, а после них – запятая.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (В. Арсеньев).
Дети четвертой группы собирают материалы, выполняют техническую часть – составляют тренинговую карточку или кластер.
Следующий этап – презентация собранного материала.
Каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски (теоретическая составляющая), иллюстрируя теоретические положения примерами (практическая составляющая) и готовит свою часть для тренинговой карточки – несколько предложений, записанных на отдельном листке.
В итоге на листе будут наклеены несколько полос бумаги с примерами, подобранными по каждому случаю, без знаков препинания. Детям останется только поработать с такой карточкой самостоятельно, расставив знаки препинания.