Контрольная работа по русскому языку
4 класс. II четверть.
Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».
Цель работы – проверить умение писать текст под диктовку с изученными орфограммами.
Задачи работы -
- проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения;
- проверить умение написания слов с безударной гласной в корне;
- проверить умение написания слов с сочетаниями - жи;
- проверить умение написания слов с сочетаниями - тся, -ться;
- проверить умение написания слов с парными звонкими и глухими согласными;
- проверить умение написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных звуков;
- проверить умение разбирать предложения по членам и составлять его схему;
- проверить умение выполнить синтаксический разбор предложения.
Ежи.
У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапками роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.
Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Ёж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.
Весной под крыльцом обнаружили только старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый ёж не захотел покинуть наш дом.
Грамматическое задание:
1 вариант
- Разберите по членам предложения, составьте схему 4-го предложения;
- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.
2 вариант
- Разберите по членам предложения, составьте схему 8-го предложения;
- Выполните синтаксический разбор 7-го предложения.
Алгоритм работы над ошибками.
№ п/п | Характер орфограммы (правило) | Как исправить | Пример |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль | Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак. Объясните по образцу | Ежата играют, резвятся. |
2 | Заглавная буква в начале предложения. Предложение – это группа слов, которые выражают законченную мысль | Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву | Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. |
3 | Перенос слов. Запомните! 1. Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!) 3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать) | Напишите слово правильно, разделите на слоги. Подчеркните, выделите гласные буквы. Напишите все случаи переноса данного слова | Об/на/ру/жи/ли Об-наружили Обна-ружили Обнару-жили Обнаружи-ли |
4 | Гласные И, А, У после шипящих. Запомните: Жи-ши Чу-щу | Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните, подберите и запишите ещё два слова с этим сочетанием | Живут |
5 | Проверяемые согласные в корне слова (п/с). Запомните! Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к. з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) | Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после п/с. Напишите правильно слово с п/с. Выделите корень и п/с в корне | Ёж - ежи |
6 | Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных. Пишется после согласных на конце слова (конь) в середине слова между согласными (коньки) | Напишите слово правильно. Выделите ь. Подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь, подбери ещё два слова с ь. | зверька |
7 | Если пропустили (кроме непроизносимых), не дописали, переставили букву в слове | Напишите слово правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили | Со/ба/ка |
8 | Проверяемые безударные гласные в корне слова (б/г). Запомните! Безударные гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение | Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. Напишите правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне | Корешки-кОрень Зверька-звЕрь |
Критерии оценивания.
Диктант | |
«5» | нет ошибок и исправлений орфограмм или одно незначительное исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.) |
«4» | 1 – 2 ошибки не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных; допускается дополнительно одно исправление любого характера |
«3» | 3 – 5 ошибок а) 3 орфографические, 2-3 пунктуационные б) 4 орфографические, 2 пунктуационные в) 5 орфографических, 1 пунктуационная работа выполнена небрежно; допускается 1 исправление любого характера |
«2» | более 5 ошибок работа выполнена небрежно; много серьезных отклонений от норм каллиграфии |
Не считают за ошибку в диктанте: а) ошибки на то правило, которое еще не изучалось; б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла; г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел. |
Каллиграфия | |
«5» | работа написана аккуратно, чётко; письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии; допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии |
«4» | работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии; допускается дополнительно одно исправление любого характера |
«3» | работа выполнена небрежно; допускается 1 исправление любого характера |
«2» | работа выполнена небрежно; много серьезных отклонений от норм каллиграфии |